Содержание
Ценностные ориентиры, на которые опиралось наше общество долгое время, изменились. Это коснулось как старшего поколения, так и молодежи. Трансформировались в худшую сторону моральные и нравственные устои. Ориентация общества на западные ценности, которые копировались совершенно бездумно, без учета своих собственных традиций, только усугубляла кризис. Страна, без преувеличения, катилась в пропасть экономической, научной и духовной нищеты.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, разработанная группой авторов, руководимой Александром Ярославовичем Данилюком, позволила определить главные направления в воспитании граждан, которые призваны сохранить целостность государства и обеспечить его экономическое, военное и нравственное могущество. Эта концепция изучает и рассматривает индивидуум, его целостность и общность, потому что нет одинаковых людей, все они разные, но есть в их развитии и нечто общее.
Что в многонациональном социуме становится воспитательным идеалом
Определяя значение воспитательной деятельности для того, чтобы личность развивалась в жизни общества, глава Российской Федерации подчеркивает, что духовное единение людей и моральные ценности, которые их объединяют, становятся такими же важными факторами для развития общества, как стабильность в политике и экономике. Любое общество пользуется возможностью ставить перед собой и плодотворно решать задачи любого масштаба только тогда, когда оно само обладает общепризнанной системой нравственного характера, направленной на уважение ко всем языкам на своей территории, сохранение самобытности существующих в обществе культур и культурных ценностей.
То же касается сохранения памяти о деяниях предков на всех этапах истории отечества. Такое богатство становится для всех национальностей в отдельности и общества в целом надежным фундаментом единства, суверенитета государства, а также обладает способностью крепко объединить каждую семью, каждую социальную группу в повседневных делах, укрепить политические и экономические взаимоотношения народов.
Образованию и духовно-нравственному воспитанию, в том числе и молодого поколения, глава Российской Федерации отводит основополагающую роль, поскольку без этого никакое единение общества в стране не представляется возможным. Многочисленные внутренние и внешние распри настойчиво требуют укрепления солидарности в нашем социуме, увеличения справедливости и доверия людей к государственным органам. Только от этого зависит то, как мы будем жить в России сейчас и потом.
Формирование духовного мира индивида начинается уже с рождения маленького человечка. Сначала ответственность за это берут на себя семья и улица, изобилующая различными неформальными сообществами. Затем их роль переходит к учреждениям:
- дошкольным;
- школьным;
- дополнительного образования;
- искусства;
- армии;
- трудовым коллективам.
Всюду человек черпает для себя что-то новое, как негативное, так и позитивное, делая выводы из происходящего, и занимает ту или иную жизненную позицию. В том чтобы она стала соответствующей государственной и общественной политике, обе эти структуры ― семейная и общественная ― играют свою роль.
Цели и тактические задачи воспитания гражданственной личности
Целью политики государства согласно новой концепции становится создание централизованного многонационального государства, объединенного:
- общей властной организацией, имеющей вертикальную и горизонтальную систему подотчетности и контроля;
- совместными территориями, разделенными только по национальному, религиозному и федеральному принципам;
- экономическим и военным потенциалом для развития и защиты отечества.
Как вспомогательные задачи выступают:
- Идентичность на национальных уровнях. Ее достижение помогает бесконфликтному существованию различных народов и личностей, их патриотизму; появлению гордости не только за малую родину, где родился и вырос гражданин, но и за всю страну; готовности служить ей, занимая общественно важную позицию.
- Формирование общества из нравственных и деятельных граждан, способных организовываться на всех уровнях — от муниципального до федерального. Только так это общество отстоит свои права и проведет интересы не только посредством исполнительной власти, но и через общественный контроль исполнения законов. Сознательный гражданин — вот что становится идеалом по-настоящему гражданского общества.
- Воспитание и развитие согласия граждан на уровне этносов. В многонациональной России это необходимое условие мирного взаимоотношения различных национальностей, культур, народов. Оно обеспечивает всеобщее согласие граждан, а также развитие и стабильность для каждого народа и гражданина.
- Развитие социализации общества через усвоение каждым его гражданином во время трудовой деятельности наилучших образцов социального опыта, выработанных поколениями, и желание воспроизводить и улучшать этот опыт через воспитание и образование потомков.
Из этого следует, что высшей целью воспитания и развития личности в обществе становится достижение определенного воспитательного образца, устраивающего все нации, основанного на всеобщих ценностях, включающих в себя:
- моральные ценности каждой нации;
- нравственные и религиозные традиции социума на уровне каждой из существующих национальных групп;
- духовно-нравственный потенциал отдельной личности, способствующий социализации общества.
С чего начинается воспитание и развитие современного общества
Воспитание и развитие социально активного человека в российских дошкольниках и школьниках будет наиболее эффективным для реализации планов президента, поскольку только в детском возрасте личность беспрепятственно впитывает в себя основные требования, предъявляемые ему обществом.
