Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Методы определения психологических характеристик

Фото 1803Чтобы педагоги, психологи или руководители смогли определить таланты и способности человека, составляется психологическая характеристика индивида. Исходя из полученных данных, можно подобрать методику обучения, профессию. Составить психологическую характеристику может только специалист, который учитывает различные факторы, грамотно применяет практические способы получения интересующей информации.

Понятие и суть

Психологическая характеристика личности — портрет индивида, описанный с точки зрения понятий психологии. Выражения должны быть понятными.

Личность — социальная сущность индивида, становление которой происходит при освоении общественных форм сознания, поведения. Личность может проявлять активную жизненную позицию, выбирать, проводить оценку действий.

Психологи рассматривают личность как нечто цельное. Даже единое целое делится на три блока:

Фото 1753

  • задатки, способности, которые определяют возможности личности;
  • мотивы поведения, мировоззрение, интересы, склонности, убеждения;
  • характер, темперамент, другие особенности.

Характеристики:

  • активность;
  • единство;
  • устойчивость.

Психические проявления нестабильны. Психологический склад остается неизменным. У психологов есть возможность просчитывать некоторые изменения поведения, чтобы предвидеть как человек поведет себя в определенной ситуации.

Задача — узнать особенности человеческого развития, распознать задатки, таланты, чтобы подобрать методику обучения или выбрать профессию.

Что учитывается при определении качеств?

Чтобы определить психологические характеристики, необходимо учитывать способности, таланты, интересы, особенности характера, тип темперамента. Только при обобщении этих данных можно составить характеристику личности.

Интересы индивида

Интерес — внимание индивида к объекту. Зависимо от заинтересованности, определяется положение индивидов, отдельных социальных групп в обществе.

Интересы классифицируются по нескольким факторам:

Фото 1762

  • по направленности они делятся на духовные, политические, социальные, экономические;
  • по носителю делятся на групповые, индивидуальные, общественные.

Многие путают понятие интереса со склонностью. Склонность — это направленность к действиям, а заинтересованность — к предмету.

Способности и таланты

Способности — свойства личности, позволяющие субъекту постигать какой-либо вид деятельности. Образуются способности из задатков, развиваются благодаря обучению. Задатки обуславливаются генами, способности — развитием.

Виды способностей:

  1. Интеллектуальные — возможность получать, сохранять информацию, применять полученные знания на практике.
  2. Логико-математические — способности людей к познанию точных наук. Актуальны для экономистов, математиков, физиков, программистов, профессиональных игроков в азартные игры, бухгалтеров.
  3. Конструктивно-технические — присущи субъектам, которые умеют развивать новые технологии, улучшать старые механизмы для упрощения жизни новых поколений.
  4. Творческие — зависят от развитости фантазии. Люди с творческие способностями умеют визуализировать эмоции, мысли, переживания.
  5. Межличностно-коммуникативные — позволяют быстро налаживать контакты с людьми. Выражаются высоким уровнем эмпатии. Присущи психологам, бизнесменам, журналистам, политикам.
  6. Физические — люди с такими способностями умеют использовать возможности собственного тела. Становятся выдающимися спортсменами, военными, танцорами.
  7. Музыкальные — позволяют чувствовать ритм, самостоятельно воспроизводить мелодии, составлять собственные произведения.
  8. Литературные — творческие способности, позволяющие людям охватывать сочинять оригинальные сообщения, произведения.

Талант — способности, которые проявляются у личности ярче всего. Для реализации талантов, нужна совокупность удачного стечения обстоятельств, личное развитие, постоянная практика.

Виды талантов:

Фото 1837

  • слуховые — присущи лингвистам, музыкантам;
  • телесно-кинетические — свойственны танцорам, спортсменам;
  • межличностные — проявляются у политиков, актеров;
  • математические, логические — свойственны программистам, аналитикам, ученым, математикам;
  • пространственные — присущи художникам, дизайнерам;
  • лингвистические — свойственны журналистам, ораторам, писателям;
  • эмоциональные — характерны для философов;
  • взаимодействия с природой, животными — свойственны фермерам, дрессировщикам, земледельцам, ветеринарам.

Характер и темперамент

Характер — совокупность качеств, которые проявляются у субъекта по отношению объектам, явлениям внешнего мира. Изменяется, формируется в процессе жизни.

За время развития психологической науки многие ученые пытались классифицировать особенности характера. Самым известным разделением на виды является классификация Карла Юнга:

  1. Интровертированный тип. Такие люди сконцентрированы на собственных переживаниях, интересах. Мнение других не учитывают. Замкнутые, необщительные, умеют проводить самоанализ. Плохо адаптируются к изменяющимся ситуациям окружающего мира.
  2. Экстравертированный тип. Личности, которые уделяют большее внимание окружающим. Коммуникабельные, импульсивные, инициативные, не могут длительное время удерживаться от общения с окружающими. Быстро привыкают в изменяющимся жизненным обстоятельствам.

Темперамент — совокупность психических свойств, которые оказывают воздействие на деятельность, поведение личности. Зависит от работы нервной системы. Гиппократ выделил 4 типа темперамента:

Фото 1750

  1. Сангвиники — жизнерадостные, уравновешенные люди, которые оптимистично относятся к любым жизненным ситуациям. Общительные, умеют поднять настроение окружающим. Легко приспосабливаются к изменениям, легко переносят сложности.
  2. Флегматики — сдержанные, спокойные, рассудительные люди. Не любят изменений, тяжело переживают смену обстановки, негативно относятся к нарушениям зоны комфорта. Во время сложных ситуаций, проявляют излишнюю пассивность, вялость. Сдерживают себя при стрессе и общении с другими индивидами, не любят пустословия.
  3. Холерики — смелые, агрессивные, несдержанные, азартные. Любят активную, интересную работу, проявляют трудоголизм, если в этом заинтересованы. Не умеют ждать, нетерпеливы. Прирожденные лидеры, которые склонны к агрессивным действиям для достижения собственных интересов.
  4. Меланхолики — чувствительные люди, которые болезненно переносят любые неудачи. Не умеют адаптироваться к изменениям. Постоянно проявляют пессимизм, ревнивы, подозрительны. Любят творческую работу, превыше всего ставят собственные интересы. Не любят общаться, больше времени проводят в одиночестве.
Характер связан с темпераментом, но это разные понятия.

Характер изменяется, формируется на протяжении жизни, темперамент дается людям от природы и подвержен лишь незначительным изменениям.

Методы определения

Чтобы получить интересующую информацию, исследователи применяют различные методики:

Фото 1806

  1. Внешнее наблюдение. Целенаправленная методика, которая необходима для получения информации о проявлениях психики, поведении субъекта. Для наблюдения необходимы расходы средств, времени, подготовка.
  2. Интроспекция или самонаблюдение. Индивид должен самостоятельно наблюдать за собственными психическими проявлениями в разных ситуациях. Полученную информацию нельзя считать адекватной, но она подходит для сравнения с мнением окружающих.
  3. Тесты, опросники. Разрабатываются на основе беседы психолога с субъектом. Позволяют определить темперамент, мотивы, склонности к кому-либо виду деятельности, выявить факторы, влияющие на поведение индивида.
  4. Социометрия — психологические исследования, применяющиеся для изучения межличностных отношений в различных социальных группах между отдельными индивидами.
  5. Эксперимент — изучение особенностей поведения личности зависимо от изменения факторов окружающей среды. Для проведения экспериментов может применяться лабораторное оборудование.
  6. Интервью, анкетирование. Специалист подготавливает ряд письменных или устных вопросов, чтобы получить интересующую информацию.

Составление психологического портрета

При составлении психологического портрета подбираются определенные характеристики психики. Для это нужно следовать ряду правил:

Фото 1685

  1. Избирательность — выбор требуемых психологических характеристик личности, которые представляют профессиональный интерес.
  2. Достаточность — психологических особенностей много, чтобы составить портрет, нужно установить ограничения в возможностях, которыми располагает индивид.
  3. Достоверность — верить достоверной информации, которую может получить только специалист.
  4. Целостность — понять психологию личности можно только составив общее представление о развитии человека, его поведении.
  5. Структуризация — процесс составления психологической характеристики должен быть упорядочен.

При составлении психологического портрета, нужно учитывать:

  • самооценку;
  • направленность;
  • темперамент;
  • интеллектуальность;
  • характер;
  • способности;
  • эмоциональность;
  • умение общаться;
  • уровень самоконтроля;
  • волевые качества.

Только совокупность компонентов поможет составить психологический портрет.

Методы коррекции

Чтобы воздействовать на психическую, практическую деятельность личности, психологи постоянно разрабатывают новые методики. Способы психокоррекции:

Фото 1801

  1. Аутотренинги — тренировки, при которых применяется три пути воздействия на работу нервной системы. Первый — чтобы субъект смог расслабить мышцы тела, он должен научиться контролировать ритм дыхания. Второй способ — представление чувственных образов. Третий способ — произношение программирующих слов мысленно или вслух.
  2. Групповые тренинги. Их цель заключается в развитии личностных отношений между людьми, помощь в общении.

Каждая из методик состоит из нескольких практик, которые имеют одинаковую цель, но проводятся по-разному.

Психологическая характеристика личности составляется для получения представления о человеке, его возможностях, талантах, задатках. Составить портрет может только опытный психолог, применив определенные методики.

Рейтинг автора
Автор статьи
Анастасия Беляничева
Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.
Написано статей
120

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: