Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Особенности и виды акцентуации характера

Фото 1693Под акцентуацией понимают чрезмерно выраженную черту характера. В норме она не проявляется, но в ситуации, располагающей к этому, выражается бурно. Тип акцентуации определяется уязвимыми точками характера, и является важной составляющей личности. Он накладывает отпечаток на судьбу человека, и при неблагоприятном влиянии может разрушить структуру личности полностью. Акцентуация характера в психологии — обширный вопрос, помогающий глубже изучить предпосылки развития патологий и выработать способы их предотвращения.

Роль и степени выраженности

Характер представляет собой комплекс черт, определяющих поведение и отношение личности к себе и другим. Характер развивается на основе типа нервной деятельности, он относительно устойчив, но поддается изменению. Его развитие определяется внешней средой: изначально заложенные черты гиперболизируются и могут принимать опасные формы.

Акцентуация — направленность характера. В норме она малозаметна и не мешает человеку устанавливать нормальные отношения с людьми. Но акцентуация может принимать патологическую форму, подчиняя себе всю личность. Личко выделяет два варианта выраженности акцентуации:

  1. Скрытую — нормальную, не гиперболизированную форму. Черты проявляются после сильного эмоционального потрясения, но их можно контролировать и постепенно снизить проявление.
  2. Явную — крайнюю степень нормы, предшествующую патологии. Ключевая черта характера проявляется всю жизнь, ее невозможно компенсировать.

Характер включает все возможные черты личности, но активно проявиться могут только некоторые их них. Именно они определяют тип акцентуации, задавая способ развития, адаптации и психического здоровья личности.

Становление и развитие направления

фотоо 1518Автор термина «акцентуация» — К. Леонгард, немецкий психиатр, изучающий индивидуальные черты личности. Он определил ее, как чрезмерное усиление отдельной черты, способной перейти в патологию. По Леонгарду, акцентуация — отклонение от нормы, но с помощью самоконтроля и благоприятного внешнего влияния ее влияние можно подавить.

Исследуя типы характера своих пациентов, Леонгард создал собственную классификацию патологических черт. На его представление о структуре характера значительно повлияла сфера деятельности.

Классификация Леонгарда стала основой для разработок А. Личко. Он полагал, что сводить личность к одной черте нельзя, она многограннее и изменяется в течение жизни, а значит, могут изменяться и акцентуации.

Современная психология рассматривает акцентуации как расстройства личности, ориентируясь на классификацию, представленную в МКБ. Психоаналитики свободны в форме трактовки, поскольку ни одна из классификаций не признана официальной.

Пограничный вариант между нормой и расстройством

Фото 1685Психика в нормальном состоянии не имеет выраженных черт. Появление акцентуации может перейти в патологию, поскольку процесс развития у них одинаков. Разница между пограничной нормой и отклонением — степень выраженности. Чтобы правильно классифицировать форму акцентуации, следует учитывать основные элементы психики конкретного человека.

Отличие патологии от акцентуации: комплекс характеристик личности, проявляющихся одновременно. К ним относятся:

  1. Специфическая реакция на психогенные воздействия. Расстройство вынуждает больного реагировать на любое внешнее воздействие, не различая источники раздражителя.
  2. Для акцентуации типично эпизодическое проявление. Особенно сильно она активизируется в подростковом возрасте. Отклонение, как правило, проявляется еще в дошкольном возрасте.
  3. Отдельные черты характера не приводят к социальной дезадаптации, а расстройство может стать непреодолимым препятствием.

Различая акцентуации и патологии, большинство психологов ориентируются на степень влияния черты характера на жизнь человека. Чем сильнее разрушительное воздействие, тем ближе находятся черты к патологическому проявлению.

Лечение назначается в ситуации, когда акцентуация подчиняет себе личность, лишая возможности адекватно оценивать свои поступки и вести себя агрессивно.

Развитие

фото 1437В подростковом возрасте закладываются типичные модели поведения. Импульсивность и неспособность контролировать эмоции, обусловленная гормональным всплеском, приводят к активации ведущей черты характера. Акцентуации активно проявляются почти у всех подростков: отсутствие выделенной черты для подростка является скорее отклонением, чем нормой.

К неблагоприятным условиям, приводящим к патологическому развитию черт, относятся:

  • отсутствие эмоциональной близости с родителями;
  • гиперопека, чрезмерный контроль;
  • жесткое отношение;
  • конфликты со сверстниками;
  • заболевания, чрезмерное внимание к собственному здоровью.
При правильном подходе особенности характера можно использовать для личностного и профессионального развития, добиться успеха в выбранной сфере.

Но чрезмерное проявление, не контролируемое подростком, приводит к конфликтам с семьей и сверстниками. В крайних ситуациях акцентуация становится причиной правонарушений.

Основные типологии

Классификации подлежат только явные акцентуации, поэтому ни одна из предложенных форм классификации не является полной. Наличие скрытых черт, способных стать потенциальными акцентуациями, не позволяет составить единый перечень психопатий.

