Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Психология ребенка и её отличия от психологии взрослого

Для большинства родителей вопрос—что такое психология ребенка —остается открытым. Из-за непонимания особенностей протекания психических процессов у детей, взрослые часто совершают ошибки: незначительные или серьезные, приводящие к психологическим травмам. Чтобы избежать типичных промахов в воспитании, родителям необходимо знать об особенностях психики малыша, основных процессах ее развития.

Первая социальная адаптация ребенка

фото 1271

Мир младенца ограничен родителями, в первую очередь —мамой. Для новорожденного его мать — божество, удовлетворяющее его потребности. Жизнь ребенка буквально зависит от матери. От нее кроха получает пищу, уют, тепло, необходимое тактильное общение.

Результаты многочисленных экспериментов доказывают, что в течение первого года жизни детям необходимы объятия. Пока малыш не умеет говорить, касание —единственный способ взаимодействия с окружающим миром. Если родители игнорируют ребенка, не берут на руки, кроха чувствует себя ненужным.

Уже в 4 месяца младенецспособен различить лица папы и мамы, выделять их среди других взрослых. Именно от стиля взаимодействия родителей с малышом зависит, как он будет выстраивать отношения с другими людьми: будет открытым и дружелюбным или замкнутым и подозрительным. Если в основе воспитания лежит подавление и пренебрежение естественными потребностями ребенка в контакте, он быстро запомнит, что мир враждебен и безразличен к нему. Дальнейшее развитие психики будет проходить именно с такой установкой.

Детское межличностное общение

Если двоих детей в возрасте до 2 лет посадить играть в один манеж, они просто не обратят друг на друга внимания. В этот период для них значимы только их желания и потребности, а потребности во взаимодействии еще нет. Первые вынужденные коммуникации происходят в возрасте 2–2,5 лет, когда дети уже уверенно держаться на ногах и могут сами взять желаемую игрушку. Но других малышей они по-прежнему не замечают, поэтому могут отбирать игрушки, капризничать, быть агрессивными. В этом возрасте ребенок еще не умеет делиться и объединяться со сверстниками для общей игры.

Первая потребность во взаимоотношениях возникает после 3 лет. Чем старше становятся дети, тем сложнее и многограннее становятся их игры. В возрасте 5 лет они уже могут устроить совместную игру на 4–5 человек, установить правила и придерживаться их. Но, несмотря на регулярное совместное времяпровождение, дети еще не умеют устанавливать продолжительные дружеские связи. В дошкольном возрасте они быстро сближаются и так же быстро ссорятся, часто дерутся, не имея достаточного словарного запаса для словесной ссоры. Первые устойчивые взаимоотношения появляются у подростков в 14–15 лет. Но часто такая дружба длится несколько лет и заканчивается после окончания учебы. Менее 10% школьных друзей сохраняют отношения после выпуска.

Ощущение и восприятие у детей

Познавательные психические процессы, которые позволяют исследовать предметы и явления окружающего мира, у новорожденного присутствуют в упрощенной форме. Младенец может различать звуки речи (но не понимать ее), отличать интонации, выделять знакомые предметы.

Восприятие малыша значительноотличается от восприятия взрослого человека. У младенцев оно примитивно, он не умеет отличать цвета, видя их как разные оттенки: более темные или светлые. С возрастом восприятие цвета и глубины улучшается, добавляется недостающая часть ощущений: вкусовое, осязательное.

Чувства и эмоции

Психологи, изучающие формирование эмоций и чувств, выдвигают несколько гипотез развития эмоциональной сферы у человека. Согласно популярной теории, каждый человек рождается с набором базовых эмоций, которые малыш может проявлять уже с первой минуты рождения:

  • гнев;
  • удивление;
  • радость;
  • страх;
  • недовольство.

Наблюдения за младенцами, растущими в разных культурах, показывают, что младенцы на похожие действия отвечает одинаковыми мимическими и поведенческими реакциями. Чувства и эмоции детей формируются в процессе общения с родителями. Сначала главный инструмент малыша —наблюдение. Кроха смотрит на особенности взаимодействия матери и отца, пытается повторять за ними, запоминает сложные эмоциональные реакции. Его диапазон эмоциональных реакций постепенно расширяется, закрепляется.

Жизненные ценности ребенка

Жизненные ориентиры ребенка формируются в семье. Они зависят не только от стиля воспитания (авторитарного, индифферентного, демократического), но и от других факторов. К ценностно-ориентирующим факторам относятся:

  • национальный менталитет;
  • раса;
  • достаток семьи;
  • принадлежность к религиозной общине;
  • наличие братьев или сестер.

Возникновение первичного представления о мироустройстве происходит в 3,5–4 года. Ребенок воспринимает мир с позиции родителей, разделяя их ценности. В семье, поддерживающей националистические идеи, ребенок будет воспринимать как норму дискриминацию, подавление. Если ценности семьи либеральные, ребенок будет относиться к другим людям, исходя из этих соображений.

Попадая в детский коллектив, ребенок видит другие петтерны поведения и может их копировать. Но все равно до начала подросткового возраста главным местом формирования ценностей остается семья. Во время подросткового периода (14–18 лет) источник жизненных ориентиров — подростковые субкультуры, СМИ и авторитетные взрослые, исключая родителей.

В детском возрастенедостаток адекватного воспитания приводит к формированию социально опасных ценностей. Усвоенные антисоциальные модели поведения мешают ребенку выстраивать нормальные отношения, могут представлять реальную опасность для других людей.

