Основные направления философии

Вас интересует собственное развитие?

Тогда вам с нами по пути.

“Здравы будьте, мил человек. Этот сайт создан нами, чтобы посмотреть и разобраться, какими путями мы идём и как развиваемся.”

Главная » Философия » Первоначала и основные направления философии

Первоначала и основные направления философии

Основные направления философии с самого ее зарождения традиционно рассматривают вопрос о первоначале Вселенной. В зависимости от количества признаваемых исходных точек, различные философские направления принято делить на три обширные группы.

1. Единая первооснова бытия или монизм. Мыслители определяют его по-разному, в зависимости от своих взглядов. Им считают Бога, Материю, Абсолют или Мировой разум. Единой точки зрения о первоначале Вселенной, не существует. Материалисты определяли во главу всего материю, а человека считали ее порождением.

Идеалисты придерживались мнения, что в основе универсума заложена Бог, идея, мировая воля – духовное начало. Человек – ее продукт, а не объективного мира.

2. Дуализм. Первичность всего во Вселенной принадлежит двум началам: Свет и Тьма, Дух и Материя, Инь и Янь. Дуалисты видели в зарождении Вселенной взаимодействие духовного и материального, сознания и материи. В человеке, как говорили сторонники этой концепции, два начала, которые свободны друг от друга: дух свободен от влияния тела, психика не зависит от работы нервных процессов мозга.

3. Представители плюрализма выделяли многих первоначалах: атомах, стихиях, монадах. Философия знает различные направления плюрализма.

фото 661

В эпоху античности в основу мира включали взаимодействие воды, земли, огня и воздуха.

Экзистенциализм признавал многообразие зарождения Вселенной и делал упор на неразрывную связь бытия и личности.

Прагматизм определял Вселенную как иррациональную и непознаваемую. Из этого следовало, что все теории и идеи о происхождении мира не способны охватить бытие полностью. Это бессмысленно и к философии следует подходить с точки зрения удобства и выгоды в достижении целей.

Характеристики первоначал

Извечный философский вопрос: что же было первым, материя или дух? Античные мудрецы несколько тысяч лет назад первыми задались им, но точный ответ неизвестен до сих пор.

На протяжении человеческой истории идет борьба между сторонниками материализма и идеализма.

Материалисты признают первичной материю, а дух – вторичным. Этой точки зрения придерживались представители древнейшей школы философии – Милетской. А также Демокрит, Бэкон, Спиноза, Локк, Дидро, Маркс и Энгельс.

Приверженцы материализма в своих философских трудах делали упор на научные знания, особенно выделяя такие науки как физика, математика и естествознание. И стремились с помощью логики доказать все положения своих теорий. Но при глубоком изучении суждений материалистов становится явным недостаточность объяснения понятия сознания как материального объекта и невозможность логического объяснения явлений окружающего мира.

Идеализм противопоставляет себя материализму, считая, что дух первичен над материей. Его сторонники – Платон, Пифагор, Беркли, Гегель, Юм.

В идеализме выделяется два направления:

  • Объективный идеализм началом мира признает некую идеальную, духовную субстанцию, которая существует вне и независимо от человеческого сознания. Этого течения идеализма придерживались все ортодоксальные школы Индии, даосизм, конфуцианство и неоплатонизм.
  • Субъективный идеализм определяет духовным началом мироздания сознание человека. К его сторонникам можно отнести буддистов, последователей экзистенциализма и феноменологии.

Слабостью идеалистической учений является отсутствие логического объяснения превращения чистой идеи в материальный объект.

Методы познания

В философии существует три основных метода познания бытия.

1. Эмпиризм, он же – сенсуализм. Его опора – приоритет чувственного опыта в процессе познания. Включает в себя наблюдения, факты и эксперименты.

  • материалистический эмпиризм признает источником опыта объективную реальность, внешний мир, который не зависит от сознания.
  • идеалистический сенсуализм называет опыт совокупностью ощущений и идей, покинуть которые сознание не в силах.

2. Рационализм опирается на доводы разума. Он строится из аксиом, теорем и доказательств. Рационалисты считают мир логично устроенным. Они признают возможность его познания с помощью разума, который и лежит в основе мироздания. Основоположником этого течения философии называют Декарта. Рационализм противопоставляет себя эмпиризму, заявляя, что истинное знание не зависит от чувственного опыта.

