Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Какие методы и задачи включает человеческая психология?

Фото 1685Изучение психологии — многогранный процесс, затрагивающий все аспекты человеческой действительности. Важно отличать теоретическую и практическую сторону: психология как наука исследует психическую природу, сущность человека, предпосылки развития личности; разрабатывает методики, помогающие индивидам эффективно развиваться. Поэтому психология значима для научной системы в целом, и для повседневной человеческой деятельности.

Психология человека: особенности науки, предпосылки к формированию

Психология является одной из фундаментальных дисциплин, изучающей важнейшую область действительности — человеческую психику. Формально она сформировалась как наука в конце 19 века, хотя разрозненные исследования психических процессов проводились ранее. Создание Лаборатории экспериментальной психологии в Лейпциге послужило основанием для выпуска психологического журнала и проведения международного психологического конгресса на базе лейпцигского института.

Значение психологии для практического применения уникально. Использование достижений науки позволяет каждому человеку познать собственную личность, устранить недостатки, управлять своим поведением и влиять на поведение других людей с помощью манипуляций, значительно улучшить психическое здоровье.

Предмет изучения: определение теоретической базы

Предметов, принятых к изучению в психологии, несколько. Они разделены по категориям, соответствующим сферам человеческой действительности. К предметам изучения относятся:

Фото 1658

  1. Индивидуальный опыт. Жизненный опыт индивида, накапливаемый в течение всей жизни.
  2. Сознание. Изучает явления сознания, определяющие поведение, характер и другие проявления личности.
  3. Бессознательное. Изучает скрытую часть психики, влияющую на сознание.
  4. Приспособляемость. Рассматривает лабильность психики — способность изменяться в соответствии с требованиями окружающей среды.
  5. Психическая деятельность. Изучает происхождение психики, как результат работы высшей нервной деятельности.
  6. Поведение. Изучает формы поведения индивида, поведенческие шаблоны, влияние личностных особенностей на линию поведения.
  7. Обработка информации. Исследует способы и методы познания окружающего мира, влияние окружающей среды на личность.
  8. Непосредственный опыт. Изучает опыт, получаемый индивидом в конкретной ситуации.
  9. Душа. Вплоть до конца 18 века психологи рассматривали душу неотъемлемой частью человеческой действительности. С развитием науки и постепенным отделением ее от религиозных догматов, душа в психологическом понятии стала синонимом личности.

Поскольку предметы изучения тесно связаны и имеют одну природу происхождения, психолог, независимо от направления, косвенно изучает все предметы.

Что является объектом науки: основа для проведения исследований

Объект изучения всех направлений психологии — человек, его жизнедеятельность, особенности личности, развитие психики в онтогенезе. Под онтогенезом понимают процесс развития организма в течение жизни. Развитие психики в онтогенезе происходит в сферах:

  • развития личности;
  • психосоматического развития;
  • когнитивного развития;
  • возрастных изменений;
  • полового развития;
  • эмоционально-волевого развития;
  • развития деятельности и умений;
  • нравственного развития.

Изучение объекта может быть только всесторонним, поэтому отдельные грани объекта одинаково важны для изучения и составления полноценной картины развития психики.

Проблематика психологии: какие задачи она призвана решить

В список задач, поставленных перед современной наукой, входят:

Фото 1660

  • необходимость изучать психические явления — их многообразие, особенности;
  • последовательное рассмотрение условий, влияющих на формирование психических процессов;
  • выработка оптимальных для практического применения знаний.

В масштабе человечества психологическая наука призвана изучать особенности развития общества и формировать условия, в которых каждый индивид получит оптимальные условия развития.

Какие методы исследования используют психологи

Метод — способ осуществления научного исследования. К психологическим методам относятся:

  1. Наблюдение — систематический сбор информации об объекте исследования, с целью дальнейшей обработки информации, ее объяснения. У наблюдения должна быть цель, утвержденная до начала исследования. Оно должно соответствовать плану и заданным временным рамкам.
  2. Эксперимент — метод, позволивший вывести психологию в серьезное научное поле. Правильный эксперимент базируется на принципах: явление не наблюдается, а изучается; условия эксперимента можно изменять; отдельные условия можно исключать; допустимо варьировать условия, использовать математическую обработку результатов. Эксперимент может проводиться в лабораторных и естественных условиях.
  3. Тестирование — использование опросников, задач и тестов для накопления информации об объекте исследования. Используется для оценки психического состояния индивида или группы. Результаты тестов изучают в соответствии с нормой — идеальными показателями, свидетельствующими о психическом благополучии. Помимо психологии, тесты использует также психиатрия.
  4. Анализ продуктов деятельности — изучение рисунков, рукописных текстов и других работ, отражающих особенности психологической деятельности объекта. Контент-анализ помогает полнее изучить характеристики личности, содержание глубинного слоя психики.
  5. Спрос — проводится в форме интервью или беседы. Опрос проводится устно или письменно, результаты оцениваются после завершения. Важное условие успешного опроса — доверительное взаимодействие исследователя и респондента, получение откровенных ответов.

В качестве вспомогательного способа оценки используется математический метод. С помощью отдельных формул результаты экспериментов и опросов перепроверяются, их валидность повышается.