Поведенческие мотивы

Главный мотив поведения младенца — активное познание окружающего мира. Оно начинается с первых дней, когда малыш еще не умеет переворачиваться и может только лежать на спине, рассматривать доступное пространство. Дети любопытны, но они не могут обучаться самостоятельно, для этого нужна постоянная стимуляция со стороны родителей. Поэтому детская психология для родителей должна быть областью знанийобязательной к изучению. Основные приемы воспитания доступны и просты, но без знаний родители могут чувствовать себя неуверенно. Освоение простых педагогических приемов поможет избежать критических ошибок.

Первые методы познания, доступные младенцу— слуховой, визуальный. Позднее добавляется осязание. Исследование в раннем возрасте всегда хаотично, поэтому ребенок обращает внимание на те предметы, которые находятся непосредственно рядом с ним. Двигающиеся большие объекты привлекают больше внимания, чем маленькие и неподвижные.

Развитие речи у ребенка

Младенец с момента рождения может издавать звуки: первый крик помогает ему раскрыть легкие и начать дышать. Предпосылкой к развитию речи становится гуление: малыш издает протяжные грудные звуки, которые еще не похожи на произношение букв, но уже отличаются от простого плача или крика. Далее он учится произносить отдельные простые слоги: па-па, ма-ма, та-та. Сложные артикуляционные движения ему еще не доступны, поэтому малышу легче повторять слоги, которые можно произнести с помощью простого смыкания и размыкания губ.

Навык проговаривания слогов отрабатывается в течение 1–2 лет. В норме ребенок должен сказать первое слово в возрасте 1–1,5 лет и до 3 лет увеличить активный словарный запас до нескольких сотен слов. Поводом для беспокойства является абсолютное молчание: если в 3 года ребенок вообще не разговаривает, это может свидетельствовать о нарушениях в психическом развитии, проблемах со слухом или артикуляцией. Если же он произносит отдельные слова, дополняет речь жестами, мимикой и разнообразной интонацией, следует немного подождать. Скорость развития речи индивидуальна. Некоторые дети очень долго молчат, но к 5 годам начинают активно говорить и не отстают от своих сверстников.

фото 1272

Частая проблема детей, осваивающих активное говорение — дефекты фикции. Неправильное произношение звуков требует коррекции у специалиста, исправить его самостоятельно малыш не может. Причины таких проблем разнообразны: от врожденных особенностей до семейных обстоятельств.

Интересной особенностью развития речи у детей является способность самостоятельно придумывать слова. Ребенок может коверкать знакомые слова, составлять одно новое слово из двух или составлять их из отдельных слогов. К 5 годам большинство детей овладевает практически всеми нюансами одного языка. В этом возрасте ему также очень легко овладеть и иностранным языком: за день ребенок легко осваивает несколько новых слов. Но поскольку он не разграничивает изучаемые слова и заучивает их все вместе, взрослый должен направлять и контролировать процесс изучения. Когда освоение устной речи закончено, ребенок переходит на следующий этап —изучение письменной речи.

Развитие детского интеллекта

Исследованием развития детского интеллекта занимались многие ученые, но наиболее проработанную теорию создал Ж. Пиаже. Он выделил 4 стадии развития, которые проходит интеллект в течение первых лет жизни:

  1. Сенсомоторная стадия. Первый этап развития отличается методом восприятия информации — он примитивный и хаотичный. Изначально он воспринимает предметы без попытки анализировать их, но постепенно учится сводить воедино информацию, полученную из разных органов восприятия. Его движения, поначалу бесцельные, становятся более осмысленными.
  2. Стадия дооперационного мышления. Ребенок осваивает мир в момент непосредственного действия, но предугадать последствия своих действий он не может. На этой стадии идет активная наработка базовых знаний о мире, требующих систематизации.
  3. Стадия конкретных операций. Начинается в 6,5–7 лет, когда ребенок уже начинает оперировать понятиями времени, пространства и количества. Он может сравнивать предметы, располагать их по цвету, размеру и форме.
  4. Стадия формальных операций.Ребенок осваивает причинно-следственную связь. Он приобретает навык формирования гипотез и проверять их с помощью экспериментов.

Развитие интеллекта не заканчивается, когда ребенок взрослеет. Но во взрослом возрасте повышать интеллектуальный уровень гораздо сложнее, поскольку формирование новых нейронных связей требует больше времени и усилий на усвоение информации.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Современнаяпсихология детей исходит из бинарной системы развития мальчиков и девочек. Человек, как и все высшие приматы, является двуполым видом: самцы и самки имеют определенные физические и психические развития. У людей эти отличия подчеркнуты, культивированы: девочкам и мальчикам четко предписаны социальные роли, которым они должны соответствовать.

Важно отличать врожденные и приобретенные различия. К врожденным относятся физиологические отличия:

  • набор хромосом;
  • наличие гормонов;
  • первичные и вторичные половые признаки.

фото 1273

Приобретенные различия формируются под воздействием окружающей среды. Дети, наблюдая ролевые модели мужчины и женщины, изучают их и примеряют на себя. Уже в 3 года ребенок четко понимает, какого он пола. Исходя из этого, он выбирает модель поведения, пытается соответствовать ожиданиям окружающих взрослых. При благополучном исходе формирование половой идентификации заканчивается в подростковом возрасте, когда юноши и девушки полностью перенимают свои роли, не испытывают психологического дискомфорта.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: