Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Понятие и суть эмоций в психологии

Фото 2074Каждый взрослый может определить, в каком состоянии он находится, но мало кто знает, откуда берутся эмоциональные всплески, как они влияют на индивида. Многие считают чувства и эмоции похожими понятиями, но это заблуждение. Эмоции в психологии — открытое проявление чувств.

Понятие и суть

Эмоции позволяют показать, какие переживания тревожат индивида. Они генерируются подсознательно и представляют собой автономные телесные реакции на внешние раздражители или внутренние ощущения. В этом их отличие от чувств, которые, как говорит словарь, являются субъективными переживаниями и движимы сознательными размышлениями.

Могут возникнуть эмоции без чувств, но не наоборот. Основываясь на них, индивид создает вторичные эмоции (их насчитывается более 25), из которых 10 являются базовыми по К. Изарду. Недавнее исследование Университета Глазго показало, что существует только четыре основных выражений лица.

Другие исследователи используют два устоявшихся ортогональных измерения при анализе эмоциональных реакций — возбуждение (противопоставляя его спокойствию) и валентность (положительные реакции против негативных).

Возбуждение относится к психофизиологическому состоянию бодрствования и реагирования на раздражители. Оно возникает при работе сознания, фокусировании внимания и информационной обработке.

Основываясь только на измерении возбуждения, невозможно определить качество эмоционального состояния. Многое зависит от вида явлений, которые индивид оценивает — поведение окружающих, события, явления, предметы.

Функции и теории

В человеческой жизни способность отвечает за выполнение нескольких функций:

  1. Определение значимости ситуации благодаря оценке силы раздражителя.
  2. Оценка действий как успешных или неудачных.
  3. Определение вероятного исхода событий, используя в качестве основы ощущения, предвосхищение.
  4. Выражение чувств при помощи телодвижений, мимики, жестикуляции, воспроизведения звуков.
  5. Побуждение для начала действия, которое призвано удовлетворить желания.Фото 2

Чтобы выбрать количество информации, которое индивид может обработать из постоянного потока данных, мозг использует инструмент, называемый «нарушением структуры». Любое отклонение от привычных сенсорных моделей вызывает биологическую реакцию, которая и является эмоцией.

Резкие изменения в привычных состояниях (боль, удовольствие, голод, жажда, температура тела, частота дыхания) вызывают эмоциональные проявления. Люди более чувствительны к изменениям звука и аромата, чем к визуальным образам. Более интенсивно индивид реагирует на звуки.

Эмоции вызывают серьезные изменения во всем теле, особенно, в мышечном тонусе, энергетическом уровне, гормональном фоне, тоне голоса, выражении лица. Они обладают огромной способностью усиливать, искажать или полностью нарушать другие психические процессы. Например, сильный интерес может привести к обильному потоку мыслей и идей, а стыд делает невозможным сосредоточение.

По мнению ученых, изучающих анатомию, эмоции берут свое начало в примитивной лимбической системе. Дискретные (ситуативные) эмоциональные проявления эволюционно возникли раньше.

Хотя мозг меняется на протяжении жизни, лимбическая система почти полностью развивается на структурном уровне к 3 годам. По мере взросления эмоциональная реакция на изменения расширяется, появляется мышление.

Советский психолог Л. В. Выготский писал, что по мере взросления ребенка эмоции не подавляются, а, наоборот, расширяют свой спектр. Изменения в мышлении, воображении вызывают эмоциональный отклик. Медленно развивающиеся мыслительные паттерны позволяют детям выстраивать представление о мире, религии и отношение к нему.

История изучения и исследователи

Фото 3Эмоциональность зависит от темперамента, личности, настроения, мотивации. П. В. Симонов считал, что через эмоции люди переживают свое отношение к окружающей действительности.

Способность изучается давно и единство мнений до сих пор не достигнуто. Основные теории можно поделить на три классификации:

  1. В физиологических главную роль играют телесные реакции.
  2. Неврологические говорят, что эмоциональные реакции вызваны мозговой деятельностью.
  3. Когнитивные утверждают, что рефлексии играют важную роль в образовании отклика на событие.

Эволюционная теория

Автор теории эволюции Чарльз Дарвин сделал допущение, что эмоции первоначально имели адаптивную функцию и помогали спасаться от хищников, продолжать род. Ощущение, которое называют любовью и привязанностью, подталкивает искать партнеров. Из чувства страха первобытные люди либо сражались, убегали от источника опасности.

Эмоции существуют, поскольку побуждают людей мгновенно откликаться на раздражители, что повышает их шансы на массовое выживание.

Теория Джеймса-Ланге

Самый яркий пример физиологической теории принадлежит психологу Джеймсу и физиологу Ланге. Она предполагает возникновение эмоций в результате физиологических реакций на события.

Фото 4Физиологическая реакция провоцируется внешними стимулами. Эмоциональная зависит от интерпретации физических реакций.

Например, если человек гуляет по лесу и видит медведя, он начинает дрожать, его сердце учащенно бьется. Теория Джеймса-Ланге предлагает, что по этим физическим реакциям будет сделан вывод об испуге (верным признается высказывание: «Я дрожу. Поэтому я боюсь»).

Согласно этой теории, индивид дрожит не потому, что напуган, а чувствует испуг, поскольку дрожит.

Труд Ланге называется периферической теорией.

Теория Кэннона-Барда

Кэннон выдвигал другую физиологическую теорию. Психолог поставил под сомнение выводы Джеймса и Ланге. По его мнению, человек может испытывать физиологические реакции, имеющие отношение к эмоциям, которых он при этом не чувствует. Например, сердцебиение может быть учащенным из-за активных занятий спортом, а не из-за страха перед опасностью.

Кэнноном выдвинуто предположение о невозможности происхождения эмоциональных реакций от физических состояний. Сталкиваясь с угрозой, человек будет ощущать страх до появления физических признаков.

Кэннон познакомил научный мир со своей теорией в 1920 году. Десятилетием позже физиолог Филипп Бард ее расширил. Согласно теории Кэннона-Барда, человек одновременно чувствует эмоции и находится под воздействием физиологических реакций. Проявлениями последних может быть повышенное потоотделение, дрожание рук или всего тела, напряжение мускулатуры.

Теория Кэннона и Барда сводится к одновременному переживанию чувств на физиологическом, психологическом уровне.

Теория Шахтера-Зингера

Фото 5Известным примером когнитивных теорий выступает двухфакторная психофизиологическая теория. По ней возбуждение приводит к рефлексии, когда люди стремятся определить причину возбуждения, чтобы пережить эмоцию. Физиологический ответ возникает из стимула, а за ним следует реакция организма.

Автором стали Шахтера и Зингер. В основу их предположения легли теории Джеймса-Ланге, Кэннона-Барда. Двухфакторная теория выдвигает предположения, что выводы людей о происходящем основаны на физиологических реакциях.

Критическим фактом является ситуация и когнитивная интерпретация, которую люди используют для обозначения чувств.

Одна и та же физиологическая реакция способна спровоцировать разные проявления. Студент, чье сердцебиение учащается во время важного экзамена, вероятно, чувствует беспокойство. А грибник, встретившийся в лесу лицом к лицу с медведем, интерпретирует учащенное сердцебиение как испуг.

Теория когнитивной оценки

Оценочные теории предполагают, что мышление первично. Ричард Лазарь первым стал публиковать работы в этой области.

Цепочка событий начинается со стимула, затем следует мышление, приводящее к переживанию физиологического ответа. Встретив медведя в лесу, грибник способен тут же наделить ситуацию определенными характеристиками и прийти к выводу, что он в опасности. В результате страх порождает физические реакции. Увидев цветок, индивид испытает радость. Это представление имеет психоаналитический характер.

Теория об обратной связи

Теория строится на том, что мимика людей является обратной связью, выражающей переживаемые чувства. Чарльз Дарвин и Уильям Джеймс пришли к выводу о влиянии физиологических реакций на внешние проявления. Эмоции вызывают изменение лицевых мышц.

Положительное и отрицательное действие

Фото 6Эмоции имеют власть над мыслями. Первое «прочтение» новой ситуации происходит через них. Они закладывают основу для будущего мышления.

Тот факт, что эмоции появляются «до познания» (то есть до мыслей), полезен для человека. Когда надвигаются угрозы, нет времени думать.

Эмоции «овладевают» людьми, вызывают мгновенные поведенческие реакции за доли секунды, предотвращая отрицательные результаты.

Способность помогает в принятии решений, служит источником мотивации для выбора и принятия соответствующих действий. Отношение эмоций к мотивам поступков изучал отечественный психолог А. Н. Леонтьев.

Значение в разных сферах жизни

Кендра Черри, эксперт по психологии, обозначила смысл эмоциональной сферы для человека, основываясь на целях эмоциональных проявлений. Они помогают:

  • действовать;
  • выживать — сражаться или избегать опасности;
  • принимать решения;
  • производить впечатление;
  • понимать других.