Подразделы: сколько отраслей в современной науке

Среди многочисленных направлений психологии ведущими являются:

Фото 1648

  1. Гуманистическое — исследует индивидуальные черты личности, способы самосовершенствования. Гуманисты рассматривают потребности как пирамиду: удовлетворив низшие потребности, человек нуждается в высшем — заботе об окружающих. Цель гуманистической психологии — способствовать достижению каждым человеком удовлетворения высшей ступени потребностей.
  2. Ассоциативное — изучает формирование сознания на уровне простейших ассоциаций, возникающих под влиянием чувств и ощущений. Это направление рассматривает развитие психики как последовательное запоминание усложняющихся ассоциаций.
  3. Гештальт психология — исследует процессы в психике через сложные образы. Гештальт (сложный образ) формируется как совокупность впечатлений, объединенный эмоциональный опыт.
  4. Глубинное — рассматривает процессы, происходящие в бессознательном, их взаимодействие с другими компонентами психики. Вытесненные из сознания формы, помещенные в подсознание, проявляются образами, иррациональными влечениями, импульсами. Способ исследования бессознательного — психоанализ, метод, изучающий причины явлений психики. Основоположник психоанализа — З. Фрейд.
  5. Когнитивное — исследует познавательные процессы: мышление, память, интеллект, речь. Задача когнитивного направления — выяснить причины интеллектуального различия, понять принципы приобретения и сохранения знаний.

Подразделы науки исследуют многообразие проявлений психики в контексте человеческой деятельности, поэтому главные направления психологии — прикладные (практические).

Роль и значение в системе наук, взаимосвязь с другими отраслями

Фото 1667Развитие психологии началось одновременно с философией и относится к тому периоду, когда возникла наука. Психология в Античности и современная наука имеют качественные различия, но задачи исследований остались прежними. Взаимосвязь философии с психологией неразрывна. Обе отрасли рассматривают похожие проблемы, ценности, природу человека. Полноценное раскрытие человеческой природы без базы информации философии невозможно.

Также психология взаимосвязана с социологией, изучающей общество. Обе науки изучают одни и те явления, и используют общие методы. Тесная взаимосвязь сформировалась с педагогикой, историей, биологией. Помимо общественных и биологических наук, она связана и с техническими, поскольку индивид — участник всех технических процессов.

Положение современной психологии: актуальная область развития и перспективы

Начиная с античной эпохи, главным предметом исследования науки, которую можно назвать предпсихологией, являлась душа. Ее природу пытались понять Аристотель, Демокрит, Платон. Они разделяли тело и душу, считая ее божественным проявлением, движущей силой человека, главным отличием от других предметов во Вселенной.

В средние века религиозные воззрения привели к удалению понятия «душа» из научного дискурса. Эпоха Возрождения вернулась к ее рассмотрению, используя накопленный научный инструментарий. Изучением души занимались философы, физики, биологи. В 18–19 веках психология стала развиваться активнее, постепенно выделившись в отдельное направление. Современная наука продолжает развиваться, исследуя актуальные проблемы действительности: адаптацию индивида к современным условиям технического прогресса. В перспективе она будет заниматься проблематикой, связанной с покорением космоса, переходом на почти полную автоматизацию труда, влиянием значительно увеличившейся продолжительности жизни на состояние психики, трудностями адаптации.

В каких областях можно применять психологические знания: практическая польза

Особенность значения психологии для человека кроется в возможностях, которые получает индивид, владеющий психологическими знаниями. С их помощью можно:

Фото 1659

  • заняться саморазвитием;
  • справиться с фобиями;
  • улучшить отношения с семьей и коллегами;
  • понять причину комплексов;
  • уменьшить влияние стресса;
  • лучше понимать свои желания и потребности;
  • повысить продуктивность, научить достигать своих целей.

Изучать психологию можно самостоятельно. Для этого лучше всего подходят книги, написанные классиками: З. Фрейдом, Э. Фроммом, А. Адлером, Э. Эриксоном, Л. Выготским, К. Хорни. Изучение их работ поможет понять азы психологии, изучить основные термины и определения. Для изучения практической сторон науки, которую можно использовать каждый день, следует обратить внимание на современных авторов: Д. Карнеги, Э. Пола, М. Селигмана.

Психология общества: взаимодействие индивида и социума

Психология общества или социальная психология — раздел науки, направленный на изучение поведения индивида в группе, восприятия и влияния на других людей. Социальная психология объединяет подходы психологии и социологии, изучая закономерности индивидуального и общественного развития.

Социальная психология изучает проявления общества:

  • уклад социальной группы;
  • эмоциональную сторону взаимодействия;
  • социально-психические явления.

Изучая структуру и особенности взаимодействия людей, социальная психология рассматривает межличностные конфликты и способы их решения, формы продуктивного общения, социальные роли.

Значение психологии личности: роль индивидуальных особенностей в жизни человека

Фото 1605В психологии личность — человек, как совокупность природного и общественного, наделенная интеллектом, речью, творческими способностями. Формирование личности происходит в результате приобретения нового опыта, появления новых мотивов и потребностей.

Психология личности изучает структуру личности — совокупность качеств и свойств конкретного индивида. К базовым параметрам структуры личности относятся:

  • интраиндивидные (внутренние) качества — системная организация жизни человека;
  • межиндивидные качества — проявление групповых взаимодействий;
  • надиндвидные качества — воздействие на других людей.
Основа формирования здоровой личности — нормальное развитие самосознания, как высшей формы развития сознания. Самосознание содержит Я-концепцию — относительно устойчивую совокупность представлений индивида о себе, своей роли в обществе.

Неправильное формирование самосознания приводит к развитию девиантного поведения — отклонения от социальных норм и установок. Отклоняющееся поведение усложняет или делает невозможным интеграцию человека в социум. Поэтому психология личности важна как для развития индивидуальных качеств, так и для нормального взаимодействия человека с другими людьми.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о понятии психологии личности и о том, как повысить самооценку.

Рейтинг автора
Автор статьи
Анастасия Беляничева
Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.
Написано статей
60

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: