Содержание
Человек постоянно стремится к психическому, физическому здоровью, гармонии, равновесию, но когда дело доходит до практики, возникают сложности, проблемы. Справиться с моральными трудностями, психическими нарушениями, отклонениями только с помощью физических усилий невозможно, требуется психологическая коррекция — один из видов помощи, методики которой нужны для восстановления эмоционального состояния.
Понятие и задачи
Коррекция в психологии — направленное психологическое воздействие, которое может затрагивать различные структуры психики.
Приемы психокоррекции изменяются зависимо от состояния пациента.
Задача психологической коррекции — исправление психических нарушений, заторможенностей развития.
Методики должны помочь человеку переступить через трудности, дать надежду на лучшее будущее, помочь в развитии.
История изучения и исследователи
Направление психокоррекции строится на двух специализациях — дефектологии и психологии. Первым ученым, который предложил использовать комплексную терапию для работы с детьми, у которых наблюдаются задержки развития, ярко выражена умственная отсталость, был Э. Сеген. Следующий исследователь, который разработал оригинальные методики психологической коррекции, — Петр Трошин.
Основные теоретические понятия методики психокоррекции были предложены позже. На этот этапе прославился ученый М. Монтессори. Она создала несколько коррекционных методик, которые были предназначены для развития познавательных процессов у детей. Еще один исследователь, который внес большой вклад в развитие психологической коррекции, — А. Н. Граборов. Он предложил ряд методик, направленных на развитие памяти. В. П. Кащенко разработал систему методик педагогической коррекции.
Классификация
Ученые классифицируют способа психологических коррекций по различным критериям. Выбор метода зависит от состояния пациента, необходимого результата.
По типу задач
Классификация по типу задач:
- игровые методики;
- семейная коррекция;
- способы для личного роста;
- нейропсихологические методики.
По характеру направленности
Зависимо от характера направленности:
- Симптоматическая — один из видов психокоррекции, с помощью которой психологи снимают острые эмоциональные напряжения, помогают в периоды нервных срывов, острых отклонений от развития.
- Казуальная — психологическая коррекция, направленная на разрешение причин, основных проблем развития.
По методу воздействия
Зависимо от методов воздействия:
- прямое;
- косвенное.
По форме организации
Виды психологической коррекции зависимо от формы организации:
- Специальные — комплекс приемов, для работы с одним ребенком или группой. Цель — разрешение одной или ряда психологических проблем.
- Частные — множество психолого-педагогических воздействий, применяющихся для улучшения образовательных процессов.
- Общие — методики общепедагогического порядка. Предназначены для регуляции эмоциональных нагрузок, социальной среды, в которой развивается ребенок.
Показания и противопоказания
Индивидуальная психологическая коррекция назначается при выявлении ряда проблем:
- сильной заторможенности развития;
- утрате целей, смысла жизни;
- непонимании себя;
- необоснованных, детских страхах, которые затормаживают развитие;
- сильной тревожности;
- отсутствии взаимодействия с социумом (человек не может работать в группе).
Психокоррекция нужна, когда пациенту назначены мощные методы психологического воздействия, его состояние постоянно изменяется, требует контроля.
Базовые принципы
Основные принципы психокоррекции:
- Нормативность развития. Прежде чем назначать методики психологической коррекции нужно изучить индивидуальные особенности личности, социальный статус, уровень развития основной деятельности.
- Единство коррекции, диагностики. Успех от применения психокоррекции зависит от глубины, тщательности проведения диагностических процедур.
- Коррекция сверху-вниз. Чтобы коррекционная деятельность была эффективной, психологи должны создать «зону ближнего комфорта».
- Принцип деятельности. Правильное коррекционное воздействие провоцирует человека на активную деятельность, направляет его энергию в необходимое русло. Это способствует положительным сдвигам в психике.
Требования к психологу и разработанной программе
Существует ряд требований, которым должен следовать психолог при разработке психокоррекционных методов:
- Теоретические знания психологического воздействия на людей.
- Практические навыки применения психокоррекционных методик.
- Личностная готовность. Прежде чем приступать к работе с пациентами специалисты должен разобраться с личными проблемами, тревогами.
Методики
Существуют разные методы коррекции. Каждый из них имеет определенные особенности, сильные, слабые стороны. При психологической работе с детьми все методики нужно превратить в игры, главный принцип которых — создание ведущей деятельности, ее познание.
Куклотерапия
С помощью этой методики можно:
- снять эмоциональное напряжение;
- ослабить негативных эмоций, агрессию;
- активировать познавательные процессы;
- развить моторику рук;
- повысить уверенность в себе.
Этапы:
- Изготовление куклы из любых материалов. Размеры и форму пациент выбирает самостоятельно. Куклу можно украсить разными декоративными элементами.
- Оживление фигуры. Ребенок должен придумать имя кукле, рассказать, с кем она может дружить, чем занимается каждый день.
- Проигрывание жизненных ситуаций.
На 3 этапе можно узнать, что волнует ребенка, какие барьеры стоят перед ним, не давая активно развиваться.
Психодрама
Психокоррекционная методика, применяющаяся для работы с группой людей. Чтобы раскрыть внутренний мир участников, моделируются различные драматические ситуации. Задачи психодрамы:
- формирование нового поведения, которое будет адекватным;
- переосмысление проблем, внутренних конфликтов;
- выработка адекватного самопонимания;
- преодоление неправильных стереотипов поведения.
Процедура состоит из 5 элементов:
- Протагонист — первый игрок, который играет роль главного героя. Он исполняет драматические сцены.
- Режиссер — опытный психолог, которые выявляет нарушения, психические проблемы, помогает с ними разобраться. Он создает драматические сцены, отдает команды протагонисту.
- Вспомогательные Я — клиенты, которые усиливают функции психолога. Они могут играть роль людей, которые близки для главного героя.
- Зрители — члены подобранной заранее группы. Они анализируют сцену после ее завершения, обсуждают. Сами не участвуют в проводимом эксперименте.
Холдинг-терапия
Метод был разработан для психологической помощи детям. При проведении процедуры, психолог должен:
- подбадривать, вдохновлять мать ребенка;
- анализировать семейную ситуацию;
- сдерживать отчаяние, гнев матери;
- наблюдать за развитием ситуации, записывать или снимать на видео происходящее.
Принцип методики заключается в том, чтобы заставить мать привлечь к себе ребенка. После этого она должна его обнять и не отпускать при любых условиях. Мать должна стараться наладить контакт с ребенком, не обращать внимания на плач, удары, психи.
Имаго-метод
Эффективная методика психокоррекции, при которой пациент тренируется воспроизводить разные образы, чтобы избавиться от внутренних барьеров, страхов.
На первом этапе человек выступает в роли слушателя или рассказчика, на втором — включается драматизация истории, на третьем перед пациентом разыгрываются драматические спектакли.
Психогимнастика
Метод психокоррекции, при котором все участники обмениваются информацией без слов. Благодаря этой процедуре активно развивается мелкая моторика рук, активизируется межполушарное взаимодействие.
Игротерапия
Метод психологической коррекции, который подходит детям, подросткам. Через игру можно избавиться от негативных эмоций, переживаний. Важно, чтобы роли отдельных участников игры были особыми для главного героя или всех участников, а сюжет был схож с неприятными жизненными ситуациями.
Арттерапия
Совокупность методик, главная цель которых — воздействие на психику человека с помощью творчества, искусства. Психолог должен научить пациента выражать свои эмоции, чувства в картинах, рисунках. После этого специалист анализирует изображения, разбирает детали, подготавливает выводы.
Музыкотерапия
Применяется для исправления эмоциональных нарушений у детей разного возраста. Методика помогает:
- повысить эстетические потребности;
- развить навыки коммуникации;
- активировать эмоциональные процессы.
Музыкотерапия может быть рецептивной или активной. Активная нужна для начала продуктивной деятельности, рецептивная — для психокоррекции.
Библиотерапия
Методика психологической коррекции, при которой психолог проводит опрос по интересующей теме, подбирает определенную литературу для пациента, читает ее. С помощью этого метода можно отвлечь человека от переживаний, стрессов, депрессии. Дополнительно восстанавливается душевное равновесие.
Танцевальная терапия
Методика психотерапии, которая помогает:
- установить связь между мыслями, чувствами, движениями;
- развить социальные умения;
- осознать собственное тело, возможности, особенности.
Сказкотерапия
Разработана для исправления психологических нарушений у детей. С ее помощью можно скорректировать сознание, поведение ребенка. Нужно подбирать сказки, в которых описываются переживания, проблемы детей.
Сочинение историй
Метод психокоррекции, который подходит для индивидуальных и групповых занятий. Человек должен придумать историю, отражающую внутренние переживания, страхи. Так он выплеснет наружу негатив, настроит себя на творчество.
Психокоррекция — одна из разновидностей психологической помощи, применяющаяся при нарушении развития, заторможенности, отклонениях от нормы.