Содержание
Русская религиозная философия неотрывно связана со становлением и развитием своего народа, как и любая другая. Каждая наука размышления имеет свою национальность, что непременно отражается на ней.
Еще древние греки в своих размышлениях были заняты богоискательством и поисками смысла существования человека. Иудеи искали откровения Бога в Ветхом Завете. Восточные мудрецы старались вознестись к Богу с помощью медитаций и различных духовных практик.
Философия долгое время не разделялась на светскую и религиозную. Деление происходит лишь в переломные эпохи. Для Европы таким периодом стало Возрождение.
В России самобытная русская философия смогла сформироваться лишь к середине XIX века, хотя предпосылки к ней возникли ранее. К началу XX в нашей стране наука мыслителей вышла на мировой уровень. Она стала частью духовной православной культуры России. Особенности и отличия русской философии от всех прочих стали ее неподконтрольные размышления на богословские, культурологические, исторические и социальные темы. Это стало возможным после того, как русские мыслители приняли утверждение о том, что истину следует постигать не только рациональными путями, но и опираясь на «сердечное мышление».
Предпосылки возникновения
До Петра I в стране царила политическая нестабильность, которая не давала достаточно времени на размышления и поэтапное создание оригинальной концепции русской философии. Мудрецы в своих размышлениях не выходили за рамки православия и не развивали философские идеи.
Петровские реформы начали процесс зарождения русской науки размышления. Первые мыслители старались «примерить» на Россию классическую немецкую философию и идеи Просвещения. В этот период о самобытности и оригинальности данной науки речь даже не могла идти.
Только с XIX века можно отчитывать появление настоящей самобытной философии в нашей стране. К концу века русская национальная культура стала частью достояния всего человечества.
В отличие от почти светской европейской философии в России эта наука смогла самоопределиться и сохранить свой религиозный дух. Этому способствовало то, что для развития Российской империи и разрешения ее экономической ситуации страна нуждалась в интеллектуальных концепциях для решения государственных и культурологических задач. И сделать это предполагалось именно на основании христианского учения.
Религиозная философия в Российской империи
В ХХ век Россия вступала, переживая религиозно-философское возрождение. Вопросы религии затрагивали в своих работах многие крупные философы, в стране появлялись различные религиозно-философские объединения.
Взаимоотношения двух христианств – западного и восточного, стало источником размышлений для многих российских философов второй половины XIX века. B.C. Соловьев написал доклад «Русская идея», после создания которого возникло движение, названное «русский религиозный ренессанс». В Петербурге в начале нового века проводились религиозно-философские собрания, из которых позже сформировалось Религиозно-философское общество. В Москве так же возникло подобное объединение. Они просуществовали до конца Российской империи. Их участниками были видные философы, поэты, писатели и литературоведы. Всех их объединяли они общим интерес к религиозно-философской тематике и тревога о судьбе страны: увеличивался разрыв между Церковью и обществом, между мыслящей интеллигенцией и простыми обывателями. Усиливающиеся революционные настроения вызывали в умах предчувствие Апокалипсиса. Многие русские философы той эпохи считали, что это и произошло в 1917 году.
Религиозная философия в эмиграции
Религиозные мыслители к началу XX столетия смогли создать в России национально-самобытную философию. Но реальная история не воспользовалась ей. Интеллектуальная элита исчезнувшей уже Российской империи была выслана на «философском пароходе» из страны Советов, которой они были не нужны.
Некоторые русские мыслители уехали из Новой России самостоятельно, без принуждения, еще в 1917 году.
Так для русской религиозной философии начался новый период – эмиграция. Он не мог не внести в рассуждения философов новые мотивы и меры. Так получилось, что почти все заметные деятели религиозной философии оказались за границей. Революция на родине невольно обогатила их новым духовным опытом. Поэтому и на чужбине они не оставили свои труды, которые затем переводились на многие языки мира.
За время эмиграции были завершены и окончательно сформировались многие религиозно-философские системы. Русская религиозная философия твердо заняла свое место в мире как особая школа философской мысли.
Религиозная философия в СССР
Не все философы покинули новую страну, возникшую вместо прежней Российской империи.
Часть религиозных философов обогатилась идеями мыслителей XIX столетия, затем пережила революционный 1917 год и осталась в стране победившего большевизма. Бурное развитие русской философии, сменившееся не менее бурными потрясениями всех основ общества, обогатило оставшихся религиозно-философских деятелей духовным, социальным и политическим опытом. Они продолжали разрабатывать свои идеи до Второй Мировой войны и даже после нее. Эти люди смогли не только сохранить религиозные идеи русской философии прошедшей эпохи, но и, в меру сил и способностей, развить их, применив к новым условиям, открывая для всех новую проблематику, катализатором которой стала революция.
Западники и славянофилы
Началом самобытной философии в России можно назвать появление вопроса об ее историческом пути. В позапрошлом веке в 30е – 40е гг. в русской философской идеи появились 2 противоборствующих лагеря: западники и славянофилы.
Главный аспект их дискуссий можно обозначить так: единый ли у России и Европы исторический путь или у нашей страны особый путь и уникальная культура?
Главные славянофилы: А. С. Хомяков, братья Киреевские, А.И.Кошелев, Ю.Ф.Самарин, И.Д.Беляев, братья Аксаковы. Суть их учения такова: у России свой исключительный духовно-исторический процесс развития, она не похожа на Запад и не должна развиваться по его законам и повторять его культуру.
Главные тезисы славянофилов:
- Безбожность западнической цивилизации
- Православие как истинная сила русской нации
- Монархия – совершенная форма правления для России
- Патриархальная семья – главная опора государства
- Русские являются народом-богоносцем
Сторону западничества представляли: А. И. Герцен, В.Г. Белинский, Т. Н. Грановский, Н. Г. Чернышевский, были сторонниками прогресса как единой общемировой идеи. Их целью была пропаганда европеизации страны: ликвидации отсталости и становления буржуазного общества.
Известные деятели
- А.С. Хомяков. Первый религиозный философ нашей страны. Глава славянофилов. Его труды опубликовались на родине только после смерти, но все равно смогли сильно повлиять на развитие русской религиозной философии. В них Хомяков затрагивал тему православной церкви, противопоставлял ее западноевропейскому влиянию.
- Н.А. Бердяев. Создавал свои работы как в России, так и в эмиграции. Затрагивал тему судьбы России и мира, философию свободы, смысла творчества, предназначения человека.
- В.С. Соловьев. Ставил религию выше философии. Критика атеизма и материализма за то, что они ведут человечество в пропасть. Придерживался позиции объективного идеализма, представлял человека как связующее звено между идеальным миром и миром физическим.
- Н. О. Лосский. Создатель «интуитивизма»: учения о том, что мир можно познать, непосредственно интуитивно созерцая реальность.
- С. Н. Булгаков. Первым связал космологию с религиозной тематикой, что сильно подтолкнуло вперед развитие русской религиозной философии, в частности, космизм.
- И. А. Ильин. Главная тема его работ – связь философии и религии. Выявил связь не только в едином предмете изучения – Боге, но и объединяющих их духовном опыте.
Материализм и русский марксизм
В 80-х годах XIX века зарождается русский марксизм. Основателям его стали находящиеся в эмиграции Плеханов, Засулич, Аксельрод. Эти люди разработали теоретическую базу для марксизма. Попав в Россию, данное учение обрело сугубо русские черты.
Первоначально новым течением увлекались различные представители российского общества: от университетских профессоров до пролетариев на заводах. Новая, несформированная еще идеология многим людям казалась способом воплощения в реальность идей социализма.
Классический марксизм во главу всего ставил экономику. В России данное учение заметно трансформировалось, переместившись в политическое русло. Причина — слишком слабо выраженный в стране класс пролетариев.
К началу XX сторонники марксизма в России разбились на два лагеря.
Часть из них: Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк, названные «легальными марксистами», не принимали идею насильственной борьбы за свою идеологию. А также они не считали необходимым подавлять личность в интересах общества и выступали против материализма.
Их идеологическими противниками стали большевики во главе с В. И. Лениным. Они придерживались идеи построения социализма не через постепенное развитие экономики и социальной базы, а через революционную смену власти. Ленин и последователи являлись вестниками материалистических ценностей и атеизма.
Материалисты старались вытеснить христианство, а затем занять эту нишу, заменив своей идеологией. Этим и объясняется явная враждебность по отношению к религии.