Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Развитие познания в философии

Под термином «познание» понимают процесс получения знаний. Познание в философии – это совокупность методов получения знаний о закономерностях реального мира. Его изучением, как отдельной науки, занимается гносеология. История развития познания начинается в эпоху античности и продолжается до настоящего момента.

История развития познания

фото 751

Познание – одна из ключевых проблем в философии. Познанием называют процесс приобретения и развития знания. Он обусловлен общественно-историческим контекстом и является результатом изучения объекта субъектом. Мир определялся большинством философов, как конструктивная реальность – нечто, доступное изучению. Но механизм процесса изучения они представляли по-разному.

 

Античная философия:

  • характерна целостность взглядов на мир, природа не расчленяется путем абстрактного или метафизического анализа;
  • природа рассматривается с точки зрения взаимосвязи всех процессов и явлений;
  • человек включен в природные процессы и не может рассматриваться в отдельности от природы;
  • главный метод познания – диалектика;
  • знание и мнение – не тождественны, и имеют разное соотношение.

Философия Средневековья:

  • базируется на принятии Библии, как единственного необходимого источника знаний;
  • главная задача познания – анализ текстов священного писания;
  • доступны три вида анализа: семантический, концептуальный, спекулятивный;
  • экспериментальный подход не нужен – органы чувств легко обмануть и они неверно трактуют информацию;
  • единственная истина – учение Церкви.

Эпоха Возрождения:

  • гносеологическая проблематика занимает центральное место;
  • ключ ко всем наукам – наука, изучающая мышление (Ф. Бэкон);
  • индуктивный метод (познание на основе индуктивных умозаключений) противопоставляется рационалистическому (объединяющему дедукцию и индукцию);
  • опыт – основа науки, а способ приобретения навыка – наблюдение;
  • наука тесно переплетена с искусством и не может рассматриваться в отдельности;
  • схоластический (догматический) тип мышления сменяется на светски-рационалистический.

Классическая немецкая философия:

  • Кант формулирует новый вопрос гносеологии: источники и границы познания;
  • источник знания по Фейербаху – опыт, поскольку чувственное познание и мышление неразрывно связаны;
  • для Бэккона, Локка, Спинозы и других мыслителей 17-19 веков было недоступно полное понимание процесса познания, его диалектический характер и активная роль субъекта.

Современная философия:

  • характерно стремление к синтезу идей различных школ;
  • исследования ориентированы на науку;
  • предметом исследования становится не отдельные объекты, а целостные системы;
  • присутствует плюрализм методов исследования;
  • преодолевается разрыв между объектом и субъектом познания.

Параллельно с основными типами получения знаний развивалось особое течение – агностицизм. Под агностицизмом понимают невозможность полного изучения мира. Агностики не отрицают сам факт познания, но считают возможности человека ограниченными. Поскольку бытие постоянно изменяется, а чувственное восприятие субъективно, полноценное познание мира для человечества невозможно.

Основные формы познания

Выделяют две основных формы познания: научную и ненаучную. Научное познание ставит своей целью описать, предсказать и объяснить процессы и явления окружающей действительности.Научное познание управляется рассудком, дающим возможность осмысливать.

Ненаучное познание осуществляется посредством чувственности. Выделяют отдельные виды ненаучного познания:

  1. Миф. Научный принцип подменяется фантастическим рассказом.
  2. Жизненный опыт. Ограничено жизненным опытом одного человека. Знания усваиваются ненавязчиво, через средства массовой информации.
  3. Паранаука. Стимулирует веру человека в несуществующие явления, развивается на базе ограниченного доступа к реальным знаниям.
  4. Искусство. Мир познается через художественные образы.
  5. Народная мудрость. Обобщенные и неоднородные знания, передаются из поколения в поколение.

Структура познания – субъектно-объектные отношения. Задача субъекта (философа) – адекватно воспроизвести характеристики объекта (проблемы в философии)

Теория познания Платона

фото 752

Платоновское учение о познании тесно переплетено с его представлениями о бессмертии души. До того, как вселится в физическое тело, душа находилась рядом с Богом и могла созерцать недоступные человеку вещи. Чтобы познать их, человеку нужно обратиться к душе и позволить ей вспомнить то, что она видела. Никакие внешние источники не смогут дать те знания, которые уже хранятся внутри, поэтому истинная цель философского изучения мира – самосозерцание.

Познание невозможно без мышления. Это – независимый процесс, отделенный от чувственных восприятий. Чувственный способ изучения мира дает только внешнее представление о вещах, познать их истинную суть можно с помощью диалектики – искусства вести правильный диалог. Диалектик должен уметь задавать вопросы и находить на них ответы. В поисках верного ответа мысль будет пробуждать память души и приближать философа к истине.

Не каждому человеку дано узнать истину. Невежественный человек никогда не найдет ответы на фундаментальные вопросы бытия, потому что не будет в них нуждаться. Чтобы приблизиться к истинному знанию, нужно обладать мудростью и стремиться приблизится к абсолюту.

Теория Платона основана на идее интеллектуального аристократизма. Философами могут быть лишь некоторые избранные мудрецы, которым удалось преодолеть чувственное восприятие. Остальные обречены довольствоваться миром вещей, приблизится к истинному знанию они не смогут.

Теория познания школы Эпикура

Эпикур назвал свою теорию познания «каноникой». Он развил ее из собственной идеи о критериях – канонах истины. Эпикур не был согласен с мнением Платона и Аристотеля о разуме, как единственном способе познания. Он утверждал, что чувственность – главный способ познания. Узнать истину можно с помощью разума, а он управляется чувствами. Чувственное познание само по себе не допускает ошибок, оно непогрешимо. Человек заблуждается, только если он сам неверно трактует ощущения.

В «канонике» Эпикур описал 3 критерия истины:

  1. Предвосхищение. К нему относятся общие представления о предметах и явлениях, которые человек получает в процессе жизни. Предвосхищение – результат единичного представления, мимолетного воздействия предмета или явления.
  2. Претерпевание. Это оценка каждой вещи с точки зрения субъективной морали. Для каждого человека претерпевание будет уникальным процессом.
  3. Образный бросок мысли. Под образным броском мысли Эпикур понимал интуицию. Только используя интуитивное восприятие, человек познает истину. Чем сильнее он доверяет интуиции, тем ближе он становится к полному знанию.

Мнение Эпикура было новаторским для своего времени. Несмотря на его радикальные, а для многих и оскорбительные, взгляды на философию, у него было много последователей. Ученики школы Эпикура назвались эпикурейцами. Благодаря их стараниям, учение философа сохранялось и оставалось популярным после его смерти.

Филон Александрийский: познание истины

Филон Александрийский родился в Александрии – городе, основанном великим Александром Македонским. Наряду с Римом и Афинами, Александрия была культурным центром: сюда съезжались ученые и философы из других стран, и каждый приносил свои, новые для местной диаспоры, взгляды и идеи.

До 3 века до н. э. основной религией Александрии был иудаизм, но постепенно религиозные и философские взгляды перемешались. Большинство жителей Александрии стало говорить на греческом языке, и возникла потребность в переводе Ветхого завета с древнееврейского на греческий. Имея возможность читать различные религиозные тексты, представители нового поколения еврейской общины сформировали особенное синтетическое воззрение на Бога. Самым ярким представителем нового взгляда на религию стал Филон Александрийский.

Филон был толкователем Пятикнижия Моисея. Согласно Библии, откровение недоступно простым людям, и открывается только избранным. Так же рассуждал и Филон, пытаясь растолковать скрытое повествование Моисея. Философ был уверен, что для понимания сокровенной истины необходимо достичь особого состояния души, чтобы удостоится божественной благодати. А для получения возможности понять божественные откровения требуется долгие годы готовить свой разум: изучать астрономию, геометрию, грамматику, риторику и другие свободные науки.

Плотин: метод познания Единого

фото 753

Плотин был последним великим мыслителем античной эпохи. Его главным интересом была не философия, как таковая, а религия. Плотин считал своей целью через божественное единство определить истинное назначение всего сущего и вернуть его обратно к Богу.

Согласно Плотину, есть два способа познания: ум и чувство. Они позволяют изучать окружающий мир, не ну могут напрямую познать Единое. Оно находится над всем и не имеет определения. Но человек все же может приблизиться к Единому чрез предметный мир. Каждый предмет – часть Единого, он имеет свою душу. Узнать душу предмета возможно не умом или чувством, а только особым видом сосредоточенного наблюдения: созерцанием. Истинное постижение предмета – слияние души с Единым.

 

Особенности типов познания

Типов познания несколько, ни один из них не может рассматриваться, как единственно верный. Они отличаются целями и методами, применяются в различных сферах жизни и науки.

Мифологическое

Зародилось во времена первобытной культуры. Для него характерна персонификация: наделение неживых объектов качествами личности. Мифологическое восприятие позволяет интерпретировать сложные понятия с помощью образов богов: действительность познается через наглядно-действенные образы сверхсуществ.

Религиозное

В религии Бог воспринимается как Личность. Он проявляет себя как субъект, творец и непосредственный участник мироздания. Цель религиозного изучения мира – самопознание человека через открытие Бога, приход к нравственным нормам и последующее «спасение души». Оно не приемлет критического осмысления, базируясь на вере в постулаты, изложенные в официально признанных религиозных текстах.

Научное

Для научного типа обработки информации характерен рационализм: знания должны основываться на фактах, которые легко проверить. Истинная наука требует постоянного критического переосмысления. Научное познание отвергает слепое следование авторитетам и требует постоянного совершенствования.

Философское

Применяя философский метод, человек стремится комплексно подойти к восприятию мира. Главная цель философии – поиск ответов на фундаментальные вопросы бытия: определения предназначения человека, его места в системе мироздания. В процессе изучения мира философ стремится к идеалу – единственной правильной модели жизни.

Чувственное

Под чувственным познанием понимают интимные взаимоотношения между людьми. Человек воспринимает мир через призму личного опыта. Имея возможность воспроизводить новых людей, он становится подобен Творцу и приближается к пониманию его замысла.

Моторное

Главный метод – действие. С помощью моторной системы, включающей умственные процессы по подготовке к действию и само действие, человек распознает поведение других людей и может выстраивать различные схемы взаимодействия.

Большинство современных философов используют несколько типов анализа информации одновременно. Отвергать какой-либо метод нецелесообразно: это обедняет инструментарий ученого, лишает его возможности смотреть на мир комплексно.

Adblock
detector