Представители эпохи возрождения в психологии: гуманистические принципы

Вас интересует собственное развитие?

Тогда вам с нами по пути.

“Здравы будьте, мил человек. Этот сайт создан нами, чтобы посмотреть и разобраться, какими путями мы идём и как развиваемся.”

Главная » Психология » Развитие психологии в эпоху возрождения

Развитие психологии в эпоху возрождения

Современная психология имеет многовековую историю развития. Ее формирование было бы невозможным без вклада философов и гуманистов, работавших в период с 14 по 19 век. Представители эпохи возрождения в психологии заняли особую позицию. В психологии не было бы основных методик и способов диагностики без их наработок, продвинувших науку вперед и сделавших возможным формирование психологии, как отдельной дисциплины.

Психологи эпохи Возрождения

фото 1509

Роджер Бэкон – английский философ

Во времена эпохи Возрождения еще не было той науки, которую в современном мире называют психологией. Были предпосылки, позволившие ученым того времени познавать особенности строения человека, его мировоззрение и самоощущение. На этих данных и базировались первые выводы в области психологии — науки о душе.

Флагманом, положившим начало становлению новой эпохи расцвета человеческого гения, стал выдающийся ученый в области философии — Роджер Бэкон. Он развивал естественно-научное направление, противопоставленное главенствующей в Средневековье схоластике. Научный подход опирается на эмпирический (опытный) метод познания — всякое знание должно быть проверено практикой и подтверждено опытным путем. Наблюдение — единственная возможность получить достоверную информацию. Но этот подход, по убеждению самого Бэкона, позволял изучать только тело. Для познания человеческой души нужен другой, особый подход, позволяющий постичь то, что недоступно органам чувств.

Последователи научного подхода Бэкона предлагали свои методы изучения души. Среди них особый вклад в развитие психологии внесли:

  1. К. Сюлатти и Л. Бруни. Они ввели в научный дискурс понятие «человечность», как совокупность свойств человеческой личности. Гуманизм — влечение к знанию и самопознанию, утверждение человека над другими живыми существами. Но творения художников и писателей не успевали за активным развитием научной мысли и в произведениях мирское восприятие сливается с церковным. Бокаччо, Данте, Петрарка и другие видные деятели искусства в своих произведениях критикуют и высмеивают алхимию, мистику, астрологию, магию, объединяя эти понятия в одно большое заблуждение, и популяризуют гуманистический подход. С изобретением книгопечатанья распространение творчества писателей стало продвигаться гораздо быстрее.
  2. Э. Роттердамский. В его сатире «Похвала глупости» изложена система правил совершенствования духа. По мнению Эразма, жизнь человека — непрерывная борьба с пороками. Окруженный соблазнами, он должен противостоять им, чтобы не потерять свою бессмертную душу. У человека есть только два орудия, которыми он может обороняться от пороков: изучение священных текстов и молитва. Чем ближе человек к Богу, тем сильнее его дух, тем проще ему противостоять окружающему злу. Истинная человеческая мудрость заключается в самопознании, стремлении овладеть собственной душой. Идеи Эразма позже находят отклик в работах Л. Выготского, подтверждающего опосредованную природу психических процессов.
  3. Д. Алигьери. Эволюция взглядов на человека и его душу началась с творения Данте «Божественная комедия». В своем лирическом герое Одиссее он воплотил новый идеал человека, первооткрывателя, умного и храброго. Истинное предназначение людей — стремление к знаниям и утверждение своей доблести, постоянный поиск нового и неизведанного. Главные черты личности — готовность совершить подвиг, благородство, личная ответственность. Божественное и природное начало не должны вступать в противодействие, только гармоничное единение черт создает развитую личность. Человек подобен Богу, а значит он — творец. Способность к творчеству возвышает людей над животными, покоряет свою животную сущность. Истинная человечность появляется в нем под влиянием культуры. Гуманизм предписывает человеку отказ от сдержанности и аскетизма, ощущение полной меры бытия, развитие своих лучших качеств.
  4. фото 1511Л. да Винчи. Исследовал человека, как уникальное существо, полное противоречий. Ему принадлежит концепция личности, как земного бога. Он свободен в своих поступках и может выбирать, каким ему быть. Отсюда — его жестокость в помыслах и поступках, и одновременно с этим — щедрость и великодушие. Человек существует благодаря природе, но может изменять ее под свои нужды. Леонардо да Винчи сам является образчиком человека нового поколения, благодаря своим многочисленным научным открытиям, которые остаются актуальными даже в 21 веке.
  5. Н. Макиавелли. Политический деятель и философ в своем творчестве приводит новый взгляд на психологию человека. Он полагает, что участие в социальной жизни требует от личности энергии, силы воли, доблести и объективности. В стремлении к своей цели человек не должен ограничиваться моралью или религией. Политическое развитие должно быть полностью автономным, а моральные принципы подчиняться поставленной цели. Соблюдение общественного национального интереса важнее индивидуальных потребностей личности. Тактика Макиавелли — манипуляция другими людьми ради достижения собственной цели. Его подход рассматривается современными психологами, как особый стиль поведения и мировоззрения.

 

Хотя ни один из философов и научных деятелей не являлся психологом в современном понимании, именно их труды создали основу науки о психике.

