Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

Вас интересует собственное развитие?

Тогда вам с нами по пути.

«Здравы будьте, мил человек. Этот сайт создан нами, чтобы посмотреть и разобраться, какими путями мы идём и как развиваемся.»

Главная » Мой путь » Концепция духовно-нравственного развития личности

Концепция духовно-нравственного развития личности

фото 102Каждый из нас, становясь российским гражданином, получает самое важное от социума ― права и свободы. В соответствии с Конституцией это становится высшей человеческой ценностью. Вместе с тем на каждую личность, независимо от ее возраста, переносятся и определенные обязанности.Период перестройки, начавшийся еще в СССР и перешедший затем в 90-е годы, внес в жизнь России значительные перемены, а в души ее граждан поселил смуту. Упал уровень нравственности, гражданственности, ответственного отношения народного большинства к честной трудовой деятельности, закону, государству и обществу в целом.

Ценностные ориентиры, на которые опиралось наше общество долгое время, изменились. Это коснулось как старшего поколения, так и молодежи. Трансформировались в худшую сторону моральные и нравственные устои. Ориентация общества на западные ценности, которые копировались совершенно бездумно, без учета своих собственных традиций, только усугубляла кризис. Страна, без преувеличения, катилась в пропасть экономической, научной и духовной нищеты.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, разработанная группой авторов, руководимой Александром Ярославовичем Данилюком, позволила определить главные направления в воспитании граждан, которые призваны сохранить целостность государства и обеспечить его экономическое, военное и нравственное могущество. Эта концепция изучает и рассматривает индивидуум, его целостность и общность, потому что нет одинаковых людей, все они разные, но есть в их развитии и нечто общее.

Что в многонациональном социуме становится воспитательным идеалом

Определяя значение воспитательной деятельности для того, чтобы личность развивалась в жизни общества, глава Российской Федерации подчеркивает, что духовное единение людей и моральные ценности, которые их объединяют, становятся такими же важными факторами для развития общества, как стабильность в политике и экономике. Любое общество пользуется возможностью ставить перед собой и плодотворно решать задачи любого масштаба только тогда, когда оно само обладает общепризнанной системой нравственного характера, направленной на уважение ко всем языкам на своей территории, сохранение самобытности существующих в обществе культур и культурных ценностей.

То же касается сохранения памяти о деяниях предков на всех этапах истории отечества. Такое богатство становится для всех национальностей в отдельности и общества в целом надежным фундаментом единства, суверенитета государства, а также обладает способностью крепко объединить каждую семью, каждую социальную группу в повседневных делах, укрепить политические и экономические взаимоотношения народов.

Образованию и духовно-нравственному воспитанию, в том числе и молодого поколения, глава Российской Федерации отводит основополагающую роль, поскольку без этого никакое единение общества в стране не представляется возможным. Многочисленные внутренние и внешние распри настойчиво требуют укрепления солидарности в нашем социуме, увеличения справедливости и доверия людей к государственным органам. Только от этого зависит то, как мы будем жить в России сейчас и потом.

Формирование духовного мира индивида начинается уже с рождения маленького человечка. Сначала ответственность за это берут на себя семья и улица, изобилующая различными неформальными сообществами. Затем их роль переходит к учреждениям:

  • дошкольным;
  • школьным;
  • дополнительного образования;
  • искусства;
  • армии;
  • трудовым коллективам.

Всюду человек черпает для себя что-то новое, как негативное, так и позитивное, делая выводы из происходящего, и занимает ту или иную жизненную позицию. В том чтобы она стала соответствующей государственной и общественной политике, обе эти структуры ― семейная и общественная ― играют свою роль.

Цели и тактические задачи воспитания гражданственной личности

Целью политики государства согласно новой концепции становится создание централизованного многонационального государства, объединенного:

  • общей властной организацией, имеющей вертикальную и горизонтальную систему подотчетности и контроля;
  • совместными территориями, разделенными только по национальному, религиозному и федеральному принципам;
  • экономическим и военным потенциалом для развития и защиты отечества.

Как вспомогательные задачи выступают:

  1. Идентичность на национальных уровнях. Ее достижение помогает бесконфликтному существованию различных народов и личностей, их патриотизму; появлению гордости не только за малую родину, где родился и вырос гражданин, но и за всю страну; готовности служить ей, занимая общественно важную позицию.
  2. Формирование общества из нравственных и деятельных граждан, способных организовываться на всех уровнях — от муниципального до федерального. Только так это общество отстоит свои права и проведет интересы не только посредством исполнительной власти, но и через общественный контроль исполнения законов. Сознательный гражданин — вот что становится идеалом по-настоящему гражданского общества.
  3. Воспитание и развитие согласия граждан на уровне этносов. В многонациональной России это необходимое условие мирного взаимоотношения различных национальностей, культур, народов. Оно обеспечивает всеобщее согласие граждан, а также развитие и стабильность для каждого народа и гражданина.
  4. Развитие социализации общества через усвоение каждым его гражданином во время трудовой деятельности наилучших образцов социального опыта, выработанных поколениями, и желание воспроизводить и улучшать этот опыт через воспитание и образование потомков.

