Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Утопия и её роль в философии

Философия, как смежная научная дисциплина, тесно переплетена с социологией, политологий, религией и литературой. Результатом совместного развития дисциплин стала отдельная область — утопизм. Утопия в философии — это представление об и идеальной стране, в котором люди могут быть равны и жить счастливо.

Что такое утопия?

фото 902

Понятие «утопия» буквально переводится, как «несуществующая идеальная страна». Его автор — Т. Мор. Впервые он упомянул его в своем трактате об устройстве идеального государства. Обсуждая трактат в переписке с Эразмом, он рассуждал о возможности создать такую страну, в которой возможна счастливая жизнь для всех. Слово утопия стало нарицательным. Впоследствии, благодаря переводам на разные языки, термин распространился и получил более широкую трактовку. Из названия идеальной страны он превратился в жанр литературы.

Отличительные черты утопии, как жанра:

  1. В утопических произведениях описываются строгие временные рамки, поскольку у идеальной страны нет будущего и прошлого.
  2. Жители утопической страны обладают единой точкой зрения, у них не возникает сомнений и противоречий. Они обезличены, индивидуальных черт характера нет.
  3. Внутренний конфликт в утопии невозможен. Люди существуют в таких условиях, которые не предполагают столкновения интересов.
  4. Все процессы в обществе происходят по четко заданному сценарию, в котором не предполагается изменений.
  5. Утопия существует в отдельном замкнутом пространстве. Жители не покидают пределы страны и часто не догадываются о существовании других.
  6. Идеализм утопии противопоставляется реальному миру, поэтому в утопических историях не может быть сатиры.

Становление идей утопии происходило неравномерно. На представление об идеальной стране влияла, постоянно изменяющаяся, политическая ситуация в мире и личные представления авторов-утопистов.

Развитие направления

Первым утопическим произведением считается вторая книга «Политики» Аристотеля. Идеалистические идеи присутствуют и в работах Платона. Но впервые широкую огласку утопическая концепция получила в 18 веке. Публикация каталогов утопических текстов способствовала их распространению по Западной Европе. Они были восприняты критиками неоднозначно, идея идеального государства отвергалась, ей взамен противопоставлялись другие идеологические системы.

В 20 веке исследованиями утопических текстов занимались французские философы. Одни исследователи находили идею утопии прогрессивной и необходимой, другие отвергали за излишний романтизм и невозможность воплотить ее в реальность. В 1961 г. Роже Мукшели опубликовал фундаментальное исследование, в котором сравнил разные варианты идеальных городов. В 1975 г. научное сообщество Торонто основало «Общество по изучению утопии». Его целью было развивать утопическую мысль, исследовать все варианты ее проявлений.

Литературоведы выделяют два вида утопии:

  • технократическую — в ней социальные проблемы решают с помощью резкого скачка развития технологий;
  • социальную — в котором главные перемены происходят в самом обществе.

У каждого вида существуют жанровые подвиды. Отдельным видом утопической литературы стала антиутопия. Этот жанр противопоставляется классической утопии. В антиутопическом произведении описывается мир, в котором политический режим приводит к упадку человечества. Оно буквально вынуждено выживать в условия тоталитаризма, жесткого ограничения ресурсов и многократно ухудшившейся экологической ситуации.

Значение утопии в философии социализма

Идеи социализма изначально воспринимались, как некий недостижимый идеал. В своих работах, К. Маркс проводит четкую границу между социализмом утопическим и социализмом научным, который стал основой для идей марксизма и коммунизма.

Маркс и Энгельс, работая над принципами построения идеального будущего, критиковали западный идеализм за абсурдность и абсолютную неспособность реализовать его в условиях существующего политического строя. Их основные претензии сводились к таким проблемам:

  1. Отсутствие реальной основы, на которую можно было бы ориентироваться при построении нового общества. По представлениям Маркса, новый мир нужно было не создать с нуля, а преобразовать старый под другие требования.
  2. Западные утописты представляли утопию как конечный результат, не уделяя внимания самому процессу реформации мира. Марксизм требовал не просто создания четкого плана, а максимальной детализации технологии достижения новой формы власти. Если для западников утопия была просто мечтой, для Маркса она была целью.
  3. Классическое государство в утопической литературе описывалась, как замкнутая система. Появившись однажды, оно не менялось и не развивалось. Но в реальности, человеческое общество развивается постоянно и государство должно соответствовать его потребностям. Поэтому утопический мир нужно создавать с учетом потребностей, которые могут возникнуть через сотни лет после революционной смены власти.

Понятие «утопический социализм», введенное Т. Мором, Энгельс взял за основу при разработке своих утопических идей. Но параллельно с ним, созданием плана построения утопического государства занимался К. Каутский. Его идеи были настолько похожи на идеи Энгельса, что зачастую они сливались воедино и имя Каутского практически не упоминается в официальных источниках.

Утопизм Ренессанса

Начало эпохи Ренессанса ознаменовал расцвет гуманизма. Основой морали нового общества стало наследие Платона. Его работы, переведенные на латинский язык, стали противовесом в борьбе с католическим государством, опиравшимся на учение Аристотеля. Платонисты распространяли его учение по всей Европе, и вскоре это привело возникновению прямого конфликта с христианской этикой. Главным стремлением гуманистов стали: реформация государства и возрождение языческого мировоззрения.

