Аналитическая философия: основные идеи и проблемы

Вас интересует собственное развитие?

Тогда вам с нами по пути.

“Здравы будьте, мил человек. Этот сайт создан нами, чтобы посмотреть и разобраться, какими путями мы идём и как развиваемся.”

Главная » Философия » Философия с аналитической точки зрения

Философия с аналитической точки зрения

Развитие философской мысли привело к совершенствованию речи. Лингвисты европейских государств (также некоторые американские представители) углубились в исследование языковых оборотов. Аналитическая философия сделала метаязык инструментом всеобщего пользования, доступным и понятным для каждого желающего, не зависимо от образования, познать науку. Когда конкретно произошел такой общекультурный переворот невозможно определить, так как процесс захватил многие десятилетия ХХ века. Начало второй мировой войны стало решающим фактором перехода течения на новый уровень. Из кризисов, нововведений направления сложилась история полноценного языкового массива.

Философия аналитики, ранний этап, представители

Говоря об аналитической философии, первостепенно следует разобраться в ее сущности. Она представляет собой лидирующее направление философии англоязычных интеллектуальных сообществ XIX – ХХ веков, которое доминирует над остальными лингвистическим течениями, объединяет их, в решении поставленных задач учит пользоваться точностью, строгостью, здравым смыслом.

фото 688Представители направления отличаются сдержанностью к абстрактности, обобщенности, секуляризации понятиями. Главным козырем философов ыступает разумная аргументация. Язык служит для них не только вспомогательным средством изучения, но и сам является предметом исследования.

Колоссальное значение приобрело стремление аналитиков устранить из языковых оборотов форм, приводящих к заблуждению философских выводов, спутанности рассуждений. С помощью сопоставления логики и грамматики предложений, синтаксической точности адепты достигали нужного результата.

Благодаря масштабности аналитическая философия, объединяющая под своим началом научное многообразие, стала претендовать на методологию всего исследовательского познания.

Анализ в философии приобрел роль влиятельного инструмента. Он преломил интеллектуальное сознание общества, направил человечество на путь научно-технического прогресса, осуществил революцию философского мышления. Одновременно с этим, адепты лингвистического и логического видов анализа, отражающих настроения умов, отрицают главенство какой-либо из наук, опираются на обыденный язык и естественный подход к жизни.

Свои корни аналитическая философия пускает в античность. Аристотель отображал начальные идеи современных аналитиков. Позже философствование Канта также содержало в себе задатки аналитического подхода. Все последующие философы-аналитики стали предшественниками направления: Лейбниц, Юм, Декарт, Беркли, Милль, Локк, Гоббс, Брентано.

Идеологом совершенствования языка выступил Хайдеггер. Философ полагал, что предназначение философской науки заключается в приближении к максимальной адекватности передачи мысли посредством языка.

Яркими первыми представителями выступили Рассел, Рамсей, Фреге, Витгенштейн. Они углубились в детализированный языковый анализ, стали основоположниками знаний для сопутствующих наук.

Сторонником метаэтического подхода был грузинский философ Мамардашвили, который предлагал строить этические суждения, основываясь исключительно на жизненном опыте.

Членов «Венского кружка» тоже считают приверженцами аналитического философствования. Несмотря на разность мнений, они преследовали единый принцип – философский анализ научного языка, критическое восприятие наличных знаний. Сущность принципа заключалась в понимании имеющихся познаний, как общности человеческих ощущений. Для подтверждения данной формулировки адепты предлагали свести знание к ощущениям.

Аналитическая этика или метаэтика

С развитием общества рано или поздно этический вопрос философии, поднимаемый Аристотелем, Кантом, снова должен был стать на повестку дня. Если раньше этика выглядела абстрактно, не имела четких определений и правил, то философы-аналитики посмотрели на нее присущим им логическим взглядом.

Морально-этическая проблема, долгое время игнорируемая сторонниками неопозитивизма, заняла центральное место в аналитической философии. Именно благодаря ей направление называют метаэтикой. Гуссерль считает, что европейский общественный кризис связан именно с отстранением человека от этических ценностей.

Метаэтика, анализирующая обыденный язык, имеет два подхода к восприятию морально-этических фраз: когнитивный (познавательный), не когнитивный (субъективно-эмоциональный). Когнитивный подход более распространен и востребован. Этика ценностей, справедливости была ключевой идеей представителей направления. Но со временем метаэтика отдалилась от нее, трансформировалась в обширное течение, лишь отдаленно по своим концепциям напоминающее первоисточник. Современная метаэтика похожа на первозданную только аналитической манерой образа мысли: отсутствием расплывчатости, абстрактности изложения; четким определением ключевых фраз; стремлением к чистоте логических выводов.

Политическая сторона философии

Аналитические философы являлись приверженцами различных политических мнений. Будучи адептами философского познания, они не стеснялись совмещать свои научные убеждения с политической позицией, применяли на практике полученные исследовательски-аналитические знания с целью ликвидации политических соперников, критиковали исторически-сформировавшиеся государственные строи.

Этот всеобщий процесс можно назвать массовым применением логического анализа в корыстных целях. Такая «феноменальная вездесущность политики в философии» упраздняет само понятие «политической философии».