фото 103

Из этого следует, что высшей целью воспитания и развития личности в обществе становится достижение определенного воспитательного образца, устраивающего все нации, основанного на всеобщих ценностях, включающих в себя:

  • моральные ценности каждой нации;
  • нравственные и религиозные традиции социума на уровне каждой из существующих национальных групп;
  • духовно-нравственный потенциал отдельной личности, способствующий социализации общества.

С чего начинается воспитание и развитие современного общества

Воспитание и развитие социально активного человека в российских дошкольниках и школьниках будет наиболее эффективным для реализации планов президента, поскольку только в детском возрасте личность беспрепятственно впитывает в себя основные требования, предъявляемые ему обществом.

Суть в том, что воспитательный процесс в дошкольных и школьных учреждениях более  систематизирован и последователен, чем где-либо и когда-либо еще. Максимальное развитие духовных и нравственных качеств в подрастающем человеке здесь обеспечено самим укладом организованной образовательно-воспитательной жизни.

Дошкольник и школьник в рамках своих учреждений исключительно зависимы от окружающей среды, и уже поэтому не могут с ней не считаться. Хотя бы потому, что здесь они проводят основное время своей жизни, большее, чем в семейном кругу, на улице или где-либо еще.

Согласно концепции духовно-нравственного развития, принятой общеобразовательной системой в современной России, принцип работы дошкольного и школьного образования должен состоять в регулярной и системной модернизации социокультурного развития индивидуальности школьников.

Кратко этот процесс излагается так: только в сфере дошкольного и школьного образования будет централизованно и разумно сосредоточено воздействие на духовную, интеллектуальную, культурную и гражданскую жизнь огромных масс учеников. В конечном итоге оно и будет своеобразным индикатором эффективности образовательной системы.

К тому же в школьном возрасте и сам ребенок, в силу повышенной эмоциональной чувствительности к внешним воздействиям, воспринимает правила наиболее четко, быстро и остро. В более старшем возрасте этот процесс уже заторможен, а поэтому менее эффективен.

По убеждению Л. С. Выготского, при переходе от младшего возраста к более старшему потребности перестраиваются быстро. В то время как духовные ценности остаются относительно стабильными. И если они с каким-то изъяном, исправить их потом становится очень тяжело, а иногда невозможно.

фото 104

В этом смысле представляется важной позиция президента Путина, касающаяся прав ребенка в России. Президент заявил, что подрастающее поколение в стране будет воспитываться в духе не только защиты интересов и прав детей, но и привития им патриотических чувств, моральных, нравственных и духовных ценностей.

Он подчеркнул, что в современной России этим жизненно важным проблемам государство уделяет большое внимание. Так, происходит совершенствование образовательного законодательства, усиливается институт уполномоченных по правам ребенка, контролируются все неправомерные действия, совершенные по отношению к подрастающему поколению граждан страны.

Главной задачей государства его глава считает привитие молодым людям, растущим в России, еще с детства ее исконных ценностей, являющихся основополагающими в их будущей взрослой деятельности.

Главные национальные ценности народов России

Министерство среднего образования Российской Федерации согласно утвержденным стандартам, опираясь на национальные и культурные традиции этносов, населяющих Россию, относит к базовым нравственным ценностям следующие:

  • огромную территорию страны;
  • ее самые большие в мире природные ресурсы;
  • гражданскую общность;
  • семейные ценности;
  • труд;
  • свободу религиозных воззрений;
  • достижения науки и искусства;
  • приверженность общечеловеческим ценностям.

Все это воспитывается в личности и воспроизводится в социуме через:

  • привитие любви к родине и служение ей на семейном и государственном уровне;
  • социальную солидарность, выражающуюся в доверии ко всем людям, милосердии, справедливости, личном достоинстве;
  • гражданскую ответственность, активно поддерживающую правовые отношения в обществе, законопослушность, терпимость к другим народам и религиям;
  • любовь к семье, уважение к близким, стремление к продолжению рода, заботу о детях и родителях;
  • настойчивое стремление к честному труду, творческому отношению к делу, личную целеустремленность;
  • приверженность к научным знаниям, способствующую стремлению к истине;
  • понятие обо всех традиционных религиях, существующих в России, уважение и терпимость к их приверженцам;
  • стремление к красоте, гармонии и развитию своего духовного мира посредством литературы и всех видов искусств;
  • любовь к природе, поддержание ее чистоты, воспитание экологического сознания;
  • стремление к миру во всем мире, к международному сотрудничеству.

На этих ценностях и должен выстраиваться процесс воспитания гражданственной личности в дошкольных и школьных учреждениях современной Российской Федерации.

Заключение

Концепция, представленная в этой статье, предназначена для воспитания и развития индивидуумов в системе среднего образования. Она разработана на базе других прогрессивных разработок, существовавших в педагогической науке, и в настоящее время становится нормативным документом, обязательным для применения в дошкольных и школьных учреждениях страны.

Программа, изложенная в концепции, включает в себя современные идеологические образцы воспитательных мероприятий на всех национальных уровнях. Опираясь на главные традиционные ценности народов России, она намечает основные ориентиры в воспитании молодых людей, социальные условия и педагогические методы, благоприятствующие эффективному воспитательному процессу при обучении будущей гражданской опоры страны.

С помощью такой концепции предполагается воспитание и развитие в каждой обучающейся личности достойного гражданина Российской Федерации и ее истинного патриота, способного помочь стране занять и удержать достойное место в этом мире, полном неожиданностей.

Adblock detector