Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Поиск духовного наставника

На пути к Богу и просветлению верующие люди нуждаются в духовном отце. Во всех религиях принято выбирать себе учителя, который поможет разобраться с проблемами. Зачем люди обращаются к священнослужителям за помощью и советом? Человек познает истину через посредника — священника или гуру. В разных религиях к духовным отцам относятся с уважением. Все верующие сходятся во мнении, что духовный наставник — проводник и эксперт в области религии.

Кто такой духовный наставник

фото 146В индийских традициях это учитель, который рассеивает тьму и обращает душу к свету и знаниям. В индуизме и сикхизме все религиозные учителя, которые ведут человека к духовному развитию, называются гуру. Наставник помогает формировать нравственные ценности, является образцом поведения и вдохновляющим источником, который помогает в духовной эволюции ученика. Этот термин также относится к человеку, который является духовным проводником и помогает раскрывать душевные возможности. В православии в роли наставника выступает священнослужитель, священник-угодник.

Православная церковь позволяет христианину самостоятельно выбрать себе духовника. Им становится священник той церкви, куда постоянно ходит христианин. Духовник — не просто человек, он божественная направляющая энергии, которая помогает человечеству осознать его истинную природу.

В буддийской традиции учитель ценится как нравоучитель, заслуживающий большого уважения, и источник вдохновения на пути к освобождению, рассматривается как друг. Но в тибетском буддизме духовный наставник воспринимается как Будда, самый корень духовного осознания и основа пути. Без учителя не получится приобрести опыт и проницательность. Тибетские тексты уделяют большое внимание прославлению качеств и добродетелей духовников. С их благословения ученики идут по пути к истинной природе своего разума.

Черты характера хорошего наставника

Выбирая себе учителя, помните, что перед вами такой же человек, как и остальные. У духовного отца свой характер, и, несмотря на религиозный образ жизни, он может совершать ошибки. Для того чтобы определиться с выбором, обязательно:

  • пообщайтесь со священником;
  • исповедуйтесь;
  • попросите благословения.

Только диалог поможет понять, подходит ли вам этот человек и готовы ли вы делиться с ним своими тайнами. Нужно установить доверительный контакт с наставником, открыть ему свою душу и поделиться сокровенными секретами. Только после этого духовное руководство принесет добрые плоды.

Для того чтобы служить людям и быть хорошим духовным наставником, священнослужитель должен обладать такими качествами:

  • отличать добро от зла;
  • быть милосердным, честным, справедливым;
  • обладать спокойствием, состраданием и желанием помочь нуждающимся;
  • быть примером в своей вере для других.

Настоящий нравоучитель не нарушает Божьи заповеди, лишен негативных черт: хвастовства, гордости, зависти, эгоизма. Хороший духовник должен быть свободным от греха и быть бескорыстным, он не способен хитрить и лгать. Единственная цель учителя — помочь другим и поделиться знаниями.

фото 147

Если у вас не получилось найти сразу духовника, ничего страшного. Обратитесь в другой храм или оставьте эту идею на время. Пообщайтесь с прихожанами и спросите, кто из духовенства пользуется популярностью и доверием людей: вам могут подсказать, где найти духовного учителя. Стоит поехать в монастыри или другие святые места. Многие верующие не имеют своего наставника, но церковь на это отвечает: есть Евангелие, Предание Церкви, религиозная литература и богослужения. Это не второстепенные вещи, и если человек осведомлен о них, следует канонам, Господь отблагодарит его за смирение.

Человек, которого нельзя назвать наставником

Слово духовника — это слово Бога. Гуру на самом деле становится связующим звеном между человеком и Господом. Соблюдать его поучения — обязанность ученика. Только просветленная душа приведет еще одну душу к просветлению.

Поэтому, если человек не отличает добро от зла и совершает плохие поступки, он не станет наставником. Религиозный руководитель должен сам иметь учителя, а тот — своего духовного отца. Так передается традиция преемства духовничества. Если священник, к которому вы обратились, не имеет такого преемства, вы столкнулись с так называемым новоделом.

У духовного наставника не должно быть таких отрицательных свойств характера:

  • зависть;
  • злость;
  • ненависть;
  • лицемерие;
  • ревность;
  • гордыня;
  • склонность к воровству;
  • меркантильность.

Духовник не должен быть фанатиком, чтобы без споров выслушать и принять инакомыслие. Отношения с учеником должны складываться спокойно, поэтому учитель должен обладать мудростью и терпеливо выслушивать проблемы своего чада.

Чтобы быть чьим-то гуру, требуется Божье указание. Знание, полученное только из книг, не дает возможности стать духовным руководителем.

Взаимоотношения между наставником и учеником в христианстве

После знакомства и первого общения ученика с наставником при обоюдном согласии дальнейшего общения у них возникают взаимоотношения.

Первая стадия

Сначала человек просто приходит к духовнику для исповеди и отпущения грехов, просит совет. Он молится, читает духовную литературу, и ему достаточно этих книг. Какое-то время человеку хватает тех знаний, которые у него есть, по которым он строит свою жизнь. Но постепенно он начинает нуждаться в более близкой нравственной связи с наставником.

Вторая стадия

На этом этапе священник становится наставником для своего чада. Человек привыкает к учителю и доверяет ему. Он выслушивает рекомендации наставника, но относится к ним избирательно, выполняет только то, что ему нравится и близко по духу. Советы священника воспринимаются как человеческие домыслы, поэтому вначале отношение к ним поверхностное. Вскоре чадо понимает, что это были не просто советы, а Божья воля. И он может быть наказан за их невыполнение. С годами человек начинает доверять своему духовнику, прислушивается к его словам, и тот становится его наставителем.

фото 148

Со временем христианин удостоверяется в правильности наставлений. Он понимает, что при неуклонном исполнении советов ему будет хорошо, а при нарушении — плохо. После того как ученик убедится в необходимости соблюдать все правила, священник становится его духовным отцом.

Это можно объяснить на примере родителей и детей. В семье над ребенком властны родители: могут похвалить и наказать. При непослушании мать или отец наказывают чадо, но после смирения и послушания ребенок вновь возвращается к родителям и осознает, что они поступили мудро. Такие же взаимоотношения развиваются между христианином и священником.

Третья стадия

На этом этапе священник становится нравственным отцом для своего подопечного. Между ними возникают тесные доверительные отношения, при которых нравоучитель не настаивает на действии, а лишь дает верное направление.

Взаимоотношения наставника и ученика в индуизме

В Индии выделяют три типа гуру:

  1. духовный наставник для высших каст индусов. Выполняет традиционные ритуалы и не имеет отношение к храму (то есть не священник);
  2. просветленный мастер, который проводит освящение. Этот тип существует в движении бхакти и в тантре и требует беспрекословного послушания;
  3. аватар — гуру, который считает себя достойным, чтобы быть воплощением Бога.

Нравственное усыновление ученика гуру в Индии сопровождается ритуалом. На этой церемонии будущий ученик наносит царапину на голову, надевает праздничную одежду и тщательно украшает себя цветами. Он становится рядом со своим учителем. Они стоят, скрестив руки, гуру поворачивает лицо на восток, а ученик на запад. Учитель, прошептав соответствующие слова, призывает молодого человека подняться правой ногой на камне, чтобы быть стойким и смелым.

Духовный учитель кладет на него священный шнур, состоящий из трех кос, сплетенных из девяти хлопчатобумажных нитей, каждой касаясь его левого и правого ребра. Посвященному придется носить его всю свою жизнь. Затем гуру дает ему пояс, чтобы символически придать силу и храбрость.

Затем начинается диалог между учителем и учеником, в ходе которого будут определены их будущие отношения. Гуру берет руки ученика, и один из его помощников наполняет их водой. Учитель бросает три раза скрещенные руки молодого человека с водой, берет его правую руку между своими ладонями, и говорит пожелания. В конце церемонии ученик выслушивает его обязанности в ближайшие месяцы. Через год происходит вторая часть церемонии, после которой повторяются ежегодные ритуалы. Когда гуру умирает, он говорит своим ученикам: «Я научил вас всему, что знал, теперь мне пора идти».

Традиционно число учеников ограничено в пользу прямой доверительной связи «учитель —ученик».

В современном мире люди очень редко добиваются истинных гармоничных отношений с духовниками. Связь между ними остается поверхностной или исчезает со временем. На это влияют такие факторы:

  • общественное мнение;
  • давление близких;
  • гордость самого христианина;
  • консервативные принципы.

Общаться с духовником означает быть сдержанным, послушным и смиренным. Не всем свойственны эти качества.

Некоторые священники сознательно отказываются быть наставниками в силу некомпетентности или опасения впустую потратить силы.

Adblock
detector