Содержание
Не все родители оказываются готовы к переменам в психологии ребенка 8–9 лет. Казалось бы, первый класс позади, и поведение ребенка должно улучшиться. Но с привыканием ребенка к новому жизненному ритму, у малыша появляются новые привычки, изменяется характер, ухудшаются отношения с родителями.
Что отличает психологию детей этого возраста
Все родители замечают: во 2–3 классах, после «кризиса семилеток», у детей заметно меняется психология, ребенок 9 лет становится самостоятельным, учится рассуждать, отстаивать собственное мнение. Наблюдаются следующие особенности психологии 8–9 лет:
- Ребенок начинает признавать себя личностью, формировать точку зрения по интересующим его вопросам. Появляется более взвешенное представление о будущей профессии.
- Появляется критическое отношение к поступкам окружающих, близких, родителей. Поводами задуматься служат сведения, полученные от учителей, друзей, из СМИ — школьник начинает сопоставлять известную ему «норму» с действительной информацией. Если обнаруживает расхождение слов с делами, начинает сомневаться в утверждениях взрослых, делать собственные выводы.
- Ослабляется желание больше бывать с родителями, появляется стремление проводить время с друзьями, потребность в общении со сверстниками.
- Потребность в похвале взрослых сохраняется, но абстрактная похвала теряет ценность по сравнению с конкретной положительной оценкой поступков, способностей: ребенку становится важно понимать причину похвалы.
- Появляются хобби, формируется отношение к внешкольным занятиям спортом, творчеством.
- Несмотря на успешно пройденную адаптацию к школе, дети устают от учебных занятий. Способность надолго концентрироваться на одном занятии пока не может сформироваться, необходимо чередование домашних уроков, отдыха, других занятий.
- Формируются основные правила поведения в общественных местах, нормы вежливости. Ребенок знает, как полагается себя вести, способен контролировать свое поведение.
Градация пола
К 8 годам ребята начинают осознавать различия между полами: отмечают внешние различия, разницу поведения, семейные обязанности, социальные роли. Начинают отчетливо формироваться разные поведенческие тенденции:
- Девочки 8 лет имеют характерную психологию: более послушны, усидчивы, отзывчивы, сдержаны, однако более открыты эмоционально. Больше внимания начинает уделяться внешности — прическе, одежде, украшениям. Появляется интерес к вещам, аксессуарам мамы, старшей сестры. Начинают проявляться первые признаки материнского инстинкта — забота о животных, внимательность к младшим, способность нести ответственность. Интересы нередко реализуются в творчестве — танцы, музыка, художественные занятия, рукоделие.
- Мальчики 8–9 лет имеют иную психологию возраста: эмоционально закрыты, но импульсивны. Физически активны, подвижны, проявляют меньшую способность, чем девочки, усидчиво заниматься одним делом продолжительное время. Интересы развиваются в направлении спорта, активного отдыха, подвижных игр, занятий. Чтобы бьющая ключом энергия расходовалась гармонично, мальчикам полезны занятия спортом, ритмичными танцами. При наличии интереса ученики 2–3 класса успешно реализовывают способности, тягу к новым знаниям.
Воспитание
Существует ряд рекомендаций, которые помогут в воспитании школьника:
- Контролируйте выполнение домашних уроков. Давайте возможность делать задания самостоятельно, но проверяйте результат. Если ребенку нужна помощь, обязательно окажите. Будьте терпеливы, внимательно подбирайте подход: предложить ребенку повторно перечитать непонятное задание, перепроверить ответ, объясните (на примере, графике, схеме) непонятный момент. Важно оказать помощь, но не выполнять задание вместо ребенка — так, чтобы в процессе он научился понимать, успешно выполнять задания. Иногда необходимо согласовывать алгоритм поведения с учителем, поскольку ребенок должен понимать материал согласно школьной программе.
- Помогайте осознанию ребенком эмоционального мира. Обращайте внимание на настроение, называйте вслух эмоции: «Тебе грустно», «Ты сердишься», «Тебя это радует», «Ты увлечен». Поддерживайте интерес ребенка, когда он проявляет внимание к эмоциям. Ребенка окружают живые люди, ваша задача — научить его адекватно относиться к чувствам.
- Время за телевизором, компьютером или мобильным устройством должно находиться под контролем как по количеству отводимого времени, так и по информационному содержанию того, что поступает в сознание ребенка. Жёстких запретов лучше избегать, стремясь заинтересовать другими способами проводить время. Сформируйте отношение ребенка к виртуальным развлечениям, научив его правильно определять степень их ценности. Достичь этого можно при помощи разумных объяснений вкупе с альтернативными занятиями.
- Будьте внимательны к эмоциональному отношению ребенка к школе: в каком настроении он туда идет, рад или нет окончанию каникул, интересно ли ему, хорошо ли дается контакт с одноклассниками, учителем.
