Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Духовный мир личности

Духовный мир человека является своеобразным зеркалом, в котором отражается интеллектуальная жизнь всего общества. Его основа — общественное сознание со всеми его структурными элементами и социальными уровнями. Вместе с тем личность имеет и свой, обособленный мир, способный функционировать самостоятельно, вне зависимости от происходящего в обществе.фото 19На формирование духовного мира у личности оказывают влияние:

  • условия повседневной жизни как бытового, так и общеполитического характера;
  • целенаправленное воздействие на индивида со стороны общества;
  • практическая деятельность в обществе;
  • обучение, воспитание, совершенствование, контролирование самого себя.

Мировоззрение и смысл жизни эволюционируют во времени на рациональном и эмпирическом уровне с учётом психологии общества, его сознания и идеологии. Общественное сознание при этом становится основополагающей базой, на которой происходит формирование личности. В отличие от сознания индивида, сосредоточенного в основном на собственном интеллектуальном содержании и структуре, духовный мир человека направлен на воплощение мировоззренческих целей и человеческой сущности в целом.

Из чего состоит внутренний мир индивида

Духовный мир любой личности содержит в себе:

  • систему ценностей, определяющих мировоззрение и придающих ему практический смысл;
  • цели, которые осознанно ставятся для реализации своего ценностного багажа;
  • духовные потребности, заключающиеся в возможности познать окружающий мир, выразить себя посредством искусства, науки, культуры и иных форм человеческой деятельности;
  • способность к познанию и реализации себя в социальной среде тем или иным образом;
  • убеждение в значимости своих действий для окружающих, основанное на уже сформированных взглядах на мир;
  • эмоциональную и чувственную поддержку своих взглядов и действий со стороны авторитетной части общества.

Все это основано только на знаниях общества об окружающем мире и вере в его конечную справедливость. И то, и другое опирается на ценностный аппарат индивида и на его мировоззрение, которое может быть:

  1. повседневное — опирается на жизненный опыт и формируется исходя из складывающихся обстоятельств;
  2. религиозное — с основой на религиозные представления личности;
  3. научное — авторитетом для которого являются только научные знания;
  4. гуманистическое — исходящее из представлений о научности взглядов, их справедливости в социальном смысле, нравственности, а также из экологических соображений.

Система человеческих ценностей, из которой проистекает любое мировоззрение, ориентируется на устремления личности и смысл его жизни. Что же касается идеалов отдельного индивида, они выступают в качестве эталона поведения в обществе и мотивируют само поведение.

Духовные ценности отдельного индивида не вечны. Они зависят от условий жизни и могут варьироваться по ходу их изменения. Другое дело — общечеловеческие ценности, которые веками вырабатывала современная цивилизация. Основу их составляет духовная практика всех поколений человечества, включающая в себя универсальные потребности каждой личности вне зависимости от того, к какой она принадлежит расе, национальности, классу, религии или возрасту.

Приоритет общечеловеческих ценностей над индивидуальными несомненен. Внутренний мир любой личности должен формироваться именно в этих рамках. Индивид включается в общественную жизнь и понемногу осваивает его константы, выработанные временем и составляющие его нравственный фонд.

Знания — одна из опор внутреннего мира

Сознание индивида, а с ним и духовный мир личности в своём формировании отталкиваются от приобретённых знаний об окружающей действительности, которые преломляются через призму уже имеющейся информации и опыта и закрепляются в человеческой памяти. Память фиксирует, хранит и, при необходимости, воспроизводит результаты познавательной деятельности. Эта функция человеческой психики избирательна: надолго запоминается не вся информация, полученная в определённый момент, а только та её часть, которая вызвала достаточно сильную эмоциональную реакцию и имеющая особое значение в жизни индивида. Всё прочее предаётся забвению и уже не относится к знанию.

Познание в духовной жизни работает как метод реализации сознания через жизненный опыт, полученный в результате взаимодействия личности с окружающей действительностью. Человечество выработало два основных пути приобретения знаний:

  1. Эмпирический. Основан на чувственном опыте, оставляющем в памяти конкретные знания об окружающем;
  2. Теория. Это те знания, которые включают в себя исторический опыт всего человечества, заключённый в художественной и научной литературе, произведениях культуры и искусства, архитектурных творениях, оставшихся от прошлого.

Мировосприятие жизни, получаемое эмпирическим путём, начинается у ребёнка с момента его рождения. Органы чувств получаются своего рода окнами в мир, через которые духовная жизнь малыша наполняется первыми впечатлениями, составляющими его мироощущение. Информация по мере течения времени накапливается в памяти, систематизируется там и впоследствии станет духовным ориентиром в практической деятельности.

фото 20Главным инструментом теоретического пути усвоения знаний становится язык. Именно с его помощью человек накапливает и обобщает чужой опыт, выходящий за пределы индивидуального сознания. Кроме того, язык облегчает общение с другими людьми, а также целенаправленное воздействие на них. Посредством языкового общения личность усваивает целый ряд норм и принципов, определяющих его поступки в социальной среде.

