Философия культуры и цивилизации

Вас интересует собственное развитие?

Тогда вам с нами по пути.

«Здравы будьте, мил человек. Этот сайт создан нами, чтобы посмотреть и разобраться, какими путями мы идём и как развиваемся.»

Главная » Философия » Философия, как составная часть культуры

Философия, как составная часть культуры

Философствование распространяется на любую область человеческих взаимоотношений, поэтому его влияние нельзя недооценивать. Это самостоятельное учение, придающее любой науке глубину, полноценность. Философская мысль незаметна для восприятия, ее теоретика чаще всего не имеет научной подоплеки, но являясь рациональным фоном, она стимулирует саморазвитие.

Культура в философии является источником изучения эстетической стороны человеческой жизни, ее значения, сущности. Периоды исторических переломов общества, социальных кризисов особенно обострили культурно-философские проблемы.

Роль философии в развитии общества

фото 676Культура имеет большое значение – улучшает, совершенствует, образовывает, возвышает все за что берется. Она не ограничивается философствованием, но их соотношение специфично. Мыслительная наука, как обобщенная система познаний, стала значимой составляющей частью культурного познания и развития, занимает центральное место в полноте осмысления. Глобальные проблемы человечества находят в ней интерпретационное завершение.

Востребованность мыслительной системы проявляется важными культурными достижениями, которые превосходят саму науку по возможностям.

Философствование отличается рационально-теоретическим мировосприятием, отличным от интуитивного подхода, потому что формируется не стихийно, а сознательно.

Человек имеет троякое мироощущение: ценностное, познавательное и практическое. Результатом этого является осознание человеческой сущности.

Особенностью философского учения выступает теоретическое мировосприятие бытия.

Роль философской мысли в культурном совершенствовании

Основной ролью философии в культуре общества является рефлексия над культурными догмами. Понятие находит зародыши культуры в историческом мировоззрении, убирает историческую конкретизацию, меняет ее на логические системы идеального мира.

Интеллектуальное значение философии заключается в расценивании бытия не как единственного, а как наилучшего. Сущность культуры находит свое отображение в философском русле. Если считать просвещение системой поведенческих норм, результатов жизнедеятельности, воспитывающих моральное наследие поколений, то философское ядро отвечает за обоснованность этих моральных ценностей. Оно определяет критерии, на основании которых личность делает выбор в пользу одной из ценностей. Поэтому роль философствования в окультуривании общества сводится также к определению «как необходимо», а не «как есть сейчас», что характеризирует его хранителем культурных традиций.

Проблемы реализации философии просвещения

Развитие общества отразилось на ее сравнительно-историческом изучении, а именно разделении на культуру умения и дисциплины. Первая отвечает за реализацию поставленных задач, вторая за способность ставить новые благоразумные цели.

Впервые проблематику культурного философствования подняли древние софисты, утверждающие, что этические законы совершают насилие над человеческой природой.

Позже киники развили теорию софистов до крайности – необходимости возврата к первобытному существованию, отказу от цивилизации.

Ницше придал культурологии узкий смысл – осознание различных стадий эволюции окультуривания человечества.

Кант отводил разрешение превозносить просвещение искусству, науке. Философ считал искусство мощной энергией воображения, а науку законодательной структурой ума. Несмотря на противоборство понятий, Кант видел их взаимодополняющими основами.

В XVIII веке наблюдается различие между натуралистической, идеалистической сторонами культурной цивилизованности, когда нетронутая человеческая природа противоречит культурно-моральному достижению человечества.

Мыслитель Зигмунд Фрейд стал основоположником культурного направления (психоанализа), изучающего взаимосвязи личности и воспитания. Утвердившееся понятие одухотворенности просвещения у Фрейда преобразовывается в духовную, бессознательную, психическую активность.

Немецкий философ Гегель считает культурологию заключающим фрагментом Абсолютного замысла. Он вместе с Марксом вывел теорию линейной эволюции, которая вызвала бурю протеста в научных кругах.

фото 677

Динамика философской мысли

Направление обнаруживает свои задатки еще в античности. Платон понимал его, как взращивание природных талантов, то есть самосовершенствование.

Эпоха Средневековья характеризуется отсутствием противоборства природы и человека, объясняет их божественным происхождением.

Поэтому возникла данная философская область в Западной Европе XVII века, этот период принято называть «Новым временем». Определение понятия отражало не только процесс самосовершенствования данного природой, но и его результатов, которые сами становились действительным миром.

История развития философского-культурного русла подытоживает, что составляющими данного учения являются формы человеческой занятости и их результаты. Ими выступают: образование, ремесла, воспитание, науки, изобретения, исторические находки, этика.

Духовность культурного философствования

Духовная культура отображает одухотворенное воспроизводство в виде философии, искусств, науки, социальных и политических общественных процессов.

фото 678

Мыслители Древней Греции сформировали классическую духовную тираду: истина-добро-красота. Из них выходят три ценностных константы:

  • Теория – ориентирована на истинность особого самосознания, отличающегося от обычного;
  • Этика – подчиняет нравственности жизненные стремления;
  • Эстетика – с помощью эмоционально-чувственных волнений достигает максимальной полноты жизни.

Вышеперечисленные ценностные концепции реализуются в духовной культуре, взаимосвязаны и влиятельны.

Триада добродетелей само выражается с помощью интенциональности (направленности на конкретный объект), рефлексии, свободы, творчества, развитой совести, ответственности.

Современная философская цивилизованность

На сегодняшний день существует множество методов изучения мировой философии культуры, практически «на любой вкус и цвет». Но это же создает насущные проблемы – решение задачи подразумевает одновременное использование нескольких методов (догматизм), а также невозможность доказать истину с помощью сколько угодного количества методов (скептицизм).

Скептицизм философии цивилизованной культуры выявляет противоречие философских направлений.

Философская мысль европейской культуры

Философия Нового времени европейских культурологов получила звание «Царицы наук», как вершина человеческой мудрости, причина научно-технического прогресса, совершенствования жизненных устоев цивилизованности. В этот период сформировалась концепция академического философствования, в которой были разработаны профессиональные нормы рациональности философского методического мышления. Тогда же философы приняли на вооружение дефиницию понятий, то есть употребление правильной конкретной терминологии.

Античная культурная философия

Философское ядро античной культуры сконцентрировано в Древней Греции. Многие вопросы поднимались мыслителями античности: самоопределение учения, философствование, как способ познания мира, достижение истинного познания, обеспечение личного счастья, господство человека над природой и так далее.

К древней философии относится также арабо-мусульманское направление, представленное Кораном, рациональным богословием, их максималистскими концепциями.

Русская культурная философская мысль

Русская древняя философия основана на народной духовности. Материальные аспекты опирались на земледелие, скотоводство; культурные на христианское вероисповедание. Особое значение отводилось понятию «Русь», как олицетворению духовного (культурного) начала. Древнерусские философы, мыслители (Климент, Смолятич, Владимир Мономах, Филипп Пустырник) в своих изложениях не полагались на логически-выстроенную философскую структуру.

Adblock detector