Первая книга эпохи Возрождения, положившая начало жанру утопии — «Утопия» Т. Мора. Современники не поняли изначальный замысел писателя создать сатирическое произведение, и восприняли его, как социально-политический роман. Название острова Утопия стало нарицательным. Перевод на английский язык позволил напечатать и распространить «Утопию» в Европе. Мора стали воспринимать, как автора-реформатора, а его произведение, как основу социализма. Именно оно послужило основой создания идеи коммунизма.

Особенности утопий в эпоху Просвещения

Основой утопизма в философии эпохи Просвещения, стал мотив путешествия в далекие неизведанные земли. Он родился из средневековых традиций описания жития святых, чьей главной целью было достижение райского сада, т. е. путешествие длиной в жизнь. Из эпохи Ренессанса, была взята и развита традиция помещать воображаемый мир на другую планету, в основном, на Луну. Государственные устои лунных жителей отличаются от земных. Главный герой произведения, попадая на Луну и знакомясь с их традициями, понимает, что такая жизнь ему нравится больше, и мечтает создать такое же государство на Земле.

Сама суть утопии постепенно изменилась. Из фантазии на тему путешествий в пространстве, она превратилась в мечту о путешествии во времени. Для этого требовалась крепкая научная база и настоящая научная революция. Основоположником нового восприятия науки стал Френсис Бэкон. Его недописанная работа «Новая Атлантида» стала первой в мире научной утопией. Он отходит от пространственного философствования к конкретному представлению о новом обществе, считающего своей главной целью развитие науки. Лондонское научное сообщество взяло описание «Дома Соломона» за основу и использовало его для создания Незримой коллегии, которая в последствие стала Королевским сообществом.

фото 903

После Английской революции, развитие утопического жанра многократно ускорилось. В это же время появился сатирический жанр негативной утопии. Его классический представитель Джонатан Свифт, который в своих произведениях высмеивал стремление найти обетованную землю.

Развитие утопии в России

Основой развития утопизма в России стало православие. Главная идея русского утопизма противопоставлена европейской. Согласно Н. Ковтуну, в России утопии приобретают яркий национальный колорит. В них акцент смещается с государства на личность. Главным для утопистов было не создание идеального государства, а спасение человека. В русской культуре, мечта легко смешивалась с реальностью, и утопия становилась средством борьбы с прогрессом для возвращения к истокам человечества — Царству Божьему.

Для русской утопии не характерно создание другой идеальной страны. В мечтах россиян идеальной должна стать Россия. Она представляется основой нового мира, центром культурно-нравственной революции. Русская утопическая литература не подчинялась нормативности. Зачастую, определить, к какому жанру относится произведение, было невозможно.

Совокупность идей русского утопизма привела к созданию единой концепции идеальной страны — СССР. В литературе, стремления интеллигенции и пролетариата слились в единое целое и воплотились в авангардистской и большевистской поэзии, но вскоре снова разделилась и воплотилась в создании социалистического реализма. Утопические стремления были направлены на перевоспитание человека, направление его устремлений на создание нового мира.

фото 904

Параллельно утопии, развивалось альтернативное направление антиутопии. Ее знаковый представитель — Е. Замятин, создавший культовый роман «Мы». Он положил начало новому жанру литературы — русской антиутопической фантастике.

Особым направлением в русской утопической литературе стала историческая фантастика. В ней реальные исторические события подаются через их приукрашивание и изменение в угоду авторской мысли. Писатели ставили своей задачей не привести историю к позитивной развязке, а показать процесс становления общества.

Утопизм за пределами стран Запада

В общую категорию незападного утопизма относят всю литературу, которая была создана в станах Ближнего и Среднего Востока. Также к ней причисляют произведения авторов из Латинской Америки, Индии и Китая. Согласно представлениям Л. Сарджента, незападный утопизм создан на основе политических идеологий. Поскольку большинство стран третьего мира были колониями, главной идеей для них было освобождение и приобретение независимости.

Утопии и ислам

Для философии ислама, представления об идеальном государстве базируются на религиозных воззрениях. Утопической страной должен был управлять Аллах, а все живое — подчиняться его воле. Некоторые писатели находили вдохновение в античных текстах, в частности, работах Платона и Аристотеля. Но к античным воззрениям примешивались исламские ценности. Всеобщее счастье утописты-мусульмане видели в разумном, добродетельном управлении человеческими судьбами Высшей силой.

Китайские утопии

Различия в китайской и европейской литературе впервые были рассмотрены нидерландским литературоведом Д. Фоккемой. Основной причиной развития утопической литературы становится политический кризис. В Китае таким кризисом стали «Опиумные войны» и последовавшие за ними реформы. В отличие от европейского утопизма, направленного на технологическое развитие, главной целью китайской утопической литературы стал возврат к натурфилософии. Произведения утопистов должны были направлять людей, служить для них нравственным маяком.

Adblock
detector