Русские философы

Вас интересует собственное развитие?

Тогда вам с нами по пути.

“Здравы будьте, мил человек. Этот сайт создан нами, чтобы посмотреть и разобраться, какими путями мы идём и как развиваемся.”

Главная » Философия » Знаменитые и выдающиеся философы России

Знаменитые и выдающиеся философы России

Философия в России по сравнению с наукой в принципе молода, но не неопытна. На фоне мощного прорыва в развитии государства в XIX веке наблюдается взращивание сенсационного количества интеллигентных, грамотных мыслителей.

фото 583Русские философы возглавляют новое поколение русского человека. Мировая общественность больше не подшучивает над невежеством, простотой «неотесанного мужичья». Писатели, поэты, политики, деятели культуры, составляющие российскую философию, силою мысли заставляют насмешников притихнуть, прислушаться к своему мнению. Все чаще в иностранной прессе можно прочитать цитаты именно русских мудрецов.

С появлением плеяды мыслителей, наблюдается разносторонность их взглядов, что вполне логично. Общество того времени подвергалось колоссальным изменениям, преобразованиям. Внешние процессы наложили отпечаток на разность суждений, биполярность взглядов. Отечественные философы становятся сторонниками различных направлений.

Многообразие философов России

В XIX-XX веках наступает период становления России в мире в качестве крупного влиятельного государства. Процесс реструктуризации общественной жизни, политического устройства, экономический переворот, научно-технический прогресс приводят к разделению представителей философской мысли.

Западники: Белинский, Станкевич, Чаадаев, Герцен.

Славянофилы: Достоевский, Ильин, Тютчев, Хомяков, Аксаков, Самарин. А также: Данилевский, Одоевский, Леонтьев, Победоносцев, Страхов.

Просвещенцы: Щербатов, Радищев, Татищев, Болотов.

Символисты: Бальмонт, Иванов, Сологуб, Мережковский, Брюсов, Волошин. Еще Анненский, Блок, Гиппиус, Мейерхольд, Белый.

Позитивисты: Де Роберти, Троицкий, Коркунов, Лавров, Михайловский, Вырубов, Кавелин и Кареев.

Приверженцы космизма: Вернадский, Чижевский, Рерих, Скумин, , Циолковский, Федоров.

Сторонники оккультизма: Гурджиев, Новиков, Блаватская, Успенский.

Логисты: Бакунин, Чичерин, Трубецкой, Грот, Каринский, Дебольский.

Анархисты: Кропоткин, Толстой, Бакунин.

Нигилисты: Сеченов, Чернышевский, Писарев.

Марксисты: Богданов, Зиновьев, Ильенков, Плеханов, Яновская, Троицкий, Ленин.

Философы христианско-религиозного учения: Соловьев, Достоевский, Толстой, Бердяев, Розанов, Булгаков, Кудрявцев-Платонов, Юркевич.

Адепты православного богословия: Шмеман, Лосский, Флоренский, Флоровский, Помазанский, Мейендорф.

Интуетивисты- персоналисты: Лопатин, Кожевников, Франк, Болдырев, Лосский, Лосев.

Интуетивисты-реалисты: Попов, Огнев.

Экзистенциалисты: Бердяев, Достоевский, Шестов.

Эстетисты: Бахтев, Лосин.

Глобалисты: Чумаков.

Просвещение глазами российских философов

С тех пор как в XVIII веке Петр I «прорубил окно в Европу» в России началась «культурная революция». Влияние европейской культуры отпечаталось на всех сферах деятельности: науке, ремеслах, образовании.

В Московском университете открылся первый философский факультет. Философия под воздействием французских и немецких течений приобрела светские манеры – то есть стала отображением европейского мышления того времени.

Просвещенцами выступали научные деятели, философы, писатели. Выдающимся просветителем стал А.Н. Радищев. По своим убеждениям он был материалистом. Философ рассматривал человека, как творение природы. Он считал, что природа существует, не завися от него. В процессе эволюции все создания улучшаются, человек достиг высшей формы совершенствования – приобрел разум. Дальнейшее развитие писатель отводит человеческому труду, а душа перерождается после смерти в новом теле.

Радищев отрицательно относится к рабовладельческому строю, который в царской России представляло собой крепостное право. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель критикует угнетение человека человеком, считает рабство бесчеловечным, противоестественным, неэффективным, противоречащим прогрессу. Философ поясняет, что изначально все люди одинаковы, и народ вправе выражать свою точку зрения пусть даже путем свержения власти. За революционные настроения Радищева отправили в ссылку и казнили.

фото 584

Представители славянофильства и почвенничества

Почвенничество и славянофильство, похожие направления русской философской мысли середины XIX века. Чтобы понять, почему они не идентичны, нужно рассмотреть их особенности.

Славянофильство – это философское литературное направление, фундаментом которого является выявление принципиальной разницы между Россией и европейскими странами.

Ильин полагал, что Россия должна развиваться по характерному только для нее образцу, не ориентируясь на западные модели. По мнению славянофилов, европейские умы отводят лидирующую роль демагогии, не соблюдают моральные принципы. Основой российского процветания считали ее культуру, духовность, традиции, исторические ценности.

Почвенничество – также философское учение, созданное для осуществления Россией собственного отличного от западного плана развития. Главной идеей выступало особое предназначение русских – спасение мира путем сближения народных масс с элитой на основе религиозных мотивов.

Термин ввел в обиход Федор Михайлович Достоевский. Известный почвенник полагал, что нужно вернуться к «своим корням», то есть «почве». Он считал, что, не смотря на разность мировоззрений, необходимо примириться с западниками, не создавая межнационального конфликта.

