Содержание
Сложно судить о правдивости того или иного высказывания по одному источнику. Люди стремятся понять истинность умозаключений, основываясь на мировоззрении, религиозных убеждениях, степени образованности. Не всегда такие базовые константы способны отразить реальность утверждений. Поэтому истина в философии постигается путем масштабного анализа тысячелетних логических выводов, непостижимой работой ума в комплексе с миро ощущаемыми наблюдениями, что позволяет если не понять, то приблизиться к истинности бытия.
Философское восприятие истины
Осознать понятие правдивости несложно. На повестке дня возникает вопрос «что же такое истина», начинаются догадки, домыслы, разность мнений. Человеческая неодинаковость, контрастность напрямую отображается на суждениях. Нельзя позволить данным обстоятельствам отразиться на важности ответов.
Понятие истины является отображением действительности в умозаключениях. При чем, независимо от мнения человека, суждение изначально является либо правдой, либо ложью.
Целью философского понимания истины является также ее исследование. В результате исследовательского процесса достигается научная сущность. Рассматривается тесная взаимосвязь между философским познанием и научными дисциплинами.
Историческое развитие истинности
История понятия начинается с античности, когда истина была тесно переплетена с диалектикой, заблуждениями. Впервые заговорил о правдивости древний философ Аристотель. Мыслитель рассматривал понятие, как интенциональное соглашение между разумом и фактической действительностью.
Традиционную концепцию истинности представлял Платон. Цитата мудреца гласит: «Человек, характеризирующий предметы таковыми, каковыми они являются, утверждает истину, человек характеризующий предметы по-другому – врет».
Но ложь и заблуждение не равноправные догматы. Заблуждение появляется в результате неполномерного восприятия действительности, отсутствия всесторонней осведомленности, не достаточной информативности происходящего. Личность часто заблуждается, делая это непредумышленно. Заблуждение даже способствует поиску правды. Ложь человек использует направленно в собственных интересах: ради самозащиты, самооправдания, личной выгоды, руководствуется другими нелицеприятными мотивами.
Позже философ Кант классифицировал понятие, как свойство личности, заключающееся в согласии собственного мышления с собственными умозаключениями, что характеризуется субъективной личностной адекватностью.
Августин считал, что любое познание является изначально истинным.
Материалистические и идеалистические философы отожествляли реальность с мировой объективностью.
Мыслитель Юм, как представитель Нового времени, сравнивал истинность с агностицизмом.
Философ, живший в двадцатом веке, Хайдеггер пришел к выводу – конечная истина неподвластна человеку и останется загадкой мироздания.
Основные теории истинного познания
Способы достижения истинно верного знания градуируются.
Мыслители разработали несколько теорий постижения правдивости. Перед тем, как их рассмотреть, следует понять, какими критериями пользовались философские умы для выявления поисковых путей. Истина должна быть ясной и обязательно иметь общезначимую масштабность. Понятие истинности пригодно для использования и реализации. Правдивость должна подтверждаться практическими исследованиями.
Основываясь на данных критериях, появилось несколько корреспондентских концепций правды.
Средневековые философы-богословы склонялись к авторитарной концепции, по которой определение правдивости доверялось авторитетному источнику.
Гуссерль, Декарт, Брентано полагались на теорию очевидности истинности, когда истина представлялась очевидным, отчетливым фактом.
Шлик, Локк считали, что правду нужно подтвердить научным путем, отсюда родилась теория опытной доказуемости.
Тарский построил семантическую теорию правдивости, где изначально истина является возможным объектом правды. Вспомогательная метатеория с целью избегания семантических феноменов, создает специальные условия для объективного восприятия истины, ради доказуемости первоначальной теории.
Существует также нетрадиционные концепции.
Кун, Пуанкаре воспринимали правдивость, как последствие соглашения, так родилась конвенциональная теория.
Мах, Авенариус характеризовали истинность непротиворечивостью изложения, способностью сплоченности познаний, что положило начало когерентной теории.
Пирс, используя здоровый прагматизм, рассматривал истину, как эффективность обучаемости, то есть полезность науки, дающая стимул к успеху, выводы философа стали основой прагматической теории.
Марксистское восприятие правды совершает попытку объединения прагматизма и классических теорий.
Уровни постижения истинного восприятия
Исторически сложилось рассмотрение истины на разных уровнях понимания: онтологическом, логико-семантическом, ценностно-экзистенциальном, гносеологическом уровнях.
С точки зрения онтологии истинность суждений выступает способностью подлинного бытия противостоять иллюзорному.
Логика и семантика определяют правдивость, как безупречную последовательность умозаключений, основанную на достоверности, корректности.
На ценностно-экзистенциальном уровне истина выступает прочувствованной ценностной константой, то есть жизненным кредо, которое не бывает двойственным, и, правоту которого демонстрирует своими поступками человек.
Гносеология предполагает изучение истинности со стороны научных, философских знаний.
Теоритическое осмысление правдивости
Осмысление правдивости сводится к уже перечисленным выше теориям. Теории разделяются на два вида: одни отображают действительное определение слова «истина», а другие создают условия, правила использования термина.
Классическая, неклассическая линии осмысления правды осуществляют попытки воссоздать образ идеальной истины. Но, кратко говоря, правдивость в том, что нет ни принципиальной доказуемости, ни противоборствующей двойственности понятия.
Религиозное понимание истинности
Многочисленные взаимоисключающие религии в вопросе осмысления правды приходят к одному выводу: истина Бога является последней нерушимой инстанцией.
Христианские талмуды, описывающие божьи заповеди (законы), предполагают безусловное верование в непоколебимость изложенного. Личность сама принимает решение верить ей или нет, понимая, что доказательств, подтверждающих каноны, не существует. Особенность человеческого разума характеризуется потребностью веры. Человек свято верит в силу исповеди, которая способна очистить душу.
Восточные религии призывают признавать нерушимый авторитет Учителя, слово которого необходимо воспринимать святым, оно не обсуждается. Мораль в таких случаях уже не рассматривается, как базовая составляющая, основное – наставление Учителя. Только его слово способно спасти. Истина древневосточных постулатов выступает спасительным озарением.
Относительность и абсолютность правды
Дискутируя на тему истинности, философы пришли к выводу – истина выступает относительной и абсолютной единицей.
Что характерно для первого вида правдивости? Относительность отличается односторонним, неполным суждением о чем-либо. Некоторые мужчины носят усы, многие представители сильного пола не делают этого. Оба утверждения одновременно верны, поэтому считаются относительными.
Абсолютная истина отображает объективную реальность с позиции восприятия человека. Планета Земля – космический объект. Не зависимо от рассуждений людей, данное утверждение абсолютно истинно. Но бытует мнения, что личностное восприятие субъективно, поэтому абсолютная истина, как понятие не существует.