Содержание
Антропоцентризм — это особое учение, основной сутью выступает человек, который стал центром всей Вселенной. В тоже время человечество играет роль и микрокосмоса, меняет все через призму взглядов. Антропоцентризм в философии можно найти уже с античных времен, когда философ Сократ распространял учение, позднее философы в будущем поддержали термин антропоцентризма.
Антропоцентризм — это представление того, что на человеке сосредотачиваются все события, которые происходят в мире. В 21 веке слово «антропоцентризм» можно встретить в нескольких значениях.
- Экологическое понятие. Человек — царь природы, и вправе требовать от неё необходимых благ.
- Лингвистическое понятие. Равное положение ценностей.
- Философское понятие. Роль высшей цели всего мира за населением.
Различия с гуманизмом
В середине 14 века в странах Европы появился гуманизм как новое философское учение. В те времена Европа находилась под суровым управлением церкви, и любая свободная идея немедленно подавлялась.
Гуманизм в Средневековье был совокупностью учений, которые представляли человека как существо, способное мыслить, сопротивляться и действовать самостоятельно. Именно благодаря гуманизму были объявлены другие принципы формирования личности и решены основные проблемы касающиеся взаимодействия с растениями, животными и всем живым.
Новое философское учение указывало на античное искусство, литературу и культуру как на духовную сущность. В то время культура и наука считались собственностью церкви, которая с большой неохотой делилась ими, н с помощью гуманизма эпохи Возрождения удалось приоткрыть эту завесу. В Италии, а следом и во всех странах Европы стали появляться университеты, в которых изучали как теософские науки, так и светские предметы: анатомия, математика, гуманитарные науки и музыка.
Гуманизм Возрождения учил добродетельности, черте, которая присуща каждому и учил развивать её в себе с помощью наставников или самостоятельно.
Часто, по ошибке, выдвигают понятие антропологический гуманизм, но это совершенно разные вещи.
Гуманизм включает в себя теории о представлении человека, умеющего мыслить и совершать самостоятельные поступки, гармонирую отношения между собой и миром.
Антропология в философии представляется в виде учения, которое говорит о человеке, как о цели всех событий.
В основном антропоцентризм отличен от гуманизма по той причине, что это учение говорит о служении всего мира человеку. Антропоцентризмом является потребитель, который уничтожает все живое, полагая, что имеет на это разрешение и весь мир обязан служить лишь ему. Гуманистический приверженец старается не навредить другим, отличается милосердием и стремлением помочь или защитить.
Основные принципы направления
Главные черты учения составляются из принципов антропоцентризма.
- Человек — главная фигура всего мира, все остальное в мире оценивается по тому, сколько пользы принесет ему.
- Окружающий мир выступает собственностью людей. Благодаря этому принципу человечество способно делать с миром все, что посчитают нужным.
- Человек стоит на самой высокой ступени социальной лестнице. Ниже находятся вещи, которые он создал, за ними следуют природные объекты, которые представляют высокую ценность.
- Связь с людьми заключается в том, чтобы они могли распоряжаться её благами.
- Природное развитие обязано подчиняться развитию человечества.
Натуроцентризм и его противостояние
Натуроцентризм – это учение, в котором можно найти даостско-буддистские идеи о том, что нужно прийти к взаимопроникаю с окружающим миром. Это направление указывает на то, что человечество не должно занимать монархическую позицию над всем живым. В соответствии с учением необходимо стать наравне со всем миром. Именно поэтому нельзя вмешиваться в природные события.
Значение антропоцентрических понятий противостоит натуроцентризму, но у них есть одна общая черта: природа выступает в роли отдельной фигуры.
- Антропоцентризм указывает на права распоряжаться богатствами мира в соответствии с желаниями.
- Натурфилософским выступает учение, отличающееся концепцией, которая близка к буддизму, а его основную суть озвучил Франциск Ассизский. Он говорил о том, что с помощью веры в доброе смирение дает возможность развитию демократической позиции касательно отношения к природе. Никто не обладают правом вмешиваться в развитие живых процессов, и могут только лишь приумножать и помогать ей.
Христианская регалия и ее воздействие
Антропоцентризм в христианской религии придерживается тех же идей, только несколько измененных, учитывая мораль христианства. К основным принципам данного течения относится следующее:
- Бог выступает в роли олицетворения всей природы, поскольку создал весь мир.
- Поскольку лишь человек был создан по образу бога, то возвышается над всем, что было сотворено создателем мира.
- Население Земли получило возможность управления от бога.
- Все живые объекты не имеют вид подобно богу, они несовершенны, а человек в праве делать с ними все, что считает нужным.
Христианская религия видит человеческую волю, как особое блаженство, которое стремится подарить красоту и любовь.
Взаимодействие с природой
В 21 веке антропогенез потерпел изменения, после этого его идеи представляются в виде принципов гармонии природы и человека. Согласно этому необходимо:
- изучать природу, а не покорять;
- сохранить для будущего поколения;
- бережно относиться к природным ресурсам;
- наносить минимальный вред природе от совершенствующихся технологий.
В период Ренессанса население планеты пришло к необходимости гармоничных отношений с природой. В учениях мыслители указывали, что человек неразрывно связан с окружением, оно рассматривается живой и одухотворенной фигурой. Мир рассматривался не просто как творение бога, мир — это нечто, отличающееся креативностью, самодостаточностью.
В эпоху Возрождения произошла смена отношения ко всему живому. Открыв великолепие и красоту Земли, все увидели его источником радости и наслаждения. Природу антропоцентризм рисует как место, в котором душа сможет спрятаться от людской цивилизации. Философ Жак-Жак Руссо указывал на то, что переход от природного начала к социальному является причиной всех бед человечества. В данную эпоху антропоцентризм называют важной частью всего сущего. В учениях мыслители указывали, что, стремясь к разумности действий, удастся познать смысл своей жизни.
Мировая гармония
Философствование в эпоху Возрождения указывало на то, что природа способна сама создавать формы вещей. Гармония- идеальная форма, которая представляет сущность красоты. Мыслители представляли мир, наполненным гармонией, которую находили везде: в смене дня и ночи, смены красок полей и лесов, разных видах птиц и животных. Но если все живое, что наполняет планету считают гармоничным, то население выступает важной частью, такой же гармоничной фигурой. При этом имеется в виду не только гармония между телом и душой, но и гармония человеческой души, которая подчиняется земным законам.