Эти два течения преследуют общую цель, но почвенники не отвергают некоторых правильных методик европейского развития.

Представителей направлений являются олицетворением горячего патриотизма к своей родине.

Символизм русской философии

По примеру западного символизма в XIX веке зарождается русский символизм. Учение основано на замещении моральных норм, логических выводов эстетической красотой. Вооружаясь девизом «Красота спасет мир», символисты пытаются перенять достижения мировой культуры.

Первые символисты полагают, что первозданное не совершенно, искусство доделывает то, что упустила природа. Такая трактовка встретила недовольство широких слоев общества, идеи символистов остались непонятыми.

Последующие адепты течения более убедительно заявили о себе, обратившись к русским обычаям. Особенно яркое одобрение публики они заслужили исследованием, популяризацией русской народной песни. Символисты по-новому осветили произведения знаменитых «классиков» (Пушкина, Тютчева, Достоевского, Гоголя), интерпретируя их предшественниками символизма.

Западничество

Противоборствующей силой славянофилов и почвенников выступают западники. Философы в своей непомерной любви к отчизне полагают -наилучшим путем для родины станет подражание западным идеалам. Хотя они так же как противники выступали против рабства. Герцен заметил, крепостное право в России – интерпретация произвола. Интеллигенция, как считал ученый, стала заложницей деспотизма.

Если славянофилы думали, что «старый запад» отжил свое, то западники не видели будущего современной России, оценивая славянскую духовность, как отсталость, выпавшую из границ истории. То, что первые считали силой, вторые относили к недостаткам.

Западники приветствовали реформы Петра Великого, положившие начало прогресса царской державы. Но они не могли не признать жестокость кровавых методов правителя.

фото 585

Главной идеей адептов было создание свободного равноправного общества. Для реализации задачи представители западничества считали – Россия должна перенять европейский опыт.

В 40-60 годы XIX столетия сформировалось революционно-демократическое движение западников, основателями которого стали А.И. Герцен, В.Г. Белинский. Философы досоветской России отвергали «признанную народность», утверждая, что Россия имеет общий с Европой путь развития и должна воспользоваться последними «плодами» науки, техники. В будущем государство должно было стать социалистическим. Позже Герцен потерял веру в Европу, пришел к выводу – зачатки социализма находятся в деревенской общине, ремесленничестве. Он стал предвестником советского общества.

Позитивизм российской философии

Русский позитивизм является исследовательским течением философии, направленным на внедрение научно-исследовательского способа изучения бытия, социальной жизни, принятие научно-технического прогресса, получение «позитивного» знания, подразумевающее взаимодействие фактов и событий.

Позитивисты отличались политическими ориентациями. Общей чертой их было растворение философии в естествознании путем сведения ее то к эмпиризму, то к гносеологиям. Ленин писал об этом: «марксизм презирает сходство позитивистов, а не их отличия». Марксистский деятель осуждает позитивистов за пустословие, попытку вырождения базовых направлений философии (материализма, идеализма) психофизическим параллелизмом, смысл которого сводится к испепелению материализма, становлению идеализма.

Космизм русских философов

Русский космизм – философское направление, объединяющее философов, религиозных деятелей, писателей, художников. Это течение очень популярно в прошлом и настоящем, потому что многие предсказания космистов осуществились, прочие продолжают осуществляться.

Ведущим космистом стал Павел Александрович Флоренский. Он полагал, что существует настолько тесная связь между человеком и космосом, что их можно считать составляющими частями друг друга. Если личность считать прообразом Вселенной, то все, что она собой представляет, существует в мире.

По трактовке Соловьева единство слова и тела определяют симбиоз личности. Бог бесконечен в каждом из нас, а люди являются главной составляющей бытия.

Вернадский полагает – жизнь состоит из атомов. По мнению мыслителя одновременно с появлением планеты на ней зарождается жизнь. Он руководствуется принципом субстанциального единства мироздания.

Николай Федоров объединяет общечеловеческие цели эпохи, управление природой отводится разуму, силе мысли. Мудрец предлагает регулировать природные явления, стихийные бедствия, которые провоцируют излишнюю смертность населения земного шара путем использования достижений научного прогресса. В числе таких процессов использование альтернативных источников энергии, воздействие магнитных сил на земные циклы. Федоров видит, что развитие цивилизации, военно-промышленного комплекса ведет к неминуемому вселенскому Концу, поясняет, что виной тому выступают человеческие пороки. В своем проекте он учит наводить порядок в голове и жизни.

Христианско-религиозное течение русской философской мысли

Известный русский эрудит Владимир Сергеевич Соловьев разработал собственную философскую систему познания мира, во главе которой находится религия, Господь. Бог олицетворяет благое всеединство. Все живое по божьей воле имеет смысл, который заключается в соединении прекрасного, истинного и доброго. Любовь выступает заключительной подытоживающей силой, побеждающей зло. Другие течения науки мыслитель считает отвлеченными, однобокими или впадающими в крайности, что сбивает личность с толку, препятствует адекватному оцениванию действительности.

Николай Александрович Бердяев продолжает значимость религиозности христианского направления теорией завершенности творения и откровения. Он думает, что они незакончены, но обязаны продолжаться посредством творческой деятельности личности, то есть антроподицеи. Творчество выступает олицетворением религии, так как оно есть духовный подъем.

Богословы православного христианства

Слыша имя Владимира Лосского представляются богослов христианского православия России. Он полагал, что православие не просто вид христианства, а непреложная истина познания. Основной идеей философа было сохранение православия в диалоге с христианским западом. Богословием он представлял созерцание Всевышнего и выражение невыражаемого.