С эволюционной точки зрения, структуры мозга, которые обрабатывают когнитивную информацию (например, неокортекс), намного моложе, чем другие области мозга, модулирующиеся автономно (например, ствол мозга). Влияние эмоций на поведение человека намного больше по сравнению с познанием и способностью рационально принимать решения.Фото 7

Эмоциональные проявления окружающих влияют на индивида благодаря информации, которую они передают.

Когда человек воспринимает чье-то выражение лица, оно отражает страх или обеспокоенность, он начинает искать потенциальную угрозу.

Человек чувствует себя комфортно, когда видит улыбки других. Эмоциональные стимулы влияют на мимику, познание окружающего мира, общение, поведение людей.

Эмоциональные проявления могут быть стеническими и астеническими. Первые повышают активность человека, позволяют добиваться больших успехов в деятельности.

Признаки эмоционального человека

Эмоциональный индивид умеет распознавать и понимать мимику людей, использовать это понимание для управления поведением, отношениями. Он переживает события интенсивней, хотя психика отличается лабильностью. Сильные эмоции легче определить. Это свойство помогает людям эффективнее общаться.

Эмоционального человека можно определить по базовым знакам:

  • способности мыслить не поверхностно;
  • эмоциональной зрелости;
  • вниманию к деталям, частой самопроверке;
  • высокому интеллектуальному развитию;
  • необходимости во времени для принятия решений;
  • сильной реакции на неудачные решения, события;
  • умению работать в команде;
  • стрессоустойчивости;
  • эмпатии, привязанности к близким;
  • хорошим манерам, высокому уровню социализированности.

Преимущества и недостатки

Фото 7Выражение эмоций важное условие поддержания отношений. Способность позволяет сообщить другому отношение действиям или событиям, избежать недопонимания. Иногда выражение эмоций может быть сопряжено с определенными рисками.

Плюсы:

  1. Предотвращение недопонимания со стороны окружающих, создание доброжелательной атмосферы.
  2. Понимание эмоциональных проявлений окружающих, повышение социальной эффективности.
  3. Ускоренное принятие решений.
  4. Ориентация в любых условиях, ситуациях, обстоятельствах.
  5. Поддерживание близких отношений в семье.

Минусы:

  1. Эмоции могут использоваться для манипулирования.
  2. Способность не всегда дает точное понимание ситуации.
  3. Стремление реагировать по примеру окружающих не дает сформировать собственное критическое отношение к происходящему.
Плюсы и минусы эмоционального интеллекта показывают, что развитие способность полезна, но существует риск возникновения неприятностей.

Методы развития

Навыки, которые составляют эмоциональный интеллект, могут быть развиты в любое время. Способности помогают изменить поведение, чтобы выдержать, преодолеть стресс, улучшить отношения с окружающими сознанным.

Развитие эмоциональной грамотности включает несколько этапов:Фото 8

  1. Самоменеджмент.
  2. Самосознание.
  3. Общественное признание.
  4. Управление отношениями.

Чтобы развивать эмоциональный капитал, необходимо уделить внимание успеху в социальной жизни.

Также важно физическое здоровье. Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно. Неконтролируемый стресс:

  • повышает кровяное давление;
  • подавляет иммунную систему;
  • увеличивает риск развития сердечного приступа и инсульта;
  • провоцирует бесплодие;
  • ускоряет старение.

Причины отклонений и способы их коррекции

Отсутствие контроля за эмоциональными проявлениями, стресс могут повлиять на психическое здоровье человека, сделав индивида уязвимым перед стрессом, склонным к беспокойству и депрессии. Если он не в состоянии справиться с чувствами, ему будет сложно установить прочные отношения с социумом. Это может привести к одиночеству, изоляции от внешнего мира.

Типы отклонений, связанные с эмоциональной нестабильностью:

  • общее депрессивное расстройство;Фото 9
  • биполярное расстройство, характеризующееся чередованием периодов сильной депрессии и эйфории;
  • сезонное аффективное расстройство, при котором смена сезонов вызывает депрессию из-за меньшего количества часов дневного света;
  • предменструальное дисфорическое расстройство, при котором перед менструацией происходят экстремальные изменения настроения, эмоциональности;
  • депрессия, вызванная физическим заболеванием.

Каждое из перечисленных отклонений имеет свои симптомы. Для коррекции назначают медицинские препараты разной направленности, игры, музыкальную и групповую терапию. Иногда люди юридически признаются недееспособными.

Эмоции больше относятся к физиологии, чем к психологии. Их психологическое значение проистекает из того смысла, которое придает индивид.

Нужно научиться разбираться в чувствах, понимать, что ощущают другие. Это позволяет эффективней общаться, устанавливать крепкие отношения на работе, в личной жизни.

Adblock
detector