Содержание
Медицина и философия, как отдельные науки, нуждались во взаимосвязи, сформулированной еще Гиппократом: «Врач-философ подобен Богу» и его коллегой мудрецом Демокритом, писавшим: «…врачебное искусство исцеляет болезни тела, а философия освобождает душу от страстей». Французский мыслитель эпохи возрождения Мишель де Монтень писал: «Душа, которая вместила в себя философию, не способна не заразить своим здоровьем и тело».
В далеком прошлом медицина выделялась как высокопрофессиональный обособленный труд. Не являясь пока теорией в науке, была философской в миропонимании врачей, где выбор полагался на этику. В силу этого идеологическое воззрение неделимо взаимодействует с этическим и ценностным смыслами врачебной науки, врач и философ совмещались в едином лице. Так считал Цельс – врач Древнего Рима: «Сначала медицинская наука считалась частью философии». Исламские университеты Андалузии в средние века имели объединенные курсы мудрости (химка), сочетающие в себе философию и врачевание.
Единство философии и медицины на этом этапе находилось в теоретическом отношении. Эпикур представлял счастье, стоики – достоинство, киники – свободу, не потеряв собственного значения, как и этических принципов врачебной деятельности, сформулированных в Клятве Гиппократа. Естественнонаучные воззрения античности в наше время обусловлены историческим интересом, но этические соображения все еще актуальны.
Связь науки о разуме с лекарской практикой обнаруживается в положениях о том, что:
- Человек обозначается в роли объекта философского и медицинского познаний. Философские учения поясняют, что объект познается с помощью теории и с медицинской точки зрения, он наделяется практическим и экспериментальным характером. Лечебная практика и философия выражают всеобщее понятие человеческой жизни, дополняя друг друга;
- Философия в отношении медицины, базируется на мировоззрении и методологии. Идеологический главенствующий порядок на каждом историческом этапе предопределяет направление и характер врачевания, и других наук. Медицина, отслеживая определенные действия, связанные с нормой и патологией организма индивида, пользуется всеобщими философскими правилами и нормами. Наука о здоровье и лечении помогает сформировать мировую картину и обосновывая природу индивида с точки зрения науки. «Философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии», – учения Сеченова и Павлова;
- Философия, становясь отражением медицины, проявляет очевидные взаимодействия с ней. Врачи-философы – люди, оставившие важный отпечаток в эпопее врачевания и науки о мышлении и мире, существовавшие в эпохах истории. Профессионалы собственного дела, они пытались объяснить проблемы человечества: закономерности в развитии организма, соединение организма с окружающей средой, проблемы причинности, взаимоотношений между врачом и пациентом, и другие.
Античные писания Ассирии и Вавилонии внесли в наш мир соображения о происхождении болезней, соответствовавшие существующему мировоззрению, в основу которых вошли 3 мотива для возникновения болезней:
- Вторжения нечистой силы в телесную оболочку;
- Воздействие всевышних светил;
- Структура крови индивида.
Согласно чему, врачевание состояло из:
- Изгнания злых духов;
- Моления богам;
- Различных церемоний (массажах, окуриваниях и омовениях травами, хирургических операциях).
Мнения о болезнях в целом, базировались на существующем общем мировоззрении, под влиянием которого, формировался образец возникновения болезней. Магико-анимистическая модель возникла наряду с мировоззрением о мифологии, зафиксированная в первых письменных источниках, дошедших до нас. Именно в этот момент времени появляется отображение и символ врачевания – Нингишзида – Бог медицины в облике змеи, опутывающей жезл и внимательно следящей за действиями врача. Данный жезл являлся подобием удостоверения, подтверждающим мастерство лечащего врача, носившего жезл с собой, при посещении больных.
Узкопрактический базис медицины создавался с древних времен, но освобождение от умозрительных концепций в теории появилось позднее, чем в естествознании. Появление было медленнее и в мягких конфигурациях, что было вызвано близостью врачевания и философии, родством их объекта и своего рода взаимодополняемостью. Данный процесс не завершен, так как теория продолжает формироваться. Медицина, аналогично науке, имеет три аспекта:
- профессиональная медицинская деятельность;
- социальная организация;
- система знаний.
Медицинская философия как наука
Взаимосвязанность наблюдалась в медицинской философии, как в единичной научной работе. Изолированная наука в сфере медицины, изучающая законы бытия, морали и знания, сознательную сторону, ее функции в общественном развитии и сфере социума. Медицинская философия объединяет в порядок принципы о значении деятельности индивида, как отдельной личности, так и целых народов, о занимаемом лечении, в жизни общества, месте.
Основным моментом в изучении данной науки являлись этические и моральные отношения врача, и пациента, а также разумность действий врача в виду религиозных и исторических миропониманий различных культур. В античности медицина уступала философии, поскольку вторая, как считали Демокрит, Аристотель, Платон и Гиппократ, овладевала глубокими и мыслимыми первоосновами существования, состоянием здоровья и болезнями, вековыми и абсолютными истинами. Медицина, тем временем, способна получить лишь условное понимание. Точное лишь в том значении, в котором оно отвечает философии.
Теория или практика
Ученые-медики всегда возвращаются к истокам античности, где лечение мыслью неразрывно связывалось с практикой. Воздействие мыслей на физиологическое состояние и ход развития заболеваний, под действием измененных взглядов и жизненных принципов, являются главными темами в исследовательских работах трудов о здоровье и болезнях. Психологическое состояние имеет основополагающее значение в здоровье индивида, чем влияние экологии и образа жизни. Жизненная философия индивида отражается в его медицинской симптоматике. Абсолютно любому лекарю необходимо быть психологом, так как невозможно полноценно излечить телесную оболочку индивида без положительного влияния на душу.
Взаимосвязь с народной медициной
Индивид прибывает в этот мир, без какого-либо багажа – босым и голым, но с особенным богатством в виде собственного мира, талантов и индивидуальным даром, наградившим его Космосом. Но под влиянием внешних условий, норм общества, верования и семейных традиций начинает формироваться персональная философия индивида. Народная медицина анализирует каждую личность не как шаблонную комбинацию набора органов и скелета, а в качестве индивидуального и единичного экземпляра. Благодаря чему, целительское лечение имеет разный подход для похожих симптомов. Народная медицина изменяет сознание больного пациента. Потому, философия античного врачевания, объединения духовности с плотью, нашла отражение в изысканиях Гиппократа, Авиценны, Аристотеля и Бебеля.
Восточная медицина
Восточная философия и медицина, в отличие от многих других культур, близко взаимосвязаны друг с другом и обладают полноценными знаниями о мире, индивиде и его гармонии с природой. В древние времена Европа последовала по пути научного подхода к медицинской области, в то время как Восток связал в собственные лекарские и фармацевтические направления: философские, мистические и медицинские начала. В конечном счете, лекари Востока основывались и полагаются до сих пор на интуицию, и древние обычаи, помимо современных знаний о медицине. Болезни отдельных органов, вызывающие слабосилие, не рассматривались без причин духовности.
Медицинская этика
Роль философии в науке о здоровье человека и его физиологии для европейских лекарей предопределена теоретическим уровнем. Доклады осознаются важным, но не первостепенным дополнением к основным знаниям о медицине. Подход к врачебной практике связан с философией врачевания наиболее тесно при помощи медицинской этики. Уровень доверия к лечащему врачу определяется сроками выздоровления, с чем не берутся спорить неисправимые скептики. Вопросы о прекращении сроков лечения, этической стороны эвтаназии и врачебной тайны всегда будут обсуждаться медиками и философами. Главнейшая цель работы врача сводится к одной древней заповеди: «Не навреди!».