3. Иррационализм – суть «сверхразумных» источников познания: интуиции, озарения, откровения, вера, воля. В мире нет устойчивых элементов, все произвольно и условно, мир – это хаос и у него нет внутренней логики. Реальность не развивается закономерно, сущность бытия недоступна разуму. Этой позиции придерживался Шопенгауэр, Ницше, Зиммель.

фото 662

Как понимают Бога различные философы

Точек зрения о том, кто или что такое Бог, существует он или нет, с древних времен и по сей день накопилось множество. Если их обобщить и сгруппировать, то выделяются четыре позиции по отношению к Богу.

  • Теизм воспринимает Бога как разумную личность, обладающую своей волей. Мир сотворил Бог, он же преобразовал идеи в мир материальных вещей. Разум Бога несоизмеримо выше, чем у человека.
  • Деизм выдвигает Бога как безликую причину возникновения мироздания. В некотором роде, деизм можно назвать компромиссом между идеями материалистов и сторонниками существования Бога. Приверженцы его полагали, что Бог сотворил мир и затем отстранился, не участвовал в его развитии, не влиял на жизнь и поступки людей.
  • Пантеизм отождествляет Бога (идеальное начало) и природу (материальное начало). Бог не существует вне природы. Можно утверждать, что Бог – везде, во всем, так говорили пантеисты.
  • Атеизм отрицает Бога и признает его фикцией. Философы, придерживающиеся этой позиции, полностью разорвали отношения с религией. Атеисты во главе мира ставят личность человека и пытаются с помощью всех доступных их эпохам наук разрешить вопросы бытия.

Характер философской системы

Философия – особая наука. В ней не существует положений, которые бы признавались всеми философами, без исключений. Для науки мыслителей характерна множественность взглядов.

Характерно ли для реальности всеобщее развитие? Существует два метода исследования в философии, которые затрагивают этот вопрос: метафизическая и диалектическая.

  1. Метафизика ищет предельные границы бытия и познания. Ее сторонники пытаются постичь мир завершенным и однозначным. Сторонники метафизики относятся к миру как чему-то неизменному в своих наиболее важных корреляций. Вселенная, как и человек, статична, устойчива. Суждения метафизики критикуются за их усложненность рассуждений, за невозможность проверки с помощью логики.
  2. Диалектика ищет истину в столкновении противоположностей, пытается постичь мир через его развитие и противоречия. Последователи диалектики признают общий характер развития мира. Вселенная, как и человек, развиваются при взаимодействии противоположностей. Количественные изменения переходят в качественные, движение происходит от низшего к высшему. Сильным толчком для развития этой концепции стали открытия в области естествознания: эволюционная теория Дарвина, закон сохранения и превращения энергии, большие достижения в области палеонтологии и геологии.

фото 663

Функции философии

Исследователи выделяют различные функции философии. Главные из них:

  1. Мировоззренческая функция. Философия способна представить описание картины мира и объединить в себе знания из разных наук и искусств. В ее основе – определенная система взглядов на мир. Философия абстрактно-теоретически подходит к трактовке мировоздания. Это придает ей двойственный характер, тяготеющий и к науке, и к лженауке.
  2. Методологическая. Ее задача – выявить оптимальные методы достижения определенных целей. Методы эти имеют фундаментальность, а не узкую направленность (исторический метод).
  3. Гуманистическая функция. Философская наука призывает к предельно внимательному отношению к людям. Выполняя эту функцию, наука мыслителей не ограничивается только лишь научным подходом, а задействует еще этику и эстетику.
  4. Практическая. Включает в себя заботу о благе людей и об их морали.
  5. Функция прогнозирования. Выявляет общие тенденции развития мира, материи, человека и сознания. Выполняя эту функцию, философия опирается на научные знания и способна формировать новые взгляды и идеи.
  6. Критическая функция. Все подвергается сомнению, этот постулат зародился во время возникновения философии. Все подвергнуто конструктивной критике. Рациональность обоснований отбраковывает ошибки, предрассудки, заблуждения и догмы.
  7. Познавательная. Познание мира через философию дает возможность накопления новых знаний и системного подхода к ним.
  8. Функция духовного ориентирования. Направляет человека в его развитии.