Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Этимология термина категории философии

По мере развития наук, в том числе и философии, в них начали формироваться понятия, обладающие индивидуальным статусом и специфическим назначением. Их назвали категориями.

С древнегреческого слово «категория» буквально переводится как «обвинение». Позже Аристотель изменил смысл термина, который стал означать «высказывание, утверждение». Аристотель стал первым, кто применил термин «категории» по отношению к науке мыслителей, выделив 10 общих признаков вещей.

Категория – предельно общее понятие, охватывающее большой объем.

фото 658Категории имеются во всех сферах жизни. Они являются формой, отражающей универсальные законы мира. Категории философии – это широкое понятие, отражающее суть явлений бытия и главенствующих в нем связей.

Весь процесс научного познания опирается на мыслительные классификации. Это фундаментальный термин, отражающий свойства и закономерные связи мира.

В философии одними из первых категорий стали понятия: бытие, материя, человек, природа, время и пространство. Именно они позволяют наиболее полно осмыслить сущность мира и место в нем человека.

Функцией категорий в данной науке стало формирование целостной картины мира.

Развитие философских знаний

В процессе становления философии, как научной дисциплины, понятие категории формировалось вместе с ней и отражало в себе предмет познания и специфику мысли.

Для выработки и усовершенствования классификаций человечеству потребовалось много веков духовно-практической деятельности. В процессе познания и отражения мира и было выявлено понятие категории философии.

Еще с древних времен мудрецы осознали, что все вещи в мире взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, что является основой мирового порядка. В попытках систематизировать свои познания, философы стали применять такие термины, как часть, целое, структура, элемент и система. Лишь много позже в учении мыслителей были выявлены категории.

Данный термин не является постоянной и неизменной с момента своего зарождения. По мере того, как человек познавал мир, и вследствие науки, философия и духовная культура развивались, значение слова трактовалось по-разному и его наполнение со временем расширялось. С развитием общества в нем зарождались доселе неизвестные процессы и явления, которые затем осмысливались философией и становились частью категорий этой дисциплины.

Толкование Аристотеля

Античная философия первая попыталась проанализировать и систематизировать ее категории. Набольшее развитие — это явление получило в трудах Аристотеля, который и ввел данное понятие.

Этот мыслитель всю жизнь стремился классифицировать античную философию. Он первый выработал общие каноны классификации философского мышления и попытался выразить их в научных трудах.

Труд древнегреческого мудреца под названием «Категории» характеризует общие законы мироздания и выделяет десять видов:

  • сущность
  • количество
  • качество
  • место
  • время
  • отношение
  • пространство
  • состояние
  • действие
  • обладание

Приведенная Аристотелем систематизация не является совершенной с точки зрения его коллег и последователей. В основе его философствований – случайное выведение пунктов из частей речи и уподобление одних другим. Последующие античные мудрецы преобразовали классификацию Аристотеля в соответствии со своими взглядами. Стоики вместо десяти, выделили только четыре типа: модальность, отношение, качество и субстанцию. Плотин так же нашел классификацию Аристотеля неверной и предложил на ее основе свою, как в последствие поступали и другие философы.

Средние века и развитие мыслительной науки

Средневековые мыслители были знакомы с работами античных мудрецов.

Представитель неоплатонизма Порфирий написал введение к труду Аристотеля под названием «Категории».

С X века среди мыслителей Европы начинаются споры о классификациях.

Первым кто предложил свою систематизацию философских типов в средние века, считают Раймунда Лулльского. В своих работах он перечислял принципы и основные отношения мышления к предметам.

В период средних веков понятие философских категорий формировалось в границах серьезной борьбы между философским значением реализма и номинализмом.

Главным предметом спора между ними являлся вопрос о существовании общих понятий о вещах вне самих вещей.

Реалисты разделяли общее и единичное. Общее – то, что существует самостоятельно, до появления вещей – как их прообраз в уме Бога, после появления вещей – как божественная реализованная идея. Исходя из этой теории, можно выявить, что общее существовало до вещей, в вещах и будет существовать после них как идея.

У другой стороны – номиналистов, был противоположный взгляд на данный вопрос. Они утверждали, что только вещи существуют реально. Под понятием «общее» указывают только имена некоторых предметов.

Отголоски этой полемики можно встретить и в наше время, когда общее приравнивается к множеству объектов, а единичное – к одному.

Работы Канта

Годы творчества немецкого мудреца Иммануила Канта стали новым периодом в развитии изучения категорий философии. Он попытался систематизировать идеи философии XVII- XVIII веков.

Категории он определял, как инструменты, которые помогают человеку обобщить и синтезировать итоги эмпирического познания. Этим понятием Кант обозначал нечто чистое, что можно назвать подлинным знанием.

фото 659

Кант предложил классификацию, состоящую из 12 пунктов, которые он разделил по группам. Часть из них, по его мнению, формируется и воздействует на чувственном уровне. К ним относятся: опыт, созерцание. Тип, воздействующий на рассудочное мышление, это анализ, время, движение. Третья группой воздействует на разум (мир, душа или Бог). Третья группа, как утверждал представитель классической немецкой школы, является больше предметов веры, чем науки. Кант считал, что все типы имеют доопытный характер и нужны, чтобы квалифицировать разнородные впечатления о мире в нечто осмысленное. Мир представляет собой хаос. А категории позволяют человеку навести порядок в хаосе.

Систематизация философских типов, созданная Кантом, явилась оригинальной системой, оказавшей заметное влияние на философию Европы в целом и немецкую науку мудрости в частности.

Труды Гегеля

Еще один мыслитель классической немецкой школы, Фридрих Гегель, считал мир единой органической целостностью, которой управляют общие законы и принципы.

На основе работ Канта, Гегель предложил свою, более подробную систему. Она состоит из 21 вида, включающие сущность, взаимодействие, причину, противоположность, взаимодействие, ничто и пр. Ее цель – выразить движение мысли от абстрактного к конкретному, выразить абсолютную идею.

В своих работах, таких как «Наука логики» Гегель спорил с Кантом. Он попытался реабилитировать метафизику, попутно указывая на ошибочные суждения предшественника. Гегель посчитал, что различие в опыте между мысленным и данным – это ложная проблема разума. По его мнению, логическая структура, которая проявляется в развитии и изменении понятий, является и структурой бытия тоже.

фото 660

Идеи Гегеля сильно повлияли на дальнейшее развитие философии. Они способствовали тому, что в данной науке в качестве основного метода систематизации утвердились категории. Гегелевская классификация представила мир как единое и динамичное целое, нечто взаимосвязанное, где одно вытекает из другого.

Современное видение

ХХ век сильно изменил все стороны человеческой жизни. Глобальный экономический кризис, непростой процесс глобализации – все это служит поводом различным наукам на их скорейшее развитие и взаимодействие.

Открытия, совершенные в области астрофизики, обоснование математикой теории относительности, возникновение концепции субъективной и объективной вероятности – все это и многое другое влияет на современные философские концепции. Заметно скорректировала и помогла понять идеи систематизации такая наука как синергетика. Совершенно новая область знания — виртуалистика, активно влияет на исследования в этой области.

В нынешней философии радикально меняются взгляды на научное и ненаучное познание. Меняется восприятие роли философских классификаций на процесс познания и практическую деятельность.

Нельзя сказать, что происходит полный отказ наработок мыслителей прошедших эпох. Они лишь трансформируются и затем формируются по законам мировоззрения, что происходило и раньше, в другие периоды исторического развития. Наука и практическая деятельность преображают представления о мире, вносят изменения в философские классификации.

Adblock
detector