Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

История развития и особенности аналитической психологии

Фото 1658Психоаналитическая психология — популярное направление в западной традиции психологии. Оно основывается на анализе беспокоящих образов, появляющихся во снах. Как и в психоанализе, изучение образов помогает понять скрытую проблему человека. Основоположник аналитической психологии — К. Юнг, швейцарский психоаналитик.

Сущность аналитической психологии: место в системе наук

Аналитическая психология — психодинамическое направление, созданное Юнгом на основе психоанализа Фрейда. Его суть состоит в сборе и анализе глубинной мотивации личности, основанной на содержании бессознательной сферы личности. Учение Юнга базируется на представлении о коллективном бессознательном — собрании культурных, религиозных и исторических образов.

Проблема психоанализа, на которую указывают критики этого подхода — субъективность. Интерпретация материалов анализа зависит от личности психоаналитика, и не имеет четких критериев, в отличие от других методов психотерапии.

Становление аналитического Юнга подхода: пересмотр классических идей

Фото 1683Карл Густав Юнг родился в религиозной семье, и это оказало существенное влияние на его становление как психоаналитика и формирование собственного подхода к психоанализу. Исследуя коллективное бессознательное, Юнг ввел понятие «архетип» — врожденный прототип идеи, который можно использовать в процесс психоанализа. Впервые он использовал этот термин в своей работе «Инстинкт и бессознательное», опубликованной в 1919 г. Основу для выбора архетипов он искал в религиозной литературе, позднее добавил историческую и художественную.

Рассматривая структуру личности, Юнг добавил в нее архетипы. На основании связей вокруг архетипа формируется комплекс — группа воспоминаний, вызывающих внутриличностный конфликт. Юнг представлял архетипы как психологический аналог органов тела, которые развиваются и взаимодействуют.

Классическая школа: принципы, основные особенности аналитической психологии

По мнению Юнга, главный процесс, руководящий личностью — стремление к индивидуализации. Он заключается в самореализации, отбору необходимого психологического материала и удалению лишнего. Самореализация состоит из двух ключевых этапов. Первый происходит в период подросткового возраста, когда человек отделяется от общих постулатов, чтобы найти индивидуальность. Он переполнен негативом к окружающим, в первую очередь — к собственным родителям.

Пройдя процесс развития личности, индивид стремится от личных ценностей к общественным:

  • cтремление делиться;
  • духовность;
  • любовь к труду;
  • ориентированность на чувства;
  • внимание к окружающим.

Для зрелой личности характерна приверженность идее созидания. В представлении Юнга, главный принцип развития — слияние с коллективным бессознательным. Если человек останавливается в развитии, он переживает невротические симптомы: депрессию, фетишизм, различные фобии.

Основные компоненты структуры психики в аналитической психологии

Фото 1675Структура психики включает бессознательный компонент и сознание. Бессознательное не имеет четких границ, его происхождение неизвестно. Бессознательное выражено сознанием — инструментом, с помощью которого личность ориентируется в мире.

Внутри сознания находится эктопсихическая система — комплекс чувств, связывающих человека с внешними явлениями. Под влиянием комплекса органов чувств формируется психологический тип. Вторая составляющая сознания — эндопсихическая система. К ней относятся внутренние элементы, регулирующие эмоции, память, и взаимодействие с бессознательной частью психики.

Основные положения, предложенные аналитической психологией

Основными понятиями, используемыми в аналитической психологии, являются:

  1. Архетип — сформированная обществом модель поведения, воспринимаемая человеком на различных уровнях психики. Архетип — проявление либидо.
  2. Либидо — психическая энергия, используемая для достижения различных целей. В отличие от понимания либидо Фрейда, Юнг рассматривает либидо как универсальную, а не только сексуальную окраску.
  3. Интроверсия и экстраверсия. Классическое понимание интроверсии — направленность во внутренний мир, экстраверсии — ориентация на внешний мир. Склонность к определенной направленности врожденная, человек не может изменить ее.
  4. Невроз — проявление дисгармонии между индивидуальным и значением архетипов. Невроз означает, что связь сознательного с бессознательным повреждена, цель психотерапии — восстановить ее.
Задача аналитической психологии — обеспечить человеку условия для психологического созревания (индивидуализации) и таким образом сделать его неотъемлемой частью процесса роста общественного сознания.

