Милетская школа философии:основные идеи и представители

Вас интересует собственное развитие?

Тогда вам с нами по пути.

“Здравы будьте, мил человек. Этот сайт создан нами, чтобы посмотреть и разобраться, какими путями мы идём и как развиваемся.”

Главная » Философия » Неординарная философия милетской школы

Неординарная философия милетской школы

Откуда в нашем современном языке так много греческих слов, имен? Почему образованные люди современности имеют настолько уважительное отношение к Древней Элладе? Почему все знают, где находится Греция, но при упоминании таких стран как Гондурас, многие почесывают затылок? Ответ прост – история греческого государства отличается мощнейшим развитием философской мысли. Именно античные мудрецы прославили родину на весь мир, на тысячи лет вперед.

Колоссальная заслуга процесса просвещения общества принадлежит древнегреческим школам мыслителей. Видное место среди них занимает Милетская школа философии.

Особенности философии Милета

фото 628Европейская античность богата колоритными именами и умами.

Города Эллады просто дышали воздухом просвещения, наполнявшим каждый уютный уголок полуострова. Причина – тому то ли освежающий морской бриз, то ли чистота природы. Сейчас значение имеет только тот факт, что современная наука во многом обязана тем исследованием, которое проводили древнегреческие творцы.

Милет – один из крупнейших городов Малой Азии (так называли античную Грецию) не меньше остальных заявил о себе. В VII-VI веках до нашей эры здесь родилась новая философская школа. Она стала прародительницей европейских наук – физики, метеорологии, астрономии, географии, математики. Прежние абстрактно-мифологические представления приобрели с помощью Милета научный интерес. Впервые адепты представляли свои догматы в прозаичной, а не стихотворной форме.

Основной чертой философии милетских мудрецов стал совершенно новый взгляд на вопрос первоначала мира. По сравнению с предшествующими философиями, они рассматривали природу не как беспорядочное скопление разнообразных предметов, а первооснову. Милетцы предполагали, что существует единое первоначало вещей, источник бытия, космической жизни, а разнообразие явлений основано на своеобразном первовеществе (эфир, вода, огонь, земля, воздух). Здесь взгляды представителей учения расходятся, но снова встречаются в понятии одушевленности первовеществе, где «душа» выступала его неуловимой, подвижной субстанцией.

Милетская школа, как предшественница материализма

Мировоззрение до христового человечества было далеким от понятия тонкой материи, различия между материальным началом и идеальной сущностью. Исходя из этого, мыслителей Милета нельзя называть материалистами в настоящем понимании данного термина. Модель их философского мышления является основной базой развития будущего материализма, к нему она тяготеет, на нем строится.

Хотя вопрос взаимосвязи вещественного и духовного начал еще стоял в перспективе, представители школы интуитивно уже воспринимали мир материальным. Стихийная наивность первой диалектики представляла сложность, противоречивость, многообразие предметов, но помогала философам постигать динамику перемен, развития мира.

Милетцы, как будущие материалисты, опровергали религиозно-мифологические взгляды оппонентов. Хотя их представления о первоначале жизни были слегка наивными, они, довольно материалистично, отвечали на вопрос о первооснове бытия.

Фалес – представитель милетской школы

Именно Фалеса считают основателем философской школы Милета. Будучи выходцем из богатой семьи, он был занят не только исследовательской деятельностью, но также политикой, торговлей. Это был образованный человек (учился в Вавилоне), который много путешествовал, изучал философии азиатских народов, ознакомился с работами халдейских, финикийских ученых. Накопленные сведения каталогизировал. Согласно им, можно кратко ознакомиться с трудами философа.

фото 629

Небесная сфера, как считал Фалес, разделена на пять зон: Антарктическая, Зимняя тропическая, Равноденствия, Летняя Тропическая, постоянно видимая Арктическая. Согласно данной теории 25 мая 585 года до нашей эры он предсказал затмение солнца.

Благодаря странствиям по Египту и Вавилону (развитое земледелие тех стран способствовало развитию геометрического мышления), путешественник создал упорядоченную геометрическую систему знаний. Ученый сформулировал равенство углов равнобедренного треугольника, подобность треугольников.

Основой существования жизни Фалес считал воду. Мудрец воспринимал вещество не образом мифологической формы, а аморфной концентрацией мысли. Будущее развитие способно существовать только благодаря «бесконечной воде», с помощью ее сгущения или разрежения происходят остальные жизненно важные процессы.

Геологические, географические исследования берут свое начало из астрономических идей философа. Фалес предполагал, что наша планета имеет дисковидную форму, поры, отверстия, плавает в бесконечной воде. Колебания водной глади объясняют землетрясения, цунами.

Жизненный путь мыслителя (640-562года до нашей эры) был направлен на практическое испытание созданных теорий.

Анаксимандр – единомышленник Фалеса

Также выдающимся представителем милетской школы считают ученика и сторонника Фалеса Анаксимандра (610-545 года до нашей эры). Он не меньше наставника увлекался изучением материалистической природы, астрономическими исследованиями, но отличался от основателя учения полным равнодушием к геометрии.

Особенностью мышления Анаксимандра принято считать его геоцентрический взгляд на астрономию – ученый говорил, что Земля постоянно двигается, из-за этого на ней есть периоды тепла, холода; она самостоятельно возносится, удерживается, так как одинаково отовсюду отдалена.

Началом мироздания по Анаксимандру является беспредельное нечто – архэ (неопределенная субстанция). Он не относил его к какой-либо стихии, считал целое постоянным, а его элементы изменчивыми.

Если Фалес о причине возникновения жизни и человека на Земле изрекался образно, то его ученик серьезно проникнул в данную проблематику. Философ считал, что материя – живая. Исходя из этого, он предполагал возникновение первой жизни в виде животных с шипами, зарожденных во влажной среде. Они выходили на сушу, теряли свой специфический покров, умирали. Человек, по словам Анаксимандра, тоже определенный животный вид. Такая концепция подтверждает углубление в материализм адептов Милета.

Анаксимен – ученик Анаксимандра

Последователь Анаксимандра Анаксимен (585-524 года до нашей эры) стал третьим выдающимся представителем милетской школы. По подобию предшественников мыслитель занимался исследованием астрономических процессов. Он пытался найти им естественное объяснение, что окончательно подтвердило материалистическую направленность древнегреческой философской мысли. Потому что материализм характеризуется именно логическим, естественным объяснением природных явлений, вещей.

Анаксимен так же как Фалес, Анаксимандр решает проблему основы мира – первоначала действия и бытия. Во главе всего он тоже ставит материю, говоря более конкретно, ее определенный вид – воздух. Подобно «бесконечной воде» основателя школы воздух Анаксимена неограничен, бесформен, подвержен колебаниям, является источником возникновения жизни. Разрежение воздуха порождает огонь. Сгущение его приводит к возникновению ветра, туч, воды, земли, камней. Воздух мудрец считал не только началом Вселенной, но и Богов.

Анаксимен стал последним милетским представителем натурфилософии.

Анаксагор, как сторонник и оппонент милетцев

Этот античный философ не принадлежал к милетской философской школе. Он был представителем элеатского течения. Элеаты полагались на чувственное восприятие мира, считали его бесконечным множеством делимых частиц. Мышление их предполагало, что в каждом предмете есть частица другого предмета.

фото 630

Анаксагор видел существование Вселенной процессом, где ум выступал движущей силой. Разум посредством круговых движений способствовал разделению изначально перемешанных вещей. Так возникла разница: теплое с холодным, плотное с редким, влажное – с сухим, светлое – с темным.

Благодаря таким метаморфозам появились две области – пространство огненного эфира, пространство воздуха. Земля имеет форму барабана, держится силою воздуха. Светилами выступают камни, охваченные движением эфира. Солнце воспринимают раскаленным огромным камнем.

Именно такие идеи бытия Анаксагора связывают его учение с учением милетцев. У них тоже главенствующими стихиями материи являлись воздух, вода, огонь, эфир, земля. Только у элеата из двух соседствующих пространств возникают все остальные.

Значимость милетской философской школы

Древнегреческая философия характеризует главную идею милетской школы принципом сведения многообразия жизни к первооснове вещей. Древние философы считают мир переменчивым, подразумевают наличие природных законов и видят возможность его познания.

Античность в лице милетцев затронула философскую проблему материализма Вселенной, которая остается ключевой даже для философов ХХ века. В этом заключается главная роль милетской школы – заложение основ будущих наук, основанных на понимании материального первоначала мира.