Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Свойства психологического климата в коллективе

фото 1494Социально-психологический климат в коллективе — это настроение трудового коллектива, определяющее взаимоотношение между его членами. Определяют его несколько факторов, каждый из которых значимый. При помощи анализа можно определить, что именно вызывает дискомфорт и как его избежать.

Это, чаще всего, стойкие установки, которые характеризуют коллектив. Попадая в определенное окружение человек ощущает волны, которые вызывают у него эмоции. По состоянию эмоций можно судить, насколько социально-психологический климат в коллективе подходит для комфортного состояния, личностного роста, морального состояния. Этот показатель важен, поскольку человек значительную часть дня проводит на рабочем месте и хочет, чтобы время было проведено с пользой.

Благоприятный и неблагоприятный климат

Многие авторы методик личностного роста приводят пример, аналогичный жизнедеятельности растения: один климат и условия содержания подходят для него, другие могут привести к гибели. В человеческом коллективе все происходит похожим образом.

Существует ряд признаков, которые свидетельствуют об атмосфере в коллективе:

  • текучесть кадров — зависит от стиля руководства;
  • случаи написания сотрудниками жалоб и претензий;
  • наличие опозданий, прогулов, большое количество перерывов в работе;
  • качество продукции и производительность труда;
  • отношение к оборудованию.

Признаки благоприятного психологического климата:

  • ощущение безопасности и комфорта;
  • доброжелательность в отношениях — коллективных и личных;
  • уверенность в поддержке сотрудников относительно друг друга;
  • возможность творческой реализации каждого члена коллектива;
  • положительная мотивация к выполнению работы.

Признаки неблагоприятной обстановки:

  • боязнь совершить ошибку и быть наказанным;
  • скрытность в отношениях;
  • нежелание реализовывать свой потенциал;
  • конфликтная обстановка;
  • неуверенность в себе, коллегах.

фото 1491Морально-психологический климат в коллективе влияет на показатели в работе. В случае благоприятной обстановки сотрудники более мотивированы, работают с энтузиазмом, с радостью идут в коллектив, реже увольняются. При тяжелой рабочей атмосфере текучесть кадров увеличивается, качество продукции снижается, потому что каждый раз приходят новые сотрудники, которые не успевают освоить нюансы выполнения работы, не справляются со своими обязанностями.

Некоторые предприятия намеренно увеличивают текучесть кадров, чтобы члены коллектива меньше общались между собой. Это банки, торговые продуктовые сети. На любом сайте работы можно увидеть постоянно открытые вакансии данных учреждений. Руководители знают, что члены коллектива могут объединяться для различных незаконных действий, связанных с финансами, поэтому намеренно создают условия, в которых махинаций можно избежать

.

Структура

Структура морально-психологического климата:Фото 1620

  1. Особенности общения. Качество зависит от индивидуальных особенностей личности. Имеет значение степень социализации сотрудников, их умение выслушивать конструктивную критику, свободно выражать свои мысли и проявлять инициативу. С другой стороны, человек не будет энтузиастом, если в данном коллективе принято пресекать инициативу, более того — наказывать за ее проявление.
  2. Сплоченность. Это умение культурно выяснять конфликтные ситуации и разрешать их в свою пользу. Доверие между сотрудниками в личном и профессиональном плане, умение признать достоинства коллег.
  3. Вклад руководителя — его стиль общения с подчиненными. Существует три основных подхода — демократический, авторитарный и попустительский. Рациональное зерно имеется в каждом стиле, но применять их необходимо исходя из ситуации, степени ответственности персонала.
  4. Характер работы — монотонная, творческая, стрессовая, несущая опасность для жизни. Наиболее благоприятный климат устанавливается при монотонном или творческом видах деятельности.

Чтобы поддерживать благоприятную обстановку на предприятии, для сотрудников и руководителей проводят специальные обучающие тренинги.

Уровни

Коллективный психологический климат имеет несколько вариантов развития:

  1. Отношения внутри коллектива. Качество общения и профессионального взаимодействия. Его еще называют горизонтальным климатом.
  2. Вертикальный — отношения с руководством или посредниками — бригадир, администратор, начальник смены, мастер производства.
  3. Степень удовлетворенности условиями труда и качеством оборудования.