Классические понятия аналитической психологии: теория бессознательного

Фото 1685Для аналитической теории бессознательное — ключевая составляющая человеческой личности, объединенная с сознанием. Все подавляемые эмоции и чувства, отвергаемые сознанием, уходят в бессознательное. Но поскольку они продолжают существовать, в сознание прорываются образы мыслей и чувств в виде сновидений.

Через личное бессознательное человек связан с коллективным бессознательным. В нем содержатся архетипы, являющиеся общими для всех людей. В процессе обработки сознанием поступающей информации, человек часто сталкивается с образами, которые не вызывают у него никаких ассоциаций. В его жизненном опыте нет соответствующего опыта. Содержание коллективного бессознательного включает ответы на глубинные вопросы о жизни, любви, счастье и других.

Чтобы правильно трактовать теорию о бессознательном, нужно учитывать смысл архетипов. Они одинаковы для людей, независимо от культуры и национальности, так же, как одинаковы их физиологические процессы. Архетипы нельзя изучать традиционными методами, их понимание во многом зависит от фантазии психотерапевта.

Аналитическая психология Юнга: отличия от психоанализа

Юнг, являясь представителем классической школы психоанализа, рассматривал подсознательное иначе, чем Фрейд. По его мнению, личность — совокупность установок сознания, врожденных и реализованных архетипов. Фрейд полагал, что в бессознательном скапливаются игнорируемые низменные проявления личности. Юнг считал, что человек может накапливать как низменное, так и высокое. Наполнение бессознательного зависит от личности.

Движущей силой развития личности Юнг называл индивидуализацию — достижение целостности, слияния структуры основных частей психики.

Юнгианская структура личности: ведущий компонент

Юнг выделил 3 составляющих структуры личности:

Фото 1693

  1. Эго — Я человека, собственная личность.
  2. Личное бессознательное — внутренние установки, выбранные человеком.
  3. Коллективное бессознательное — внутренне влияние, обусловленное воздействием наследственного багажа, передаваемого генетически.

Бессознательную часть личности Юнг считал ключевым компонентом. Она неконтролируемо влияет на человека в течение жизни, направляя и подавая сигналы, сформированные поколениями предков.

Основные архетипы юнгианской аналитической психологии

Среди основных архетипов, к которым прибегают все люди, относятся:

  1. Самость — объединяющий компонент, который является центральной структурой сознательного и бессознательного.
  2. Тень — комплекс, в котором скапливаются вытесненные части личности. Они могут быть деструктивными и созидательными. Человек вытесняет те части, которые выходят за рамки его представления о себе. Тень часто появляется в сновидениях в виде темной человеческой фигуры.
  3. Анима и Анимус — представление об идеальном женском и мужском начале. Сущность архетипа зависит от пола пациента.
Помимо основных, общечеловеческих архетипов, человек также связан с семейными архетипами — сценариями, передающимися от родителей.

Методы, используемые Юнгом для исследования бессознательного

Среди основных понятий психологии Юнга следует обозначить методы, с помощью которых можно исследовать бессознательное:

Фото 1660

  1. Ассоциативный тест. Для проведения теста психоаналитик подготавливает список, включающий не менее 100 слов. Список медленно зачитывается испытуемому, на каждое слово-стимул он должен выдать слово-ассоциацию. Психоаналитик отмечает слова, на которые испытуемый реагировал иначе: волновался, злился, задерживался с ответом. Список зачитывается дважды, после чего выделенные слова группируются и анализируется на предмет закономерностей.
  2. Анализ сновидений. Для анализа содержания снов пациент должен вести дневник, в которые ежедневно следует записывать сюжет сна. Сопоставление сюжетов снов позволяет выявить, в какой области индивид вступил в конфликт с бессознательным. Часто причиной конфликта становится личный комплекс.
  3. Амплификация. Метод заключается в подборе подходящих параллелей — похожих моделей поведения в искусстве, литературе, истории, религии. Из подходящего контекста берется основа, по которой анализируется содержание сновидений.

Применение методов Юнга требует творческого подхода, умения работать с разнообразной информацией.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о классификации личностей человека по К. Г. Юнгу

Рейтинг автора
Автор статьи
Анастасия Беляничева
Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.
Написано статей
126

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: