Философское учение Конфуция и идеи конфуцианства

Вас интересует собственное развитие?

Тогда вам с нами по пути.

“Здравы будьте, мил человек. Этот сайт создан нами, чтобы посмотреть и разобраться, какими путями мы идём и как развиваемся.”

Главная » Философия » Древнекитайский философ Конфуций

Древнекитайский философ Конфуций

Во всех углах земного шара интеллигентные люди до сих пор цитируют великого китайского философа Конфуция, хотя жил он еще в древности. Есть логическое объяснение – жизненная мудрость деятеля настолько глубока, доступна, что каждому запутавшемуся человеку приходится по душе. Мыслитель учит руководствоваться этическими ценностями, особенно в трудные времена, когда личность наиболее уязвима перед пороками.

Философия Конфуция являет собой идеальную систему жизненных принципов, благодаря которой общество сливается с государством в единую сущность.

Жизненный путь Конфуция

фото 652

Биография Конфуция началась в 551 году до н.э. Отец малыша — немолодой военный Шулян Хэ, который давно ждал сына. Только трижды женившись, мечта научного деятеля сбылась (во втором браке у мужчины родился сын с инвалидностью). Мать Конфуция — юная девушка, она вышла замуж раньше старших сестер, из-за чего ее брак подлежал беспрерывным пересудам, считался скандальным по тем временам.

Настоящие имена будущего философа «Ци» (холм), Чжун-Ни (глиняный второй) указывали на его происхождение, но были перепутаны, перефразированы европейскими миссионерами. В результате появилось словосочетание Кун Фу-цзы или «Учитель из рода Кун», которое мы произносим, как Конфуций.

В трехлетнем возрасте мальчик потерял родителя. Мама посвятила себя воспитанию сына, вела благочестивый образ жизни. Это отразилось на взглядах мыслителя.

Мыслитель с детства тяготел не к играм, как прочие ребятишки, а к знаниям, он еще тогда проявлял себя маленьким мудрецом.

В семь лет Конфуций пошел в школу, стал отличным учеником: освоил чтение, письмо, счет, стрельбу, управление колесницей, занимался музыкой, был участником древних ритуальных церемоний. Всестороннее развитие позволило юноше к 17годам стать чиновником, заведующим амбарами, скотным двором империи Лу.

19 летний молодой человек женился на девушке Коан-ши.

Уже к 25 годам Конфуций стал многоуважаемым членом культурного общества Китая, император изъявил желание лично познакомиться с мудрецом.

С тех пор философ понял, что главным долгом жизни является сохранение великих традиций китайского народа. Эта идея стала основой всего конфуцианства. Мыслитель считал: личность должна быть максимально полезной социуму, стране, стараться соблюдать природные законы, заниматься самопознанием собственных возможностей.

Благодаря бесконечной мудрости идей, философ поднялся на вершину карьерной лестницы – получил звание министра правосудия. Люди с самых отдаленных окраин государства прониклись учением мыслителя. Влияние Конфуция достигло апогея, страх перед которым заставил завистников оклеветать министра перед императором.

С тех пор мудрец покинул руководящий пост, отправился странствовать по соседствующим царствам, превознося в их жизнь нравственную философию ценностей. Он нигде не останавливался надолго, аргументируя это потребностью посвящать других людей, которых считал членами собственной семьи, в идеи конфуцианства.

Тринадцатилетнее странствие мыслителя окончилось возвращением на родину, после которого он стал Учителем.

В 479 году до н.э. Конфуций окончил земной путь. Будучи провидцем, он предсказал день своей кончины.

Взгляды философа никогда не расходились с его поступками, благодаря чему он стал примером для большого количества последователей.

Основа построения человеческих отношений

Философствование Конфуция на тему взаимоотношений между людьми сводится к созданию наиболее доверительных, чутких человеческих связей. Избежание конфликтных ситуаций не было сущностью трактатов. Автор стремился к идеализации общества, в котором просто не кому будет конфликтовать. Каждого отдельного человека философ рассматривал членом большой семьи, где все почитают отца (правителя), как главенствующую личность.

Для того, чтобы понимать, доверять друг другу необходимо обладать таким качеством, как снисходительность, то есть способностью принимать и прощать не желаемое к себе отношение окружающих.

Каждый человек обладает как благородными личностными качествами, так и низменными. Понятие снисходительности заключается в одобрении первых, не замечанием вторых. Основная мысль о взаимоотношениях сводится к следующему: «Стоя высоко, будь снисходителен к подчиненным, оказавшись внизу, будь снисходителен к тем, кто смеется над тобой».

Книга мудрости «Лунь Юй»

Максимальную славу деятель получает только после кончины, что часто происходит с научными деятелями. Так же произошло с Конфуцием – при жизни за учителем последовало более 3000 поклонников направления. Но после смерти количество сторонников учения приобрело государственный масштаб. Конфуцианцы появились в соседних царствах, а позже на всех остальных континентах.

Ученики мыслителя, после отхода Конфуция в мир иной, составили перечень трудов, самым значимым из которых стала книга «Лунь Юй» (переводится как «Суждения и беседы»). Сборник цитат содержит житейскую мудрость о правильном управлении государством, нормах поведения человека в социуме.

фото 653

Книга основана на цитатах, диалогах автора, описании поступков всей жизни. Она является одним из томов «Четверокнижия», которое служит сводом законом конфуцианского учения.

«Лунь Юй» освещает значение государства в жизни личности и значение личности в жизни государства, а также совершенствование мирового порядка. Цитата: «Человек должен достойно свершать то дело, которым занят. Правитель должен быть правителем, а сын сыном».

Античное государство представлено большой семьей: как в большей семье все уважают отца, так в государстве каждый должен чтить правителя. Знание своего места сопровождается взаимным уважением. Философ рекомендует гражданам отказаться от вредных привычек – гордыни, жадности, трусости, подлости, высокомерия. Суть таких суждений гарантирует общественный правопорядок.

Так как основной задачей конфуцианства являлось осознание смыла человеческого бытия, мыслитель пытался разгадать внутреннюю сущность, стремления. Для этого Конфуций определил три типа личности: «цзюнь-цзы» или благородный человек, «жень», в лице обычного гражданина, части толпы, «СлоЖень», как ничтожный человек.

Важным образом в сборнике является «благородный муж», обладающий человеколюбием и знанием ритуалов. Смыслом его жизни является «Дао» (путь), как нравственность, моральный порядок общества. В отличие от даосизма конфуцианство придает ему этическое значение. Даосский «благородный человек» был одинаково учтив в независимости от того на какой иерархической ступени стоял.

Позже некоторыми догматами «Лунь Юй» воспользовались легисты, пропагандирующие всеобщее равенство. Конфуцианцы предполагали моральное уравнивание граждан, то легизм подразумевал общественное (коммунистическое).

Этика конфуцианских принципов

Фундаментом конфуцианства считают этику поведения, на которой должно основываться государственное устройство в целом и поведение отдельной личности в частности. Представители учения считали, что опорным пунктом главной идеи служит воспитание человека. Из вышеописанного складывается вывод, что первостепенным рычагом формирования мощной державы является человеческий фактор.

Философия была неотъемлемой частью конфуцианства, так как именно рассуждения Учителя помогали осуществить основную задачу – перевоспитать личность. Это трудно, поскольку человеческая лень препятствует процессу самосовершенствования. Коренным образом изменить установившиеся взгляды способен не каждый.

На помощь Конфуцию пришел культ предков. Китайцы издавна считали умерших родственников олицетворением мудрости, образцового поведения, ангелами-хранителями. Практически в каждом доме стояли небольшие алтари, посвященные покойникам. Духи помогали потомкам найти правильный путь в трудных житейских ситуациях, очиститься от пороков, воспитать в себе положительные качества.

Сторонники моизма высмеивали конфуцианские ритуалы, предписывая всеобщую покорность перед волей небес.

фото 654

Культ предков стал причиной, по которой конфуцианство иногда называют религией. Направленность течения отражала некоторые принципы вероисповедания, но получила широкое распространение в мире.

Ведущие принципы учения Конфуция

Всего насчитывается двадцать два принципа конфуцианского учения. Кратко можно выделить пять основных.

Уважение. Жень — самая главная добродетель, символизирует дерево. Уважение по Конфуцию, как и доброта, великодушие позволяют приобрести равновесие с окружающей действительностью.

Справедливость. И — символизирует металл. Справедливость позволяет руководствоваться не личными интересами, а всеобщими, отвергает эгоизм.

Верность обычаям. Ли — его еще называют ритуалом, символизирует огонь. Использование ритуалов помогает личности приблизиться к единству, миру, позволяет осознать свое место в обществе.

Мудрость. Чжи — ее еще зовут здравым смыслом, символизирует воду. Чжи отличает человека от животного, позволяет избавиться от упрямства, глупости.

Благонадежность. Синь – искренность, вера, символизирует землю. Синь пробуждает в человеке чистые помыслы, порождает любовь.