Предпосылки развития психологии в эпоху Возрождения

Эпоха возрождения или Ренессанс — период самого активного развития науки во временных рамках с 14 по 20 век. Интерес к человеку, его телу и внутреннему миру положил начало новому научному подходу — гуманизму. Мыслители стремились дистанцироваться от Средневековья и восприятия мира, как непознаваемой данности, созданной Богом. Божественное происхождение человека не оспаривается, но возникает специфический интерес к личности, как к уникальной сложной структуре, которую необходимо изучить. Эпоха Возрождения берет на вооружение античный подход, в центре которого — не Бог, а человек и его особенности. Становление психологии характеризуется отказом от схоластических представлений, и стремится изучить душу как физическое тело — эмпирическим путем.

Основные открытия и наиболее значимые научные дискуссии происходят в Италии — колыбели культуры эпохи Возрождения. Самым жарким и бескомпромиссным было столкновение взглядов представителей двух противоположных учений о душе. Одни настаивали, что она вечна и продолжает жить после смерти физического тела. Другие доказывали, что умерев, человек утрачивает способность к существованию, следовательно, душа, управляющая телом, также умирает. Последователи обоих направлений внесли весомый вклад в развитие естественнонаучного метода. Подлинное знание постепенно стало независимым от схоластической слепой убежденности.

Критика схоластики и становление научного подхода

фото 1513

Лоренцо Валла

Одним из первых, открыто выступивших против церковных догматов, ученых стал Л. Валла. Он провозгласил человека частью природы, отказавшись от идеи божественного происхождения. С природным происхождением человека соглашался его коллега П. Помпонацци.

Он акцентирует внимание на невозможности проверить существование Бога опытным путем. А если нельзя доказать существование высшей силы, влияющей на все жизненные процессы, вероятно, этой силы не существует. Поэтому нельзя считать церковное учение источником истинного знания.

Психические явления человеческой души:

  • мышление;
  • память;
  • чувства;
  • эмоции;
  • поведение.

Способность воспроизводить их исчезает в момент смерти, а значит, душа не бессмертна и умирает вместе с телом. Критика церковного учения выражалась не только в текстовых работах. Ученые создавали учебные центры — своеобразные клубы, в которых они устраивали дискуссии, проводили совместные опыты и читали лекции. Основатель первого научного центра — мыслитель Б. Телезио. Ему принадлежит упорядоченное учение о материальности мира. Материя — основа, из которой состоят все живые организмы. Сама по себе она не может дать жизнь, чтобы существо стало живым, на материю необходимо воздействовать атмосферой, питая ее водой и давая тепло. Душа — особая материя, которая впитывает лучшие вибрации из окружающей среды. Изучая человеческую душу, Телезио все же признавал, что помимо природного источника жизни может существовать и божественный, недоступный науке.

Наибольшее влияние на развитие психологии и других наук оказал Леонардо да Винчи. Он объединил науку и искусство, став одновременно изобретателем и художником. Своей задачей он считал не только изучение мира и человека, но и преобразование их, постоянное совершенствование. С помощью исследований внутреннего строения тела он наделся изучить психические процессы отдельных людей. Изучая работу внутренних органов, он открыл влияние нервной системы на работу мышц, и особенности зрительной реакции глаза. Ученый стремился доказать, что физическими процессами управляет не некая субстанция под названием душа, а сам человек.

Идеи психологической науки в эпоху Возрождения

В основе идей психологии в эпоху Возрождения лежит убежденность в исключительности человека. Разные мыслители, работая над отдельными проектами, приходят к ряду схожих выводов:

  1. Человек — часть природы, но возвышается над другими существами. Ученые Ренессанса полагали, что человек — порождение природы, но он отличается от животных наличием души. Животные руководствуются воздействием окружающей среды, не осмысливая свои действия. Человек обладает способностью контролировать свое поведение, разделять свои мысли на полезные и деструктивные.
  2. фото 1512Человек должен стремиться к развитию. Главная задача ученых века Просвещения — постоянное самосовершенствование. Интерес к развитию и углублению знаний — естественный и необходимый. Теория ничего не стоит, пока ее не проверят на практике, поэтому каждый должен мыслить и действовать, как ученый. Отказ от Бога, как непостижимого венца творения, однажды приведет человечество к истинной божественности — полному раскрытию всех тайн Вселенной.
  3. Истинное предназначение человека — наслаждение. Церковь, главенствующая в эпоху Средневековья, проповедовала концепцию аскезы, как единственного способа развития и сохранности души. Наука отрицает отказ от естественного стремления к удовольствию. Аскетичность — препятствие на пути самоизучения. Не зная своих желаний, человек никогда не узнает о своих способностях.
  4. Единственный источник знаний о душе — практический опыт. Схоластическое учение представляет душу, как божественную волю. Бог наделил человека душой, которую нельзя познать, ей нельзя управлять, можно только совершенствовать. Душа подвержена греху, и задача человека — избежать соблазна. Ученые эпохи Возрождения оспаривали божественное происхождение души, представляя ее синтезом накопленного жизненного опыта и самоанализа. Душа отвечает за эмоциональное состояние, интеллект и поведенческие реакции.
  5. Люди обладают разными чертами личности. В эпоху Возрождения ученые впервые пришли к выводу, что к людям нельзя предъявить общие требования. Индивидуальные различия обусловлены физическими особенностями, их нельзя изменить. Для нормального развития личности следует не подавлять, а побуждать человека развивать свою индивидуальность и использовать свои сильные стороны.

Особое отношение ученых эпохи Возрождения к человеку и сосредоточенность на его потребностях, нуждах и желаниях способствовала развитию психологической науки, как особого направления, призванного помочь людям на пути самопознания и самосовершенствования. Главные идеи и основные черты психологии данной эпохи можно посмотреть в небольшом видео-ролике: