Содержание
Развитие психологии началось в 16 веке, когда религиозные деятели разделились на верующих и сомневающихся. Это был конец эпохи средневековья, на заре возрождения и господства науки. Кто-то заметил, что различные процессы в душе человека протекают закономерно и последовательно, решив дать этому объяснение. Дальше последовал целый период теоретических изысканий с первыми попытками исправить душевные переживания людей.
История возникновения и характеристика направления
Официально есть несколько ученых, которые основали это направление— М. Вертхаймер, К. Коффка, В. Келлер, хотя до них К.Эренфельс выдвинул теорию о целом и частном. Заключалась она в том, что целое не обязательно является суммой ее частей — каждый компонент способен внести изменение в структуру, привести к изменению восприятия.
Работу продолжили за пределами Германии, поскольку многие ученые вынуждены были иммигрировать в США из-за начавшихся гонений евреев во время правления А. Гитлера. В США господствовало другое направление, поэтому гештальтизм не прижился.
Суть концепции в том, что человек не склонен воспринимать части одного целого, а видит предмет целиком. Гештальт в психологии в переводе с немецкого означает образ, форма —подразумевается целостность. В начале 20 века в психологии существовала молекулярная теория, пытавшаяся разделить психику на отдельные компоненты и изучать их. Школа гештальтпсихологии выдвинула протест в виде нового видения человеческого сознания — целостного.
Одним из теоретических трудов, изданных для студентов К. Коффкой, является книга «Принципы гештальтпсихологии». Без аннотации, пояснений автора она оказалась трудной для понимания, толкования. Поэтому данный учебный материал не был принят в качестве учебника.
Основные базовые принципы гештальтпсихологии:
- Предметом изучения является сознание человека, как целостная единица.
- Метод изучения гештальтов— наблюдение, отслеживание собственного восприятия, реакции на события.
- Зрительное восприятие считалось самым важным в процессе формирования мышления.
- Под мышлением подразумевали процесс, а не сформированный набор навыков.
В качестве доказательства целостной теории сознания приводился аналог работы организма, где системы безотказно уживаются, функционируют.
Возникновение и развитие школы гештальтпсихологии на практике
Гештальтпсихология — это попытка вывести психологические принципы на другой уровень понимания. Первым ученым, применившим гештальтпсихологию на практике, был К. Коффка. Его исследования были направлены на изучение детской психики. Пример: оказалось, что у детей цветовое восприятие — это набор нелогичных образов, приходящих из внешнего мира.
Большое значение имеет фон, в рамках которого являются эти образы. Открыв закон трансдукции — перехода от одной части к другой, минуя общее — ученый сделал заключение, что дети не осознают каждый цвет отдельно, а воспринимают их сочетание.
Ф. Перлз исследовал невротические отклонения у людей. Согласно его теории, нарушения в сознании происходят из-за склонности размышлять, фантазировать о происходящем, уходя от реальности. Этот принцип осознания действительности впоследствии ляжет в основу методов гештальттерапии. Тогда же были выведены законы здоровой личности:
- Пребывать в настоящем времени— не жить прошлым или будущим. Выводы делать на основании событий, происходящих в реальном времени.
- Взаимодействовать с вещами, которые есть сейчас. Фантазии уводят человека от реальности.
- Настоящая реальность —опыт человека.
- Не искать оправданий, объяснений. Учиться выражать чувства.
- Принимать болезненные ощущения, как способ избавиться от них.
- Поступать по-своему, а не как требует общество.
- Отслеживать реакции, нести за них ответственность.
- По возможности оставаться собой.
Практические занятия направлены на удовлетворение вышеописанных положений.
Идеи, законы и принципы гештальтпсихологии
Идеи и принципы гештальтпсихологии не совпадают с принципами гештальттерапии. Представители классической психологии негативно отреагировали на то, что практики решили назвать свой метод их термином, якобы для придания ему серьезности и увесистости.
Идеей гештальтпсихологии является расширение сознания человека, которому требуется помощь специалиста. Принятие, понимание себя — конечная цель работы психолога данного направления.
Законы:
- Фигуры и второстепенного фона. Первое воспринимается, как целостная структура, а фон, как незначимое бесконечное.
- Закон транспозиции. Человек психически реагирует не на один раздражитель, а на их комплекс и сочетание. Части воспринимаются по принципу схожести или симметрии.
- Закон прегнантности. Человек склонен выделять самую простую часть или фигуру из целостного образа.
- Константность. Образы стремятся к постоянству.
- Близость частных форм. Человеку легче объединить предметы (гештальты) по общим показателям.
- Закон замыкания. Человек додумывает то, чего нет. Например — прямоугольник, сложенный из отдельных линий или точек, находящихся в данный момент в каком-либо пространственном месте. Мозг как бы заполняет пробелы, соединяет отдельные гештальты в целостный образ.