- Подключайте малыша к домашним делам. Давить и требовать не надо: правильнее привлекать к помощи, совместным делам, и постепенно вводить в привычку задачи, которые вы хотели отвести под обязанности малыша (уборка вещей и комнаты, регулярное поддержание порядка в школьном портфеле, участие в приготовлении еды, пересадке комнатных растений, уходе за домашним питомцем или элементах ремонта в доме).
- Следите, чтобы в распорядке школьника оставалось время на отдых, прогулки, любимые занятия. Если ребенок рассеянный и долго делает уроки, «уплотняйте» время, обучая его не отвлекаться.
- Важнейшая задача — сохранить детское уважение к матери, отцу. Сохраняйте баланс — предоставляя ребенку больше самостоятельности, нельзя и отстраняться от его жизни. Нельзя навязывать свою волю, внушать страх, угрожать, силой требовать, чтобы ребенок слушался авторитарными методами («Потому что я сказала!», «Не смей возражать!»). Ребенок уже анализирует происходящее, и подобные доводы могут спровоцировать агрессию, внутреннее несогласие, ухудшение поведения ребенка в этом возрасте или в дальнейшем, когда его протест против силовых методов достигнет критической массы. Если удается подавить волю ребенка, это приводит к развитию безынициативного и неуверенного человека, не способного ничего добиться в жизни.
- Учитесь выстраивать отношения в атмосфере взаимного доверия. Предоставьте малышу возможность самостоятельно справиться с ответственными поручениями. Позволяйте самому выбирать друзей, интересы.
- Необходимая составляющая воспитания данного периода — взаимоуважение. Нельзя без разрешения распоряжаться его игрушками, вещами, пренебрежительно относиться к интересам, способностям. Нужно создавать условия для развития здоровой самооценки, уверенности в том, что его уважают, как личность.
Половое развитие
Иногда признаки полового созревания появляются в раннем возрасте (чаще у девочек). Самое время проводить первые разговоры об анатомических особенностях, возрастном развитии тела. Важно объяснить: предстоящие изменения происходят со всеми и абсолютно нормальны.
Также пора продумать тему сексуального воспитания — стоит проговаривать общие моменты в понятной, интересной, но не шокирующей ребенка форме, разъясняя нужные вопросы без ненужных подробностей. Стоит говорить о зачатии, как о естественном процессе. Оптимально, чтобы беседы о сексуальном развитии с девочкой проводила мать, а с мальчиком — отец.
Интерес к представителям другого пола проявляется в разном возрасте. С растущей наблюдательностью и способностью анализировать происходящее дети больше обращают внимание на поведение взрослых противоположного пола (члены семьи, друзья, актеры — персонажи фильмов), выделяют интересующие их детали. Позже дети переключают внимание на ровесников, проявляя усвоенные от взрослых «нормы» общения их гендерной принадлежности с представителями противоположного пола.
Знания и умения
Рассматривая знания и навыки школьников начальных классов, нужно помнить, что дети развиваются в своем ритме — кто-то форсирует, кто-то догоняет ровесников чуть позже, но основательнее. Поэтому приведенная ниже характеристика условна.
- Умение контролировать поведение и справляться с основными обязанностями: выполнить домашние задания, собрать школьные принадлежности, убрать постель, выполнить ежедневные гигиенические процедуры.
- Понимание разницы между «хорошо» и «плохо», знание правил поведения в социуме, норм вежливости.
- Умение ориентироваться в пространстве (ходить в магазин, школу) и во времени (следить за часами, укладываться в отведенный временной интервал);
- Способность к длительной концентрации на одной задаче.
- Навыки письма, чтения, устного и письменного счета.
- Способность заучивать стихи, пересказывать рассказы и сказки.
- Запоминание и способность к воспроизводству сложного изображения.
- Умение формировать, отстаивать точку зрения.
- Первые навыки в изучении несложных устройств.
Распорядок дня
Учитывая текущие нагрузки на школьников начальных классов, ежедневный распорядок обязательно должен включать отдых.
На школьные задания обычно уходит 3–5 часов, после которых нужен отдых, игра, прогулка. Перерыв между школьными и домашними уроками должен составлять 2–3 часа.
Питание школьника в идеале должно быть пятиразовым: завтрак, школьный обед, перекус дома, ужин, легкая пища перед отходом ко сну.
Вечерние часы заняты в кружках, секциях, творческих студиях. Главное, чтобы ребенку было интересно посещать занятия. Нужно отводить 1–2 часа на подвижные игры, прогулки. Занятия виртуальными играми, просмотром телевизора — максимум 1 час в день.
Чем можно увлечь школьника
В зависимости от личных особенностей ребенка можно вместе играть в игры на развитие памяти, концентрации, внимательности, наблюдательности, логики. Полезны сюжетно-ролевые игры с образами персонажей любимых книг, фильмов и мультфильмов. Существует немало увлекательных настольных игр, рассчитанных на этот возраст.
Что касается игрушек, помимо традиционных кукол и машинок, актуальны предметы и материалы для творчества: конструкторы, пазлы, головоломки, пластилин, глина.
Полезное видео
Данное видео поможет Вам понять почему Ваш ребенок не слушается Вас и как это исправить.