Содержание
Спиноза появился на свет в век гениев. В XVII веке произошел столь сильный подъем философской мысли, которого не было со времен античности. Философия Бенедикта Спинозы содействовала этому. Рассмотрим кратко несколько фактов из биографии мыслителя.
Он был рожден, в 1632 году в Амстердаме, в семье еврейского купца. Родители бежали в Голландию, спасаясь от португальской инквизиции.
Первым учителем Спинозы стал раввин Мортейра, который помог постичь талмуд и каббалу. Пытливый ум будущего философа не желал ограничиваться только ортодоксальными науками. Поэтому он стал изучать латынь. Через своего друга он познакомился с работами Декарта и стал последователем его идей.
В 24 года Спиноза был обвинен иудеями в непризнании бессмертности души. На допросе он не отрекся от своих взглядов и был проклят и изгнан из общины.
Философ поселился в Рейнсбурге, на жизнь зарабатывал, шлифуя линзы. Курфюрст Пфальца приглашал его стать профессором в Гейдельберге, но Спиноза отказался, опасаясь притеснений в своей работе.
Умер от чахотки в феврале 1677 г. Прижизненно издали всего одну его работу.
Монизм
Основу философии голландского мыслителя составляет теория о единой субстанции, мышлении и протяженности. Будучи последователем Декарта, Спиноза тоже искал связь этих атрибутов. Он считал, что все в мире сводится к единой субстанции. Придерживаясь идеи пантеизма, Спиноза отождествлял субстанцию и Бога, субстанцию и природу. У нее нет цели, все в мире происходит не просто так, а в силу необходимости. Творящая и сотворенная природа для него – едины.
Метод познания бытия был построен им на основе математики. Мудрец считал, что именно математика наиболее полно воплощает принципы рационализма. Поэтому он пользовался аксиомами и теоремами, примеряя их не только на физические тела, но и на бытие в целом.
Спиноза считал, что знания обретаются несколькими методами:
- Произвольные знания, слухи
- Хаотичное накопление личного опыта
- Познание о вещи через другую вещь
- Изучение сущности вещи и ее познание
Он развил дуалистическое учение Декарта и нашел общее у физики и метафизики, выдвинув тезис о единой и абсолютной субстанции, что стало основой монизма.
Этика
Над своей «Этикой» Спиноза работал 12 лет. Этот научный труд должен был разъяснить понятие добродетели и ее компоненты. Добродетель голландский философ трактует как высшее благо.
В своей привычной манере, используя математику, философов хотел создать цепь неразрывных суждений. Ее темой стал Бог, материальный мир и человеческий дух. Поэтому его работа состояла из ряда теорем, которые логически опирались друг на друга.
Основа этики – нравственность. Философ отрицал понятие «воля», заменяя его разумом. Не существуют такие явления как добро и зло, это лишь различные степени единого. Нравственность основана на познании, блаженства можно достигнуть только с помощью разума. Высшая добродетель – интеллектуальная любовь к Богу. Человеку следует познавать себя, так он придет к правильной любви к Богу, природе, и настоящей свободе.
Голландский мыслитель столько лет работал над своей «этикой», потому что намеревался создать философский труд подобный математической аксиоме, с доказательствами, выведенными разумом. Развивая теории предшественников (Декарта), Спиноза прошел долгий путь, чтобы познать истину.
Размышления о религии
В «Богословско-политическом трактате» философ из Голландии выдвигал обоснования свободы науки, мнений, совести и слова.
В данной работе приводится теория существование и взаимодействие трех областей науки. Вначале трактат посвящен богословию. Дальше же государство и связь с религией. В завершении автор выводит тезис свободы мысли.
В своей работе Спиноза продолжил дело Реформации, философ передал царящие тогда настроения: стремление человека к свободе мысли. Ветхий завет открыто критиковался им за то, что утратил свою актуальность после появления Нового.
Государство и церковь, разум и религия должны установить отношения между собой. Мыслитель из Голландии полагал, что церкви следует подчиняться государству, и двум этих институтам не следует объединяться в одно целое, они должны быть отделены друг от друга. Но разделение разума и религии не означает их противоборства. Разум не противится благочестию, а помогает ему.
Суть религии, как считал Спиноза – не слепое соблюдение обрядов, а любовь к Богу, которая проявляется в добродетели.
Теории о государстве
«Богословско-политический трактат», помимо религии, затрагивал тему государства, а также естественного права.
Люди склонны увеличивать свои права и блага за счет других. Но если эти порывы не ограничивать, все люди будут окружены ненавистью и страхом. Поэтому права всех личностей объединили в одно коллективно. Так появилась верховная власть. Она выше эгоцентризма отдельного индивида. Ее назвали государством.
По мнению Спинозы, государство – итог взаимного соглашения людей. Этот договор существует пока приносит пользу. Соблюдается сделка благодаря неограниченной власти государства, которой обладает либо один человек, либо несколько или много. Опора государства – соблюдение его гражданами законов.
Спиноза предполагает, что основа государства – разум. Человек свободен лишь тогда, когда он руководствуется разумом. Пока же им руководят страсти, человек их раб.
Философия Спинозы в России
При жизни Бенедикта Спинозы под его настоящим именем был опубликован лишь один философский трактат. Основные труды философа стали доступны общественности лишь в XIX веке.
Первый перевод работ Спинозы на русский язык появился лишь в 1906 году. Его выполнил житель Казани М. Лопаткин. Этим трудом стал «Богословско-политический трактат», который позже, в 1935, был переиздан.
После революции новая советская власть не забыла философа, и в 1927 году провела научную сессию, приуроченную к 250-летию со дня смерти этого мыслителя XVII века.
Многие советские и российские авторы интересовались работами Спинозы и упоминали его в своих трудах или посвящали ему свои исследования. Хотя стоит отметить, что отечественные исследователи трудов Спинозы все же уступают зарубежным в количестве и охвате тем. «Ренессанс Спинозы», начиная с 60-х годов прошлого века привел к небывалому подъему интереса к данному философу и созданию работ, посвященных ему на всех основных мировых языках.
Учение о субстанции
Философствование Спинозы гласит, что субстанция есть сама по себе. Она – своя первопричина. Тема субстанции — главная в работах философа. По его мнению, субстанция уподобляется Богу.
Субстанция формируется атрибутами. Их существует бесконечное количество, но человек способен выявить два. Первым атрибутом становится протяженность. Это телесная субстанция, непризнание пустоты. Второй – мышление. Это определяется человеческим сознанием, включая разум. Связь между двумя этими атрибутами осуществляет Бог. Тот не является конкретной личностью и далек от христианской трактовки. Он – сущность вещей, сама природа: неразделимая, вечная, бесконечная и независимая. Благодаря ей вещи становятся реальными и существуют.
Субстанцию невозможно определить или измерить, но она реальна и совершенна. Она состоит из множества атрибутов, каждый из которых выражает бытие. Вселенная – не создана, а создается. В своих работах Спиноза заменил сотворение мира на его вечное бытие.
Размышления о душе
Спиноза не отделял душу от тела. Он полагал, что душа – это сумма мыслительных способностей, атрибут мышления. Душа зависит от тела.
Размышления мыслителя о душе связаны с работами философа об аффектах. Так он называл состояния души и тела, связанные между собой и выделил их несколько:
- удовольствие
- неудовольствие
- желание
Вариантов в реальности много, но все они сводятся к этим. Рабство, по суждениям Спинозы – невозможность победить свои страсти. Свобода – победа над аффектами с помощью познания.
Для Спинозы тело и дух являются двумя сторонами одного понятия. Тело – эта видимая душа. Человек в определенной степени отражает в себе божественную природу, а его дух – образ бесконечного мышления. Человек – торжество тела и души. Но при этом не только человек имеет душу. Все во Вселенной одушевлено, потому что несет в себе образы бытия.
Взгляд на общество
Математический подход к философским вопросам привел к тому, что Спиноза приравнивал общество к механизму. И возникновение государства философ выводит из разумной договоренности людей, а не в результате социально-экономических процессов. По его мнению, люди договорились о создании законов, чтобы сдерживать свои страсти и порывы. Общество учреждает государство, а оно создает условия для главенства разума. Это позволяет человеку обрести свободу.
Власть не должна вмешиваться во внутреннюю жизнь людей. Нельзя попирать свободу мысли и слова.
Философ хотел обосновать этические вопросы, которые станут опорой для поведения каждого человека в обществе. Свой главный труд он так и назвал: «Этика».
В своих работах мыслитель обосновывал необходимость жизни в обществе, создания различных союзов, таких как брак. Именно всевозможные объединения людей являются, со слов Спинозы, основой любого общества.