Эмпирические и теоретические познания, сведённые в логическое единство, образуют основу миропонимания индивида, или его интеллект. Уровень интеллекта определяется не только объёмом знаний. На первом месте у по-настоящему духовной личности стоит умение их использовать на практике.

Роль веры в духовной жизни человека

Мало кто из образованных людей сомневается, что одним из ведущих факторов в истории человечества стала религия. Её влияние на индивидов, их социумы и государства было разным. Кого-то оно возвышало и возводило на вершины культуры, кого-то уничтожало или низводило его духовную жизнь до абсолютного примитива. Это относится к целому ряду человеческих сообществ.

В основе каждой религии находится Вера. В приложении к конкретному религиозному институту речь идёт о вере в определённого бога. Если говорить о более общем определении веры, она заключается в убеждении, что в мире существует всевластная сила, способная разрешить все проблемы, встающие в жизни перед человеком, каким-либо чудодейственным образом. Религия и есть олицетворение этой веры.

В зависимости от идеологических веяний эпохи Вера может объединять самых разных людей или делать их врагами друг другу, побуждать к подвигам или призывать к непротивлению злу, способствовать творчеству, развитию письменной и монументальной культуры или призывать к сожжению на кострах великих произведений искусства и разрушению памятников.

Посредством религии личность ориентирует свою жизнь на конкретное религиозное мировоззрение, включающее в себя идеалы, взгляды и принципы этой Веры на устройство и функционирование мира, уточняет место в нём каждого индивида, подсказывает ему истинный смысл человеческой жизни. Это даёт обществу:

  1. Утешение в период горестей и надежду на то, что они не вечны;
  2. Энергию, пробуждающую миссионерские наклонности, вызванные желанием поделиться с ближними своими успехами в результате общения с Богом и тем самым облегчить их участь;
  3. Самоконтроль над своими поступками посредством религиозной системы нравственных ценностей, внутренних ориентиров и табу. Этот принцип часто распространяется от отдельной личности к целому государству. В таком случае огромные сообщества людей начинают жить по канонам этой религии, нередко весьма бесчеловечным;
  4. Коммуникативные склонности, содействующие объединению с другими людьми на принципах христианства, ислама, иудаизма, буддизма или какой-либо другой, менее значимой религии. Возможны также союзы на основе антагонистических течений внутри отдельной религии, например, по подобию противодействия католиков и протестантов внутри христианства. Также людей может объединять не только религиозная вера, а просто определённая общность взглядов;
  5. Вдохновение, оживляющее духовную жизнь, придающее ей ощутимый смысл и направляющее к цели. При помощи вдохновения жизнь приобретает эмоциональную окраску, наполняется чувствами, окрыляющими путь к достижению цели, делающими его ярче и понятней;
  6. Чувство стабильности в жизни, которое опирается на исторический опыт, знание религиозных традиций и светских законов данного общества. Религия — самый консервативный из социальных институтов. Стабильность и покой являются основой его устоев. Выход за рамки любых канонов порождает неуверенность в своих силах, хотя именно этот путь всегда способствовал развитию всех человеческих социумов.

Взаимодействие индивида и общества в духовности

Знания и интеллект, а также способность ими воспользоваться формируют индивидуальное сознание, но сами по себе ещё не становятся залогом гармоничного взаимодействия с обществом. Социальный и гражданственный опыт становятся частью внутренней жизни людей только в случае, если они приемлют нравственные и государственные основы этого мира. Только они способны адекватно оценивать свои поступки и деятельность в целом.

фото 21Сознание индивида в социальной среде постоянно контролирует рассудок, заключающийся в способности анализировать и соразмерять свои достижения с намерениями, которые могут быть гораздо шире конкретных действий и не всегда способны опираться на общепринятые нормы какой-то социальной группы или общества в целом. Жизнь в социуме заставляет людей руководствоваться его законами. Это может вызвать конфликт личности со своими собственными интересами и потребностями, время от времени толкать к эгоистичным действиям, противоречащим общепринятой морали. В таком случае нарушитель правил рискует стать изгоем и подвергнуться людскому остракизму.

Обратной стороной этой социальной медали становится патриотизм — эмоционально-нравственное состояние, толкающее человека на сближение с обществом, вызывающее готовность жить его интересами, ограничивать свои материальные и духовные запросы ради целей, представляющихся более важными, чем личные.

Чувственно-эмоциональный фактор здесь становится следствием уже сформировавшейся духовной жизни личности, которая, осознав значимость полученных в процессе образования и воспитания знаний об обществе, его истории, нравственных и религиозных нормах, мобилизует весь свой интеллектуальный багаж во благо этому обществу и тем самым становится общественно значимой, а не просто личностью в себе.

Без развития внутреннего мира не обходится ни один человек. Каждый из нас в той или иной степени обладает определённой суммой познаний о жизни, необходимых для практической деятельности. Но высшую ценность представляет собой только то состояние человеческого духа, которое благоприятствует не только личным потребностям, но и жизнедеятельности общества. Тогда внутренняя жизнь индивида приобретет истинный смысл и не предастся забвению.

Adblock
detector