Суть в том, что воспитательный процесс в дошкольных и школьных учреждениях более систематизирован и последователен, чем где-либо и когда-либо еще. Максимальное развитие духовных и нравственных качеств в подрастающем человеке здесь обеспечено самим укладом организованной образовательно-воспитательной жизни.
Дошкольник и школьник в рамках своих учреждений исключительно зависимы от окружающей среды, и уже поэтому не могут с ней не считаться. Хотя бы потому, что здесь они проводят основное время своей жизни, большее, чем в семейном кругу, на улице или где-либо еще.
Согласно концепции духовно-нравственного развития, принятой общеобразовательной системой в современной России, принцип работы дошкольного и школьного образования должен состоять в регулярной и системной модернизации социокультурного развития индивидуальности школьников.
Кратко этот процесс излагается так: только в сфере дошкольного и школьного образования будет централизованно и разумно сосредоточено воздействие на духовную, интеллектуальную, культурную и гражданскую жизнь огромных масс учеников. В конечном итоге оно и будет своеобразным индикатором эффективности образовательной системы.
К тому же в школьном возрасте и сам ребенок, в силу повышенной эмоциональной чувствительности к внешним воздействиям, воспринимает правила наиболее четко, быстро и остро. В более старшем возрасте этот процесс уже заторможен, а поэтому менее эффективен.
По убеждению Л. С. Выготского, при переходе от младшего возраста к более старшему потребности перестраиваются быстро. В то время как духовные ценности остаются относительно стабильными. И если они с каким-то изъяном, исправить их потом становится очень тяжело, а иногда невозможно.
В этом смысле представляется важной позиция президента Путина, касающаяся прав ребенка в России. Президент заявил, что подрастающее поколение в стране будет воспитываться в духе не только защиты интересов и прав детей, но и привития им патриотических чувств, моральных, нравственных и духовных ценностей.
Он подчеркнул, что в современной России этим жизненно важным проблемам государство уделяет большое внимание. Так, происходит совершенствование образовательного законодательства, усиливается институт уполномоченных по правам ребенка, контролируются все неправомерные действия, совершенные по отношению к подрастающему поколению граждан страны.
Главной задачей государства его глава считает привитие молодым людям, растущим в России, еще с детства ее исконных ценностей, являющихся основополагающими в их будущей взрослой деятельности.
Главные национальные ценности народов России
Министерство среднего образования Российской Федерации согласно утвержденным стандартам, опираясь на национальные и культурные традиции этносов, населяющих Россию, относит к базовым нравственным ценностям следующие:
- огромную территорию страны;
- ее самые большие в мире природные ресурсы;
- гражданскую общность;
- семейные ценности;
- труд;
- свободу религиозных воззрений;
- достижения науки и искусства;
- приверженность общечеловеческим ценностям.
Все это воспитывается в личности и воспроизводится в социуме через:
- привитие любви к родине и служение ей на семейном и государственном уровне;
- социальную солидарность, выражающуюся в доверии ко всем людям, милосердии, справедливости, личном достоинстве;
- гражданскую ответственность, активно поддерживающую правовые отношения в обществе, законопослушность, терпимость к другим народам и религиям;
- любовь к семье, уважение к близким, стремление к продолжению рода, заботу о детях и родителях;
- настойчивое стремление к честному труду, творческому отношению к делу, личную целеустремленность;
- приверженность к научным знаниям, способствующую стремлению к истине;
- понятие обо всех традиционных религиях, существующих в России, уважение и терпимость к их приверженцам;
- стремление к красоте, гармонии и развитию своего духовного мира посредством литературы и всех видов искусств;
- любовь к природе, поддержание ее чистоты, воспитание экологического сознания;
- стремление к миру во всем мире, к международному сотрудничеству.
На этих ценностях и должен выстраиваться процесс воспитания гражданственной личности в дошкольных и школьных учреждениях современной Российской Федерации.
Заключение
Концепция, представленная в этой статье, предназначена для воспитания и развития индивидуумов в системе среднего образования. Она разработана на базе других прогрессивных разработок, существовавших в педагогической науке, и в настоящее время становится нормативным документом, обязательным для применения в дошкольных и школьных учреждениях страны.
Программа, изложенная в концепции, включает в себя современные идеологические образцы воспитательных мероприятий на всех национальных уровнях. Опираясь на главные традиционные ценности народов России, она намечает основные ориентиры в воспитании молодых людей, социальные условия и педагогические методы, благоприятствующие эффективному воспитательному процессу при обучении будущей гражданской опоры страны.
С помощью такой концепции предполагается воспитание и развитие в каждой обучающейся личности достойного гражданина Российской Федерации и ее истинного патриота, способного помочь стране занять и удержать достойное место в этом мире, полном неожиданностей.