Содержание
Изначально, с момента появления первобытных общин, возникли нравы. Обычаи или нравы близки к инстинктам, следуя которым индивиды не раздумывали для чего и зачем их соблюдать, потому что так издавна было заведено. Нравы сплотили социум, но развитие застыло в «мертвой точке», так как нравы «сдавливали» порывы творчества, фантазии и стремления к переменам.
Соотношение морали и права тождественны в социуме и сознании личности, и подразумевают нормативный строй, поскольку объединены социальным назначением, управляющим поступками, поведением и культурой. Нормы государства пронизывают фундамент нравственности взаимоотношений между людьми.
Законодательство, как способ воплощения идеалов нравственности и гуманизма социума, этика же – система эпохально-предопределенных воззрений, признаний и порядка, правил и убеждений, указывающих на образ действий, со стороны аспектов добра и зла. Этические принципы, являющиеся социальным институтом, выражают важный аспект представления о добре и зле, одна из конфигураций сознания социума.
Законодательство исключено без нравственности и этики, предопределяясь юридическим и общеобязательным строем указаний. Государство создает необходимые условия для существования, выражая волю и требования государства. Принятые законодательные и нравственно-этические принципы, отмеченные в обычаях людей, отражают социально-историческую потребность социума, сознательно и добровольно придерживающиеся социумом.
Понятие права
Политические и социальные интересы человека прогрессивно развиваются вместе с культурой. Правовые понятия возникали постепенно, они представляют собой систему обязательного поведения, а также направленно на защиту личных интересов. Потребность в данном новообразовании появилась после того, как в обществе появилось неравноправие, а экономика стала производящей.
Законодательная привилегия появилась для выражения притязаний человека на различные, окружающие его блага. Посему, закон – это устав поведения, определяющий границы свободы и равноправия между людьми в осуществлении, и защите их интересов, обеспечивающийся принудительной силой государства.
Государству принадлежит устав поведения, регулирующий отношения социума. В переводе с латинского право означает закон, модель, пример или образец. Показатель регулирования отношений в обществе служит установлением всеобщих правил для предопределенных случаев.
Государственный орган публикует нормативные акты, которые содержат изменения для общества. Вопрос точного определения правил актуален и по сей день, ведь понятие права или закона неоднородно. Наилучший вариант понятия определения прослеживается в теории происхождения законных принципов:
- Теологическая теория – выражает волю Бога и явление высшего разума, как справедливости, с упором на веру, исключая научные аргументы.
- Намботивистическая теория Ганса Хельбра подразумевает существование норм, которые даны человеку для ощущения себя частью государства, в связи с тем, что социально инициативные люди и избранные законодатели, создают законодательство государства и страны, а судьи адаптируют его к реальности.
- Теория принятых правил от 18 века, яркими представителями которой были Руссо, Локк и Гоббс, полагалась на имеющуюся комбинацию естественных и равнозначных прав человека при рождении. Согласно этому закон подразделяется на два звена: позитивное (поддерживаемые авторитетом разных государств) и естественное (постоянно, едино абсолютно для всех).
- Марксистская идеологическая теория основана на воле правящих «кругов» государства, издающих принуждающие законы.
- Социологическая теория Гарвардской школы от 20 века, основные положения которой содержат два варианта: книжное – конституция и действующее – постановления органов суда для защиты интересов личности.
Система права
Делится на три составляющих компонента:
- Нормы закона – общеобязательные, формальные и теоретические модели и критерии оценок законного или незаконного поведения, зафиксированные государством.
- Институт права демонстрирует небольшую, устойчивую и изолированную группу юридических понятий, управляющих разновидностью общественных отношений (заключение трудового договора на выплату заработной платы или соблюдения трудовой дисциплины).
- Законодательная отрасль координирует связи общественности. Данная отрасль взаимосвязана с устройством обширной сферы деятельности социума, государства и иных субъектов права. Современное общество объединяет следующие основные отрасли: конституционное (государственное) и административное, финансовое и земельное, гражданское и трудовое, семейное и гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное и исправительно-трудовое права.
Определение сущности морали
Социальные стандарты тесно связаны с этикой и общепринятыми нормами. Этика основывается на понятиях о добре и зле. Этика с латыни переводится, как нравственность. Обязательные правила устанавливаются законодательством и государство должно охранять их. Этика — это форма сознания общества и социальных групп. Она не является обязательной, формировалась на протяжении долгого времени. В ходе истории моральные принципы обретали общепринятое распространение и сохранялись, как негласные нормы поведения, отношения между отдельными индивидами и убеждения.
Государство не имеет власти над контролем данного понятия и принуждать вести себя по тем или иным принципам. То есть социальные правила общепринятые, но необязательные, каждый решает сам для себя, какие этические принципы применять в жизни.
Общие черты права и морали
- Этика и закон – многофункциональные вариации социальных норм, распространяющиеся на всех людей;
- Регулируют порядок, налаживают поведение человека и жизни социума;
- Допускают свободу и справедливость индивида с учетом ответственности за содеянное;
- Основаны на культуре и социально-экономических интересах;
- Поступки субъекта, порицаемые или поддерживаемые законом, критикуются и одобряются моралью;
- Воспитывают в социальной среде возвышенные гражданские качества;
- Законодательные нормы – фиксируют и защищают ценности морали;
- Мораль обозначается качеством ценности критерия закона;
- Компенсируют моральный вред со стороны права.
Различия между правом и моралью
Закон и нравы стремятся к одной единственной цели – координации интересов социума и личности, обеспечению и поддержанию порядка в обществе. Исполнение норм права во многом детерминировано нормами морали. Для эффективного действия, закон не должен возражать ценностям этических устоев. Ряд норм права, единовременно, фиксирует в законе нормы морали, подтверждая их юридическим позволением.
- Закон – свод правил, возникающий с государством, своего рода, письменное принуждение со стороны государства, мораль – не принуждается и располагается в сознании;
- Мораль – формируется и выражается с помощью права;
- Закон не способен упорядочивать вкус, моду, любовь и дружбу, но без этого невозможно существование мораль;
- Нормы морали вводятся в действие по мере их осознания, а нормы права – установленный срок;
- Определенная законодательная система существует только в пределах одной страны, а мораль относится ко всему обществу, классам, социальным группам и профессиональным слоям.
Невзирая на различия, закон и мораль взаимосвязаны и тесно переплетены в своей структуре. Одно без другого не существует, потому противопоставлять и разделять их нет смысла. Высокая степень этики укрепляется законодательным режимом в обществе, благодаря чему выражается целостное их взаимодействие.