Из этих законов были выведены принципы гештальтов:
- близость—предметы, находящиеся рядом друг с другом, воспринимаются как единое целое;
- схожесть— образы воспринимаются по общему признаку;
- целостность— предметы объединяются в собирательный образ целого;
- общая зона — общее восприятие формируется на основе обучения и опыта.
Постоянные значения восприятия
Размер объекта в восприятии человека остается одинаковым. Форма фигуры остается одинаковой, даже если ее размеры увеличить или уменьшить. В цветовом отношении, при условии одинакового освещения картинки, яркость объекта остается неизменной.
Терапия по гештальту
Гештальттерапия была создана, как метод практической работы с людьми через 20 лет после теоретического обоснования концепции. Создатели — супруги Перлз. По аналогии с организмом, они предположили, что психика способна также органично работать и не создавать проблем человеку.
Людям предлагалось изучить собственное место в обществе и суть бытия, отрешиться от проблем.
Методы:
- искоренение негативных эмоций благодаря активным действиям, например — битье палками дивана;
- анализ, проработка сновидений — запись и разыгрывание в реальности, чтобы понять, какие эмоции или события человек отрицает, не может принять;
- утверждение—«Я знаю, что Я…», далее следует ряд фактов, которые человек о себе знает;
- представление оппонента на пустом стуле, высказывание ему негативных моментов, чтобы найти неожиданное решение проблемы;
- рассуждение вслух.
Гештальттерапия противопоставляет себя психоанализу. Разница двух направлений во времени. Психоанализ занимается решением проблем в прошлом, чтобы исправить их там, осознать ошибку и в настоящем жить без негативных событий или эмоций. Гештальттерапия работает с человеком в настоящем времени, когда негативные события уже принесли результаты. Эффект от обоих техник одинаков — они помогают осознанию, принятию себя.
Психоаналитики работают с влечениями, а терапевты по гештальту— с рефлексией — ответом психики на событие. Первое направление склонно давать полное объяснение, почему происходит событие, а гештальт дает возможность изменить ситуацию. Некоторым людям достаточно понять, почему произошло событие, и дальше они самостоятельно выпутываются из проблемы. Детям недостаточно знать причину, поэтому для них лучшей методикой будет отработка новых навыков при помощи гештальт-терапевтов.
Есть интересное сравнение, которое высказывают по поводу «почему» и «как». Психоаналитиков сравнивают с патологоанатомами, а гештальт-терапевтов с хирургами. То есть первые работают в тот момент, когда проблему часто уже нет смысла устранять, потому что она нанесла непоправимый ущерб психике и телу. Вторые способны изменить реакцию человека на негатив, поэтому после работы терапевтов у людей есть шанс жить дальше с положительным настроем.
Методы
Работа терапевта заключается в доведении до человека осознания самого себя. Без этого важного момента он будет пытаться стать тем, кем не может быть. Это ключевой принцип гештальттерапии. Еще Ф. Перлз полагал, что ответственность и осведомленность о своей личности способны решать любые проблемы.
Чтобы клиент не сожалел о прошлом, не переключался на мечты о будущем, его различными техниками и приемами привлекают в настоящее время, чтобы человек попробовал жить полноценной жизнью. Этот этап дается с трудом, поскольку с осознанием приходят болезненные ощущения, неприятные эмоции. Побочными явлениями работы над собой становятся такие ценности, как сострадание, внимание к близким, способность развиваться в духовном плане.
Из методов:
- Техника пустого стула. Клиент разговаривает с самим собой, как бы сидящем напротив, или с кем-то из знакомых. Терапевт наблюдает за поведением и эмоциями, делая выводы, что необходимо проработать или устранить.
- Вопрос «почему» заменяется на «как», чтобы увести клиента от ненужных рассуждений, а призвать к действию, вызвать чувства.
- Слово «это» в речи человека требует обоснования и расшифровки.
Такие модели позволяют устранить разрыв между мыслями и чувствами. Дело в том, что в процессе общения с социумом человек часто отходит от своих чувств и желаний, следовательно, начинает испытывать дискомфорт, который провоцирует его на нелогичные действия.
В самом начале работы терапевты применяют технику «незаконченное дело». В прошлом у человека возникало множество таких неоконченных гештальтов в виде отношений с родителями, профессиональных навыков, рабочих моментов. Невысказанность в отношениях не дает клиенту возможности чувствовать удовлетворение жизнью. При работе с группой каждому предлагается попробовать выразить эмоцию словами и высказать вслух претензию. Таким образом человек получает первый навык говорить то, что чувствует или думает без опаски.
Искренность и высказывание вслух — основные технические приемы, которые выводят людей из негативного состояния. Попробовать работать по гештальту можно самостоятельно. Для этого достаточно найти видеоролик с заданиями. Это подходит тем, кто еще не готов работать со специалистом, но готов внутренне меняться.