Арабо-мусульманская философия: коран и суфизм

Вас интересует собственное развитие?

Тогда вам с нами по пути.

«Здравы будьте, мил человек. Этот сайт создан нами, чтобы посмотреть и разобраться, какими путями мы идём и как развиваемся.»

Главная » Философия » Общие понятия арабо-мусульманской философии

Общие понятия арабо-мусульманской философии

В восточных районах и на территории Испании, которые подчиненны арабам, мировоззренческие идеи не сильно были подвласны влиянию религиозных течений. В то же время в странах Евромы и Азии религия имела больший вес. Слияние, в единое целое государство (Халифат), обособленных племен арабского народа, содействовало сосредоточению великих мудрецов в его научных центрах и достижению наивысшей степени усовершенствования философской мысли.

фото 727Мысли философского Востока – особенное явление арабо-мусульманской философии. Арабо-мусульманская философия – возникла и развивалась, как традиция философской рефлексии и в настоящее время претерпела колоссальное преобразование под воздействием западной философии и цивилизации. Арабо-мусульманская философия состоит из трех базисных периодов: классического (VIII-XV вв.), средневекового (XVI-XIX вв.), современного (вторая половина XIX-XX вв.). Классический период развивал пять главных направлений и школ философии.

Средневековый период характеризовался разносторонними аспектами, современность же – искала направления, сохраняющие цивилизационный фундамент классического общества в современной обстановке.

Арабская философия обозначала мировоззрение людей из структуры «Арабского халифата», сочинявших труды на арабском и персидском языках. Арабская фундаментальная философия, прочно связывалась с исламской культурой. Таухид – правило монотеизма (единобожия), воплощая представление о единении существования с Вселенной, являлось главенствующей темой мусульманской теологии и философии. Проявленная тремя главными течениями религиозно-философская идея в культуре ислама, включала в себя: калам – схоластическую теологию ислама; суфизм – религиозно-мистическое и пантеистическое течение мысли; фалсафа – философию, испытавшую влияние представлений мыслителей древности.

Прогрессивная арабская философия

В Аравии, вначале VII века, появившееся и распространившееся новейшее духовное учение – ислам, сделалось единственным, где божество куреймитов стало беспримерным Богом. Новейшее вероисповедание использовалось людьми высших кругов арабских племен (кочевых и оседлых) для формирования полноценной страны. Такое вероисповедание, как мусульманство сформировалось в конфликтной обстановке между горожанами и кочевниками, сформировавшей арабско-национальное сознание в соперничестве с персами и абиссинцами.

С VIII по IX вв., развивалась мощнейшая арабская Восточная культура. До арабских завоеваний, экономическая ситуация БлижнеВосточных стран, развивалась лучше европейской и, в последствие, активно совершенствовалась. Вначале IX в., Багдад, под управлением Аль-Мамуне, стал крупнейшим сосредоточением науки с собственными библиотеками, школами и научными сообществами. К популяризации научных знаний и покровительству их роста были причастны многие правители Востока. В Кордове на Пиренейском полуострове, в X веке сформировался второй центр, повлекший за собой разветвление арабской культуры на две ветви – западную и восточную. XII век характеризуется преобладанием западной ветви арабской культуры, но монгольские набеги XIII в. приостановили усовершенствование культуры на Востоке.

Ранний арабский философ Абу Юсуф Якуб Кинди (конец VIII в.), стремился скоординировать духовность верования с философией. Разум аргументирует многие мировоззренческие позиции, но определенные знания, можно получить лишь с помощью откровений, превышающих способности человеческого разума. Большую часть западной философии Аристотеля распространил Абу Наср Мухаммад Фараби (IX в.), составив комментарии к сочинениям Аристотеля. Абу Наср уделял большое значение политической философии, создав знание об идеальном государстве и комментарии к трудам Платона: «Государство» и «Закон». Физическое знание о Вселенной как о едином целом Абу Наср перенимает неоплатонические представления, изображая Вселенную, как степень вершины, которую занимает все Единое (сравниваемое с Аллахом). В следующем разделе пойдет речь об одном из влиятельных арабских мыслителей X в., а именно об Абу Али Ибн-Сине – считавшемся Авиценной.

фото 728

Ибн-Сина

Исключительный мудрец, целитель и «звездочет» – Абу-Али Хусейн ибн-Абдаллах Ибн-Сина, родом из Бухары – сформировал неподдельный порядок в метафизике, оказавший важное влияние на арабскую и западноевропейскую философии. В детстве Абу-Али, едва получив образование, выучил Коран и к 10 годам овладел, словесными дисциплинами. С возрастом, увлекаясь философией, на его жизнь колоссально повлиял ученый Абу-Абдаллах ан-Натили, что помогло Абу-Али разобрать труды Ливанского мыслителя Порфирия. Затем Абу-Али старательно занялся штудированием физики и метафизики, что оказало действие на его тяготение к медицине.

Затем продолжались годы скитаний и паломничеств по свету из-за переживаний по поводу ухода его отца из жизни. Абу-Али странствовал по разнообразным местам, встречая «преграды» на своем пути, находясь на «краю» жизни. В надежных источниках описываются примечательные штрихи мыслителя, представления о котором выделяются страстью к исследованиям и тяге к охвату новейших энциклопедических знаний. Ибн-Сина захватывает внимание проницательностью, необычайными способностями памяти и обостренностью мыслей. 400 сочинений на арабском языке и около 20 на языке фарси, приписываемые мыслителю, относятся к научным и философским знаниям античности. Последние годы собственной жизни, проведенные в Исфахане, были великими и продуктивными, потому как именно на этом этапе были созданы великие труды: «Книга знания», «Восточная философия», «Книга справедливости» и «Книга исцеления».

5 книг неофилософского сочинения мыслителя – «Канон врачебной науки» объединяет и систематизирует опыт практикующего врача, и накопленные медицинские знания. Данное творение являлось особенным руководством по медицине на Востоке и в Европе до XVII в.

Абу-Али, проводя различия между первоосновой вещи и бытия, показал их несовпадение. Для обретения бытия, миру вещей необходима первооснова – что есть Бог. Посредством этой мысли, мыслитель доказывает бытие Бога, которое бесконечно и из которого следует разумная первооснова, названная – первой интеллигенцией. Всевышний создает единое сущее, так как сам он един и прост. А единое основание способно сотворить только одно действие.

Классификация наук

Науки Абу-Али делятся на две группы: теории и практики. Науки теории – изучают бытие независимо от деятельности человека, науки практики – исследуют деятельность. Целью теоретических наук является – осознание истины, в то время, как практических наук – приобретение пользы. Логика, не входящая в данную систематизацию, как «инструментальная» наука, идет впереди всех других наук.

Теоретические науки состоят из: физики, математики и метафизики. Теоретическая физика состоит из нескольких положений: формы, движение, минералы, а также понятия о растительной, животной и человеческой душах.

Практическая физика включает: медицину, астрологию, толкование снов, науку о талисманах и алхимию. Абу-Али безоговорочно воспринимал концепцию астрологического положения, что: «Земные явления обусловлены движением небесных тел».

Математика – включающая в себя арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки – анализирует первоначало всех существующих наук, доказывая бытийное и необходимое единство атрибутов, исходной и второстепенной «духовных субстанций». Практические науки включают политику – науку об управлении народом; домоводство – наука управления домом; этику – науку о человеческих устоях, принципах и нормах поведения.

Совечность Бога и мира

Абу-Али развивает понятие вечности материи, формулируя представление о Божественном создании мира. Всевышний является первопричиной мира, а мир – источником Бога. Вечное существование Бога есть вечное существование мира. Знание о душе, занимает главенствующее положение в миропонимании арабоязычной философии. Человеческая разумная душа бессмертна, потому как с возрастом телесная оболочка утрачивает былую красоту, а силы, свойственные телу, ослабевают, тем самым разум, становится крепче. Разум в собственном бытие – материя, не подчиняющаяся телу. Душа осуществляет самостоятельную жизнь, покидая тело после смерти. Моделью подобного состояния является царство сновидений, где фантазия мысли существует отдельно и независимо от чувственных внешних переживаний. Человеческая душа содержит разум теории и практики. Теоретический разум производит знания, обращенные на постижение истины и избегание обмана. Практический разум, вырабатывает моральные нормы, высвобождая от чувств разумную часть души.

Существует два средства постижения души: обычное и подсознательное. Интуитивное (подсознательное) включает с себя состояние души в общении с мировым разумом. Знания поглощаются душой, формируясь в телесные образы для приспособленности восприятия. Общественная обстановка запрещает бездельничанье, расхищение, лихоимство, азартные игры и другое деструктивное поведение. Сфера частной (обособленной) жизни карает за неверность и безнравственность. Абу-Али вкладывает великое значение в брак, где главенствующую роль исполняет хозяин дома – муж и отец, отвечая за благополучие совей семьи. Муж обязан проявлять заботу о мыслях благоверной, чтобы она занималась только делами по дому и воспитывала детей, иначе образовавшийся вакуум в уме способен пополниться мыслями о неверности с другими мужчинами.

При воспитании, юношу необходимо обучить несложным знаниям базисных наук из-за бесполезности великих знаний для ума, что приносят вред. Индивид обязан обучиться самоуправлению и самоконтролю, обладать самонаблюдением и обнаружением собственных недостатков. Нужно воспитывать в себе 4 главнейших качества: сдержанность, отвагу, разумность и честность. Так как они и есть средоточие крайностей: алчности – воздержанности – лени; мнительности – смелости – сумасбродства; подавленности – справедливости – склонности к подавлению других.

Ибн-Рушд

Вся прежняя арабская философия повлияла на христианский догматизм, благодаря Ибн-Рушду, прославленному в Европе под именем Аверроэса. Абу-Али проживал в Андалузии и Марокко, исполнял должностные обязанности судьи и врача при царском дворе. Как инакомыслящий еретик, подвергся гонениям незадолго до своей смерти, являясь создателем множества сочинений по: философии, естественным наукам, медицине, юриспруденции и филологии. Истолковав выдающиеся труды Аристотеля, Аверроэс издал множество творений, наиболее известным из которых было – «Опровержение опровержения», в котором мудрец анализирует вопрос о взаимоотношениях философии и религии, демонстрируя схожесть философии и религии в целенаправленности обсуждений. Религия и философия берут за основу Бога, но философствуют о нем разными способами. Религия риторически размышляет о Творце, оперируя образностью мышления, проявляющегося в Коране, в то время как философия подходит к рассуждениям рационально, доказательно и адекватно.

Ибн-Рушд не противоречит религии. Он полагает, что: «Вера в Бога заложена в основе морали, народ обязан быть религиозным. Забрать у народа убеждения о религии означает оставить общество без принципов, которые регулируют нравственную жизнь человека, ввергающих его в пучину нигилизма и анархии». Концепция мудреца содержит мировой разум, мировой порядок и гармонию. «Мертвая материя не существует, даже царство минералов содержит подобие жизни». Формируя главные представления учения Аристотеля о душе, Рушд не предполагает индивидуального бессмертия. По его мнению, душа индивида со всеми своими функциями связана с телесной оболочкой. Только всемирный разум, единый для всех людей и человеческий род – вечны, подобно смертности каждого человека. Отклоняя способ прямой связи с Богом, Рушд отклоняет мистический путь понимания. Только научное знание ведет к конечной цели и здесь нужен безостановочный, и непрерывный духовный труд.

фото 729

Проблема свободы воли

Некоторые люди склонны к проявлению добра, другие – к злу, но данный аспект предопределяется многими причинами: эмоциональностью, независимостью и осознанностью. Добро или благополучие выражены и проявляются тогда, когда душа рациональна и держит под контролем животные инстинкты. Полноценное счастье человек обретаем лишь в идеальном государстве. Слаженное развитое государство как единое устройство рождается тогда, когда его граждане специализируются каждый в собственном направлении развития. Избирая себе дело жизни с молодости и занимаясь им в течение долгого времени, человек способен достичь великого мастерства, что относится к интересам индивида в частности и к государству, в общем.

Adblock detector