Религия глазами философов-аналитиков

Еще дальше пошли аналитики в исследовании религии.

Кратко говоря, многие из них были яростными атеистами. Всячески используя методологический анализ в политике, философы активно перевели его на религиозные верования. Оспаривая, критикуя, высмеивая церковные догматы, они стремились доказать нежизнеспособность веры, как таковой. Хотя сами тоже были верующими, только их божеством являлась наука. Некоторые сторонники аналитической философии считали религию наихудшим отпрыском метафизики. Другие обозначали совокупностью мистического познания, которое поддается языковому исследованию.

Настолько разнообразное использование аналитического философствования свидетельствует о его широкой применяемости в любой сфере жизнедеятельности.

Метафизика, как предмет споров

Изначально метафизика являлась для философов-аналитиков предметом отрицания: они не понимали ее принципы, отрицательно относились к ее назначению, считали абсурдными ее выводы и открытия. Метафизическая логика не сопоставлялась с аналитическим мышлением, так как была слабо доказуема. Она, как считали представители направления, основывалась на вымыслах ученых умов, бессмысленных нелепых умозаключениях. Позже аналитик Куайн выяснил, что обвинения в абсурдности метафизики опирались только на конкретные атомарные цитаты. Из чего следует — судить по отдельным отрывкам о науке в целом неразумно.

фото 689

Аналитические философы пришли к выводу, что без некоторых интеллектуальных гипотез, универсалий невозможно составить лингвистические термины. Поэтому полное отрицание метафизических теорий делает проблематичной саму философию, а наука должна оставлять свободное место предположениям, приблизительности, которые со временем найдут естественное доказательство или станут подтверждением других законов.

Благодаря адептам аналитической философии была доказана уникальность метафизики, того же учения об атомах, ее открытия получили исследовательское одобрение научных кругов. После этого произошел синтез точности и приблизительности. Но аналитики предпочитают воздержаться от громких высказываний о постмодернистской метафизике, не совмещать ее с классическим учением. Предположение параллельности миров, их множественности, уникальность модели нашего мира философы-аналитики относят к атомарным теориям.

Аналитические методы философии, влияние на них Карнап

Эхо философов-сторонников метафизики подхватил аналитик Карнап.

Утверждение единственно верной математической точности, логичности представлялось ему ошибочным, практически невыполнимым. Но использование гуманитарного литературного языка для формулировки физических, математических понятий также показало свою недееспособность.

Исследовательское пространство нуждалось в радикально новом подходе. Карнап предложил массовое использование основного научного языка, выстроенного согласно установленным правилам. Философ предположил: «если какая-нибудь догма содержит понятие о сущности чего-либо, нужно признать ее верной, строить дальше логические выводы». Такой подход являлся разновидностью семантического позитивизма, который имел два направления – общий, академический. Первый предполагал, что применение терминов сводится к простому словарному удобству общения между людьми, а стычки происходят в результате элементарной языковой недосказанности. Второй (Карнап был его сторонником) предполагал существование мирового идейного договора, «словарной основы», благодаря которой ученые всего мира могли бы беспроблемно общаться.

Витгенштейн – представитель аналитической философии

Австрийский философ Людвиг Витгенштейн поддержал методику языкового анализа. Для этого он использовал дедуктивные, логические, математические приемы.

Витгенштиейн находит связь между суждениями и фактами именно в лингвистическом пространстве. Необходимо доскональное математически доказуемое изучение языка, а именно разделение бессмысленных и разумных выводов, которые покажут, совпадает ли изречение с действительностью. Для упрощения анализа необходимо выделять отдельные важные утверждения из общей массы, затем их уже сравнивать с фактом.

Из-за использования литературного обобщенного языка, термины смешиваются, создавая тем самым философские псевдопроблемы.

Поэтому главной задачей метода Людвига Витгенштейна является разделение сложных предложений на атомарные с последующим соотношением их с фактами. Последователи аналитика разработали процедуру анализа теоретических изъяснений, базовых утверждений. Базовые утверждения опирались на ощущения, результаты исследований. Из чего следует – наука обязана руководствоваться логическими, математическими истинами, а не эмпирическими догадками.

Философия ставит перед собой более глобальную цель – языковое совершенствование, установление запретов на определенные темы.

Противостояние метафизики и философии

фото 690

Понятие «аналитической философии» родилось из методологии Рудольфа Рассела. Он считал мир совокупностью фактов, подтверждаемых высказываниями. Единичный факт создает представление о вторичном, так до бесконечности. Логические сущности фактов, как атомарные утверждения, заключают в себе всю научную значимость.

По мнению Рассела, взаимосвязь факта с высказыванием доказывает определение самого высказывания, как действительного факта.

Платон своими «универсальными идеями» повлиял на построение Расселом собственного аналитического метода. Его теория «логических атомов» продемонстрировала соотношение философии и науки.

Детище Рассела, аналитическая философия, открыла подлинное значение изречений, их скрытый смысл. Рассел полагал, что ясность знания, как основной цели философии, можно добиться не открытием новых терминов, а перестроением уже известных научных догматов, основанных на доказанных фактах. Любой метафизический принцип, не соответствующий известной фактической сущности является абсурдом, игрой слов.