Чтобы определить, к какому типу относится человек в соответствии с признанными классификациями, чаще всего используют опросник Шмишека.

Он включает 88 вопросов, ориентированных на выявление преобладающих сторон личности. С его помощью выявляют степень выраженности черт, силу проявления. Для диагностики подростков чаще используют классификацию Личко, для работы со взрослыми пациентами — базовую классификацию Леонгарда.

Типология Леонгарда

Классификация Леонгарда включает следующие типы акцентированных черт характера:

Фото 1746

  1. Застревающий — отличается длительным переживанием эмоций, фиксации на обиде. Застревающий человек любит вынашивать планы мести, окружающие считают его злопамятным и избегают.
  2. Педантичный — стремиться к упорядочиванию всех сфер жизни. Боится перемен, нуждается в тщательном продумывании своих действий. Необходимость принимать решения вызывает панику.
  3. Демонстративный — отличается потребностью быть в центре внимания. Для этого используются все доступные средства: от одежды до асоциальных поступков. Человек постоянно приукрашивает действительность, вознося и прославляя себя.
  4. Возбудимый — подчиняется внутренним импульсам. Руководствуется не рациональным подходом, а сиюминутными желаниями.
  5. Тревожный — отличается повышенным беспокойством. Переживает сильный стресс, боится за свою безопасность. Робкий, покорный, психологически зависимый, избегает высказывать свое мнение.
  6. Эмотивный — испытывает сильные эмоции даже по незначительному поводу. Обладает повышенным уровнем эмпатии, добр и внимателен к окружающим.
  7.  Экзальтированный — бурно реагирует на все события, получая сильные впечатления от любого, даже незначительного, явления.
  8. Циклотимический — зависит от настроения. В приподнятом стремиться к активной деятельности, в подавленном — замирает, не способен сосредоточиться на работе.
  9. Дистимический — ориентирован на негативную сторону жизни, серьезен и постоянен в увлечениях, поведении, общении.
  10. Гипертимический — словоохотливый, доброжелательный, всегда находит позитивные моменты в жизни.
  11. Интровертированный — направлен внутрь себя, не зависит от окружающих. Сосредоточен на собственных мыслях, комфортно чувствует себя в одиночестве.
  12. Экстравертированный — ориентирован на окружающих, не может долго находится наедине с собой. Нуждается в новых впечатлениях, частом общении с разными людьми.

По Леонгарду, в характере одного человека может быть несколько активных акцентуаций одновременно, например, интровертированность часто сочетается с тревожностью, а экстравертированность с гипертимией.

Классификация Личко

Личко использовал 10 типов акцентуаций для описания характера подростков, находящихся в активной фазе становления личности:

  1. Лабильный — эмпатичный, зависимый от поддержки близких, доброжелательный.
  2. Гипертимный — самоуверенный, веселый, становится неформальным лидером компании.
  3. Циклоидный — психологически неустойчив, зависит от перепадов настроения, которые случаются раз в 1–2 месяца.
  4. Психастенический — интеллектуал, сосредоточен на рефлексии, склонен к тирании, подвержен навязчивым идеям.
  5. Астено-невротический — сосредоточен на своем здоровье, быстро утомляется.
  6. Шизоидный — сосредоточен на себе, равнодушен, замкнут.
  7. Сензитивный — спокойный, высокоморальный, тяжело переживает перемены.
  8. Неустойчивый — склонен к лени, избегает деятельности, связанной с трудом, подвержен зависимостям.
  9. Эпилептоидный — прирожденный лидер.
  10. Конформный — стремится подчинятся авторитету, боится отличаться от других.

Классификацию Личко можно применять и ко взрослым пациентам, но в подростковом возрасте акцентуации проявляются наиболее ярко и постановка диагноза значительно упрощается.

В каких случаях становится расстройством?

Расстройство личности является тяжелым нарушением поведенческих функций, полностью лишая больного возможности адаптироваться в обществе. Акцентуации, проявляясь только в определенных ситуациях, не влияют на жизнь так разрушительно. Предвестники развития патологии:

  • неспособность выстраивать продолжительные отношения с другими людьми;
  • частые приступы беспричинного страха;
  • время проявления акцентуации увеличивается.
Развитие патологии можно остановить. Но для этого требуется своевременная диагностика и помощь врача.

Индивидуальные причины развития

Формирование акцентуаций связывают с врожденным темпераментом: возбудимым или спокойным. В подростковом возрасте, под влиянием окружения, черты характера усиливаются и закрепляются, как постоянная линия поведения. На становление характера могут повлиять:

Фото 1696

  • несформированное понятие норм поведения;
  • неадекватная самооценка;
  • профессиональная деформация;
  • наследственная предрасположенность;
  • отсутствие возможности удовлетворить базовые потребности.

Развитие личности — динамический процесс, на который влияют как внутренние, так и внешние факторы. Сочетание внешнего давления с внутренней предрасположенностью значительно повышает шансы на наследственную активацию ведущих черт.

Полезное видео

В видео подробно раскрыто понятие акцентуации характера.

Adblock
detector