Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Зарождение философии

В истории человечества философское мировоззрение стало первым, основанным на знаниях. В нем же впервые было определено отношение человека к самому себе, к обществу, природе, к миру в целом.

Генезис философии случился в глубокой древности. Еще в первом тысячелетии до н.э. в Египте, Индии, Китае, Центральной Азии и развитых странах Средиземноморья возникли предтечи знаний этой направленности.

фото 529В этот период появляется письменность, сформировываются государства. Происходит невиданный ранее толчок в развитии культуры. Именно в это время в мировосприятии появляется кризис. Обладая новыми знаниями, мир стал постепенно отказываться от мифологической системы мира, у него начало зарождаться критическое и абстрактное мышление. В древности появляются первые деньги, но они очень отличаются от современных. Монета становится абстрактным символом стоимости материальных вещей.

Появление науки о мироздании изменило жизнь общества. Произошел отказ от старого мировоззрения, изменился уклад жизни. Кровное родство уступило место интересам отдельной личности. Человечество оказалось перед лицом вопросов, на которых привычные мифы не могли дать ответы. Мифология постепенно разделилась на религию, философию и художественно-поэтическое творчество.

Концепции происхождения

С чего начиналось происхождение и развитие глубоких знаний о мире? Существует 3 концепции зарождения науки.

  • Мифогенная. Философия возникла из мифологии в ходе ее внутреннего развития путем осмысления. Сторонники этой теории считали, в развитой мифологии содержались общие представления, не относящиеся к религии. Постепенно, абстрагируясь, они стали основой философии. Данная концепция выделяет миф, как духовный источник науки.
  • Гносеогенная концепция. Согласно ей, философия развилась из первоначальных знаний о мире. Первые знания по математике и астрономии, дали старт зарождения абстрактного мышления. Стремление всех умов мира к доказанности и объективности, а также постановка вопросов и поиск ответов на них, согласно данной концепции, стало основой знаний о жизни.
  • Гносеогенно-мифическая, она же – синтетическая концепция. В ее основе идея о том, что философия имеет несколько различных первооснов. В их числе: мифы, повседневные знания древних людей, а также религия. Сторонники данной теории считают, что, только совместив эти источники, смогла появится наука философия.

Проблемы возникновения

Генезис поднял уровень мировоззрения. Это случилось благодаря росту и развитию наук и рационального, абстрактного мышления.

Философия возникла для разрешения конфликта между воображением, представленным мифологической картиной мира, и новыми знаниями, которыми людей обеспечили различные науки.

При возникновении философии произошла смена авторитетов: традиции сменились на разумное мышление. Постановка природы в основу всего, а также мифологизация мира уступают место рационализму.

Эти изменения непосредственно затрагивают все сферы жизни и влияют на них. Поэтому, как нетрудно догадаться, они не могли пройти быстро и безболезненно. Зарождение философии – это длительный процесс, у которого были промежуточные формы. Их можно назвать предфилософией. Это уже не стихийная первобытная мифология, в ней уже зарождается самосознание. В некогда привычном восприятии мира начинают появляться пробелы, взгляд на природу начинает меняться, люди стараются найти ответы на возникающие у них вопросы. Так появилась философия.

Когда же наука мышления окончательно сформировалась и смогла претендовать на свое место среди других наук, множество мудрецов и в те времена, и поныне, спорили о том, что именно можно именовать термином «философия». Предлагаемых версий множество, все они сходятся лишь в одном: эта наука изучает личность и мир в целом, а также отношение к нему.

Цель и объект знаний о мышлении

Целью философии является систематизация знаний о мире в целом и месте в нем каждого отдельной особи. Всем необходима рациональная основа для того, чтобы наше мировоззрение оставалось целостным. К тому же, познанию и практическим усилиям нужна направленность. Именно философия, благодаря накоплению и объединению различных представлений о мире, дает необходимую основу для этого.

Главную цель науки можно обозначить так: стремление научить мыслить и на основе этого определенным образом относиться к миру. Философы стараются сформулировать для людей смысл и цель существования, а также донести мысль, что каждый из нас причастен к тому, что происходит в мире.

фото 530

Объектом изучения науки, как легко можно догадаться, является сама личность. Философия провозглашает ценность каждого, как личности. Она же продвигает гуманизм в отношении между людьми, развивает социальный прогресс и стремление к рациональному, научному познанию. Объект знаний о не меняется, проходя через века и тысячелетия. Но философия отражает в себе и потребности своего времени, откликается на них и влияет на разум современников.

Основные функции

Философия считает мир закономерным, упорядоченным, целостным. А также обладающим многообразными категориями и идеями. Мыслители смогли выделить главные стремления личности и в соответствии с ними сформировали основные функции философии:

  1. Мировоззренческая. Формирует представление о мире и его структуру. В отличие от других наук, философия не ограничена в своей сфере познания, поэтому отражает в своих знаниях целый мир.
  2. Гносеологическая функция. Предоставление знаний о логическом, чувственном интуитивном и эвристическом познаниях мира, а также о истинных и ложных знаниях.
  3. Аксиологическая. Помогает познающему ориентироваться в мире противоположностей: культуры и антикультуры, добра и зла, прекрасного и уродливого.
  4. Социальная. Формирует гражданское сознание, культуру личности. Учит разбираться в политических, экономических, социальных процессах.
  5. Антропологическая функция. Воспитывает, в стремящихся к развитию личности, чувство собственного достоинства, предоставляет возможности и способы самореализации в обществе. Развивает саморазвитие, способствует гармоничным отношениям с другими людьми.
  6. Методологическая. Формирование теоретических и практических методов познания.
  7. Прогностическая. Трактует факты как с помощью рациональных, так и иррациональных методов. Показывает перспективу и основные тенденции развития.
  8. Культурологическая функция. Формирует культуру философского мышления, основанного на разуме.
  9. Оздоровительная. Помогает личности раскрыться на основании ее сил и способностей. Выводит всех постепенно на новый уровень саморазвития.

