Содержание
В общей классификации философических функций выделяют 11 направлений. Функции философии — решение отдельных задач, которые возникают перед наукой в процессе ее становления. Каждая функция имеет свое значение, оно равноценно для развития и популяризации философии.
Мировоззренческая
Для мировоззренческой функции, основной задачей является формирование у человека целостной картины мира. Она способствует развитию у него индивидуального взгляда на каждое событие и явление. Первые информационные ориентиры человека — родители. Они формируют основы мировоззрения ребенка, задают базовое понимание нормы, хорошего и плохого, правильного и неправильного. Мировоззрение определяет, как человек будет взаимодействовать с окружающими, каких морально-нравственных ценностей он будет придерживаться. Во взрослом возрасте, сформировавшаяся личность может изменить свои взгляды на мир, обратившись к другой системе ценностей.
Гносеологическая
Задача гносеологической функции — развитие механизма познания. Важно не только познавать окружающий мир, но и делать это правильно. Неверное понимание полученной информации ведет к формированию искаженной картины мира. Это приводит к познавательному конфликту и отсутствию адекватной коммуникации между философами различных школ.
Благодаря гносеологии человек исследует мир во всей его полноте. Он может различать и классифицировать процессы, происходящие в мире, давать свою оценку событиям. Объединение информации о мире, собранной разными исследователями, позволяет создать полноценную научную базу знаний.
Методологическая
Задача методологической функции — создание новых методов познания. Человек получает информацию об окружающем мире через:
- зрение;
- слух;
- осязание;
- общение с другими людьми;
Далее, он обрабатывает полученную информацию с помощью рациональных или иррациональных методов познания. Рационализм отрицает все, что нельзя доказать практическим путем. Он позволяет дать определение предметам и явлениям, которые можно опознать с помощью органов чувств. Иррационалы полагаются на внутренние ощущения и способность человека к интуитивному пониманию сути вещей. В современной науке используется преимущественно рациональный подход, но он будет не полным без интуитивного познания. С помощью методологии философы стремятся найти метод познания, который объединит два направления и создаст новый, улучшенный способ изучения мира.
Информационно-коммуникативная
Коммуникативная функция существует для передачи знаний от человека к человеку. Информация передается посредством:
- устного общения;
- письменного общения;
- сохранения информации на различных внешних носителях.
Предназначение коммуникации — передача правильного содержания информации. Люди, желающие ознакомиться с ней, имеют право на получение достоверного знания. Коммуникация регулирует адекватность переданной информации, ее соответствие действительности.
Ценностно-ориентирующая
Ценностная или аксиологическая функция нужна для формирования системы критериев моральной оценки событий и явлений. Ее цель — фильтрация событий и явлений, отделение полезного и правильного от того, что вредно или уже изжило себя.
Моральные ценности общества определяются актуальной политико-социальной ситуацией в мире или конкретном рассматриваемом обществе. К моральным ценностям относятся основные гуманистические идеалы: жизнь как высшая человеческая ценность, право на свободу и неприкосновенность каждой личности.
Современные гуманистические ценности включают право на:
- образование;
- жилье;
- удовлетворение физических потребностей;
- свободу передвижения;
- получение медицинской и других видов социальной помощи.
Потребность в переоценке ценностей особенно остро проявляется в переломные исторические моменты, когда одна эпоха сменяется другой.
Критическая
Критическое мышление — главный инструмент в оценке достоверности знания. Мыслительный процесс происходит в 3 этапа:
- получение информации;
- обработка;
- заключение.
Люди, использующие критический подход, способны анализировать поступающую информацию и отделять истину от заблуждения. Для проверки и сравнения они используют логику, как главный инструмент мышления. Без критического подхода невозможно полноценное исследование мира, увеличение и модернизация знаний. Он помогает разрушать догмы, в том числе и внутри философского знания.
Интегрирующая
Философия — накопительная база человеческих знаний. Она собирает, обрабатывает, систематизирует информацию и интегрирует ее — распределяет по отдельным разделам.
Также интегрирующая функция определяет принципы мироустройства. Она формирует отношение человека к миру, обществу и себе. У людей, воспитанных под влиянием разных систем ценностей, благодаря интеграции вырабатываются похожие механизмы взаимодействия. Таким образом, отдельные личности превращаются в единое общество.
Идеологическая
Идеология — совокупность интересов отельной социальной группы. Чем большей властью обладает группа, тем больше у нее возможностей пропагандировать и внедрять свою идеологию в общество.
Идеологические интересы могут быть двух типов: реакционные и прогрессивные. Первые направлены на торможение процесса развития. На них основано костное мышление: они стремятся нивелировать значимость философии, сократить поле деятельности. Второй тип интересов направлен на популяризацию философии, стремление показать ее практическое значение.
Воспитательная
В современном мире одной из основных функций философии — воспитательная. Она культивирует гуманистические ценности: укрепляет мораль и нравственность. Гуманистический идеал — свободный человек, воспитанный в любящей семье, получивший хорошее образование и имеющий возможности для самореализации.
Особенность воспитательной функции — способность помочь человеку адаптироваться в мире, найти свой смысл жизни.
Прогностическая
Задача прогностического направления — создавать теории и прогнозировать развитие человека, общества и науки. Прогнозы создаются на базе изученной информации. Человек может проанализировать события прошлого и проследить, к каким последствиям они привели в настоящем. Прогностическое направление мыслительно-теоретическое: выводы прогнозистов невозможно проверить на практике сразу, можно только дождаться исполнения или неисполнения прогноза.
Способность прогнозировать дает человечеству возможность избежать глобальных ошибок, приводящих к ухудшению качества жизни. Прогнозы используются во всех сферах жизнедеятельности, но основная — политическая, она определяет общечеловеческие пути развития.
Проектировочная
Благодаря своей способности выявлять механизмы развития, философия может использоваться как основа для контроля мировых глобальных процессов. Суть проектирования — разработка новых нормативов, на основе которых будут созданы новые объекты, регулирующие жизнедеятельность людей в отдельных сферах.
Задача проектировочной функции — экономическая организация общества. Она формирует для каждого социального слоя новые образцы деятельности. Роль проектирования особенно велика в регулировании деятельности, направленной на преобразование мира. Введение новых тенденций позволяет значительно ускорить социальное и экономическое развитие общества.