Содержание
После рождения ребенок сразу начинает контактировать с окружающим миром, но не понимает, что перед ним находится. На начальном этапе жизни эмоции, восприятие, мышление, память и другие психические функции находятся в зачаточном состоянии. Для их активации нужен толчок. Интериоризация в психологии — процесс, с которого начинается развитие основных психических функций человека.
Понятие и суть
Интериоризация — становление человеческой психики в результате ассимиляции деятельности, принятия общественного опыта, полномасштабного развития во всех направлениях.
В психологии интериоризация и интерпретация — это разные понятия. Второе характеризует толкование сложных терминов доступными словами, чтобы донести до массовой публики.
История открытия и изучения
Впервые понятие интериоризация было открыто исследователями из французской социологической школы. Оно было тесно связано с социализацией.
Благодаря работам Л. С. Выготского интериоризация получила принципиальное для психологии значение. Разбил это понятие на ряд отдельных стадий — П. Я. Гальперин. Ученый доказал, что интериоризация ведет к образованию, развитию высших психических функций.
Классификация
Интериоризация похожа на адаптацию. Она имеет 3 вида, каждый из которых относится к определенному возрасту:
- Начальная. Характерна для новорожденных детей. Ребенок начинает изучать внешний мир, взаимодействует с ним через игры с матерью или отцом. Взрослые показывают малышу игрушки, как ими правильно пользоваться. Малыш смотрит на их действия, запоминает, а затем повторяет.
- Школьная адаптация. Обучение зависит от мыслительного процесса. На этом этапе интериоризация личности зависит от мотивации, типа темперамента, особенностей развития нервной системы.
- Социальная адаптация. Этот вид интериоризации начинается с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни.
Последний вид адаптации делится на три круга, зависимо от близости общения с другими людьми:
- первый — близкие родственники;
- средний — соседи, друзья, дальние родственники;
- дальний — знакомые, коллеги.
Функции и механизм действия
П. Я. Гальперин разделил механизм становления умственной деятельности делится на несколько этапов:
- мотивационный;
- ориентировочный;
- материальный;
- внешней речи;
- внешней речи про себя;
- умственного действия.
Сферы применения
Интериоризация применяются в следующих сферах:
- управлении подчиненными со стороны руководства;
- преподавании знаний;
- воспитании и обучении детей.
Методы изучения
Для изучения процесса интериоризации применяются разные методы. Самые популярные — тестирование, наблюдение, проведение экспериментов в естественных условиях.
Проблематика
Проблематика интериоризации:
- подбор объективных методов психологических исследований;
- социальная детерминация психики человека;
- психофизические отклонения.
Решением этих проблем заняты современные исследователи.
Интериоризация — процесс преобразования социального опыта на этапе становления личности во внутреннем, внешнем плане. Без него человек не смог бы познавать мир, обучиться чему-то новому.