Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Философия казахстанских мыслителей

У казахов, которые являются самобытным восточным народом, жизненная энергетика сконцентрирована на соблюдении традиционных моральных ценностей, общественных идеалов. Абсолютно неудивительно, что именно здесь возникла мощная философская предрасположенность. Причиной тому древние ментальные народные истоки, трепещущее благоговение перед природой, смешение азиатской и европейской культур.

Казахская философия колоритна, насыщена фольклорными мотивами, отличается особым племенным шаманским мироощущением, она по-настоящему сопоставима с деятельностью античных эллинских мыслителей.

Философское мировосприятие через творчество жырау

фото 718

Факт, что казахская философская мысль берет свое начало с II-I веков до н.э., когда власть концентрировалась в ханских султанатах, говорит о несколько дикой первобытной природе философствования. Казахские этнические традиции главенствовали в мировоззрении людей того времени, поэтому первые народные философы представляли собой своеобразный культурный феномен. Назвали людей данного сообщества — «жырау».

Жырау, будучи человеком, мог трансформироваться в образный благой дух. Как влиятельный представитель общины он имел огромный авторитет среди соплеменников, располагал доверием людей, осуществлял взаимосвязь между ними, Вселенной, обычаями, ханом. Жырау имели высокий социальный статус (батыры, предводители дружины, вожди), осуществляли большое количество востребованных функций. Психологические беседы с жителями племени о важности искусства, единения с природой, стремления к совершенствованию бытия. С помощью передачи сказателями, певцами культурных традиций сохранения связи между поколениями, единства казахского общества. Жырау учили создавать мирные, спокойные взаимоотношения, находиться в гармонии с Вселенной.

Становление казахской философской мысли

Философия казахского народа начинается с возникновения у древнего народа протоказахов этнических задатков. Племена в своем историческом развитии дошли до общественного распределения труда (зародилось скотоводство), следствием которого стал кочевой образ жизни, казахи стали властителями бескрайних степных просторов.

Передвигаясь на лошадях и кибитках в поисках сочных пастбищ для скота, кочевники научились особой житейской мудрости, умиротворенному спокойствию (чем-то похожему на состояние транса). Постепенно они пристрастились к естественной красоте природы. Любовь к жизни, сакрализация природы, патриотизм, вера в светлое будущее, открытость, естественность, необычное мировосприятие, некая евро-азиатская мировоззренческая направленность характеризуют казахский менталитет. Эти сущностные черты мобильных племен станут основой для будущего становления казахской философии.

Восточная принадлежность кочевников наложила положительный отпечаток на этническую самобытность, сделав ее культурным стержнем уважение к обычаям, морально-этическим нормам, нравственности одинаково значимыми для всех слоев общества. Восточная исламская традиция сделала особенностью казахской духовности значимость межличностных отношений. Благоговение человека перед вселенскими мифическими законами, ощущения временного пространства сформировали национальный образ.

Влияние древнегреческой философии на казахскую этническую культуру способствовало развитию в ней космоцентризма. Натурфилософское отношение к природе (космосу) привело к появлению тенгризма. Тенгри выступал образным божественным олицетворением, духовной обителью, прототипом Аллаха. Он этико-мифологическим мировосприятием послужил основой для казахской самобытности. Особо почитаемым у шаманов был культ огня и солнца, которые покровительствовали кочевникам.

Если сделать вывод из вышесказанного, то сочетание тенгризма с кочевничеством обусловило специфику протоказахской философии.

Значение суфийской традиции в философии казахов

фото 719

Идеологическое сходство концепций исламского суфизма и тюркского этноса привело к взаимному притяжению мировоззрений. Суфийские шейхи, тюрко-монгольские ханы рассматривали бытие через призму глубокого идеализма. Исламские догматы были чрезвычайно духовно близки средневековым казахским насельникам, поэтому они переняли многие ценностные установки тарикатов (суфийских религиозных сообществ) по собственной воле, без принуждения. Именно исламская религия, с помощью которой сформировались образцовые качества казахстанской национальности (честность, преданность), позволила огранить уникальный тюркский самобытный характер, сохранить этническую индивидуальность, способствовала обще и внутри национальной интеграции. Следуя заповедям Корана, получили образование знатные авторитетные представители казахских степей, один из них Аль-Фараби, которые впоследствии занимались поднятием культурно-образовательного уровня соплеменников.

С другой стороны, если бы тюркский национальный менталитет резко отличался от исламского, то попытки превознести его в массы не дали бы положительного результата. Казахский свободолюбивый кочевой народ являлся «цивилизованным малышом», получившим недостающую «деталь мозаики» в канонах исламской религиозной доктрины. Поэтому ислам можно назвать дополнением, чем основой философского развития тюркского этноса.

Философия в творчестве Шакарима Кудайбердиева

Шакарим Кудайбердиев считают последователем Абая Кунанбаева, великого мыслителя XIX-XX веков. Абай заслуживает благодарности соотечественников. Благодаря этому философу, жители Казахстана перешли от кочевого невежественного образа жизни к оседлому. Появились города, цивилизованность приобрела глобальный национальный масштаб, при этом не растерялись базовые ценностные казахские черты характера. Абай совместил этнические добродетели с интеллектуальным развитием, что сделало местный менталитет уникальным, идеально-нравственным.

фото 720

Шакарим Кудайбердиев был поэтом, писателем, композитором, ученым, но именно философия деятеля продолжила благородную цель учителя Абая Кунанбаева.

Шакарим в своем творчестве сосредоточился на внутреннем очищении современного человека от пороков путем исламской религии, которую он воспринимал, как «этику любви». А любовь философ считал основой всего, облагороженным проявлением души. Кудайбердиев видел средством выражения любви совесть, часто обсуждал эти понятия с Львом Толстым (в переписке). Совести Шакарим отводил особую роль, считал ее главенствующим первоначалом, что приравнивает его к философам мирового масштаба.

Благодаря мыслителю, человеческая нравственность приобрела новый облик, в котором Совесть выступает не данностью, а методической, целенаправленной, внутренне-этической работой над собой.

Философское освещение социальных и этико-гуманистических вопросов

Этико-гуманистические взгляды казахов можно понять по социально-философским критериям политического права.

В XV-XVIII веках данное направление основывалось на устном обычае, применении суда биев (влиятельных членов общины) и собрания биев. Если общество других государств нуждалось в целом своде правил (римском «Силлабусе»), то трех источников регулирования социально-этическими вопросами казахов было вполне достаточно для соблюдения людьми гуманистических норм.

Казахская философская национальная мысль ХХ века

Практическая всесторонняя деятельность казахских философов заставила интеллектуальный мир принять тот факт, что Казахстан на самом деле претендует на значимое место в философском мировом сообществе.

30-е годы ХХ века стали фатальными – многие талантливые философы подверглись политическим репрессиям.

Инновационным направлением в философии Казахстана ХХ века стала появившаяся марксистская диалектика 50-60 годов. Диалектическая школа не противоречила коммунистической моно-идеологии, наряду с этим обладала внутренней свободой. Инновацией диалектической логики стала последующая компьютеризация.

Миф о «смерти казахской философии» развеян: она выжила, сохранилась до нашего времени благодаря литературным произведениям и устному этническому творчеству.

Adblock
detector