Философия в эпоху Возрождения

Для Европы эпоха Возрождения является значимым периодом истории.

В эту эпоху зарождается капиталистическое производство, появляются независимые города-государства. Бурно развивается мореплавания и торговля. Развитие науки достигло небывалых высот: появились новые направления науки, были созданы многие изобретения, повлиявшие на жизнь людей (изобретено книгопечатание).

В духовной жизни так же произошли изменения. На смену религиозной аскезе пришел гуманизм. Все сферы общественной и культурной жизни постепенно освобождались от гнета церкви. Наравне с политической жизнью, наукой и искусством философия так же, со временем, обрела свободу.

Эпоха Ренессанса представляла собой наследницу античной культуры, что отражено в ее названии. Хотя философия эпохи Возрождения заметно отличалась от античной. Пусть она и противопоставляет себя христианству, все же полностью избавиться от многовекового церковного влияния не удалось.

Науке о мире и жизни в эпоху Возрождения присуще:

  • Начинается рассматривание с позиций светской жизни и искусства, а не религии
  • Центральной фигурой становится человек, а не Бог
  • Культ творца. Человек теперь – творец мира, помощник Бога
  • Теизм сменяет пантеизм. Бог сливается с природой
  • Общество теперь определяется, как результат взаимодействия всего живого, а не воли Бога. Исчезают ограничения в мыслях и поступках
  • Появляется вера в безграничные возможности, меняются ориентиры. Теперь это: гордость и достоинство, свободомыслие, образованность, положительное отношение к труду
  • Главенство гуманизма. Человек – свободное существо, сам становится творцом себя и окружающего мира. Ослабляется многовековой мотив греха. Философы делают ставку не на помощь бога, а на силы человека.

Что такое «бытие»

Бытие – категория, которая фиксирует взаимосвязь предметов и явлений, некоторое из них: человек, идея, мир в целом.

фото 531

У понятия «бытие» существует несколько форм:

  • Процессы и вещи. Делится на объективную реальность и идеальный мир. Первое – взгляд материалистов, второе – идеалистов. Отражает двойственную природу личности: в тело вложены сознание и душа.
  • Бытие в мире вещей (человек, как часть природы) и человеческое бытие (индивид, личность)
  • Духовность, идеал. Включает в себя сознание, подсознание (рефлексы и интуицию) и объективную духовность, выраженную в произведениях культуры
  • Социальное бытие. Человек, как индивид и часть общества

Методы познания

Метод – группа правил, который позволяет изучить какой-либо объект. Методы бывают эмпирические, в основе которых опыт и практические знания, и теоретические.

Философия выделяет несколько методов познания.

  • Житейское познание основывается на наблюдениях и опыте. В основе его здравый смысл и привычное восприятие мира, взаимодействие людей между собой и природой
  • Научное познание объясняет, осмысливает и обобщает факты с помощью той или иной науки и выводит закономерности. В основе этого метода познания – достоверность.
  • Целью художественного познания является целостное отображение мира и человека в нем.
  • Чувственное. Формируется через ощущения (органы чувств), восприятие (образ, сформированный из нескольких ощущений) и представление (образ ранее воспринятого явления).
  • Рациональное познание так же имеет три опоры: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – обобщение по ряду признаков, суждение – мысль, которая утверждает или отрицает какую-либо ситуацию в действительности. А умозаключение – вывод относительного нового знания.

Исторические периоды

За время развития философия преодолела несколько периодов.

1. Античность.

  • В доклассический период мыслители искали первооснову мира, то, из чего возник Космос и все живое.
  • Классическая эпоха начинается с Сократа. От мироустройства – поворот в сторону изучения самопознания и процесса саморазвития.
  • Период эллинизма, закат античной философии. Преобладает субъективизм.
  • Римский период. Человек, как творческое рефлексирующее начало.

2. Средневековье. Теперь Бог – реальность, центр, первооснова мира, а не природа. Человек – венец творения Бога.

3. Возрождение. Смещение акцента с религии на человека. Попытка возродить античную философию.

4. Новое время. Развитие капитализма и научные открытия, в следствии господство материализма. Метод научного познания во главе всего. Культ науки и разума.

5. Современная философия.

  • Иррационализм. Исследование отдельной личности, а не общества. Отрицание рационального познания.
  • Неокантианство. Попытки возрождения идей И. Канта
  • Неопозитивизм. Стремление изучать только то, что поддается проверке ощущениями, логикой и математикой.
  • Экзистенциализм. Приоритет личности над обществом. Разочарование в бытие.
  • Прагматизм. Объективной истины не существует. То, что выгодно и удобно – то и истина.
  • Постмодернизм. Хаос концепций, подходов и видов рефлексии. Провозглашение «новой философии», отрицание достоверности и объективизма.
  • Фрейдизм. Подсознательное влияет на личность путем сублимации.
Adblock
detector