Каждый фактор по-своему влияет на людей. У коллектива, в котором все три показателя на высоком уровне, имеет больше шансов быть сплоченным и сработанным.

Статический

Фото 1621Сложность статического уровня заключается в его формировании. Поддерживать позитивную продуктивную атмосферу легче. Такой климат легко переносит внешние факторы — экономическое положение, ситуацию на рынке сбыта продукции, уход сотрудников. Контроль практически не требуется, только эпизодический. Коррекция проводится редко.

В статическом климате сотрудники чувствуют собственную востребованность, уверены в своем положении. В коллективе складываются устойчивые личные и профессиональные связи. Микрогруппы легко взаимодействуют друг с другом.

Динамический

При таком типе отношения в коллективе мало осознаются и зависят от сиюминутных изменений, которые происходят в течение дня несколько раз. Динамический климат способствует снижению работоспособности, создает неуверенность в завтрашнем дне, заинтересованность сменяется безразличием к работе.

На этапе формирования коллектива климат, чаще всего, бывает динамическим, постепенно перерастая в статический, если условия труда, общение с коллегами и начальством выстроены правильно. В противном случае, члены группы не способны объединиться для достижения общих целей, в трудные моменты возникает разобщенность и конфликты. Микрогруппы не находят общий язык друг с другом. Наиболее уязвимые сотрудники уходят или не общаются с остальной группой.

Есть несколько типов людей, которые отличаются типом общения с окружающими:Фото 1625

  1. Коллективисты. Они поддерживают инициативу, открыты для решения вопросов.
  2. Изолированные сотрудники. Их трудно назвать членами коллектива или группы, так как они не выражают желания прислушиваться к чужому мнению, стараются уединиться. При необходимости решать общие проблемы затевают конфликт.
  3. Индивидуалисты. Люди ответственные, но готовы отвечать только за себя — не за группу. Предпочитают работать самостоятельно, игнорируя коллектив. Эти качества проявляются как в личном, так и профессиональном плане.
  4. Подражатели. Целенаправленно копируют действия тех сотрудников, которые ценятся в коллективе и привлекают внимание. Им трудно длительно находиться в состоянии сосредоточенности на своем поведении, поэтому иногда возникают срывы.
  5. Претензионисты. Требуют к себе повышенного внимания. Отличаются обидчивым нравом и желанием выделиться.
  6. Приспособленцы. Люди, которые стараются всем нравиться, поэтому общаются со всем коллективом, часто высказывая противоположное мнение. Их часто называют сплетниками, потому что они переносят информацию из одной микрогруппы в другую. Длительно на рабочем месте не задерживаются. Увольняются в том случае, когда остальные члены группы отказываются принимать их в свой круг.

Специальными методиками формирования коллективного психологического климата можно устранить барьеры между сотрудниками и усилить личную заинтересованность.

Диагностика психологического состояния коллектива

Руководитель может не догадываться о существующих разногласиях в собственном коллективе, поэтому периодически необходимо проводить диагностику. Она имеет важное значение не только для руководства, но и для сотрудников. Анкетирование дает понять, что их мнением интересуются.

Вопросы теста затрагивают основные аспекты деятельности членов коллектива — работу, личные отношения, отношения между микрогруппами. Баллы набираются каждым участником опроса и подсчитывается общее количество, затем делится на число участников. По конечной цифре можно определить, какой период переживает группа людей, занятых одним делом и находящихся в тесном взаимодействии.

Характеристика климата по признакам

Фото 1622Человеку, который планирует устроиться на работу в какую-либо компанию, трудно сразу определить, какая психологическая атмосфера преобладает среди сотрудников. Тем более, что никто не знает новичка и относятся к нему прохладно — изучают.

Первым критерием, который поможет сориентироваться в принятии решения, будет текучка кадров. Многие люди не задают лишние вопросы, потому что боятся не получить работу. Это неправильный подход, так как попав в неблагоприятную обстановку работать придется в стрессе, что может негативно сказаться на здоровье.

Второй критерий — озвучивание правил трудовой дисциплины руководителем или человеком, ответственным за прием новых сотрудников.

Третий пункт — вопрос кандидата руководству. Если вдруг необходимо будет отлучиться или заболеет ребенок, будет ли кому выполнить его работу или она останется на его ответственности. Это говорит об уровне взаимопомощи в данном коллективе.

Что влияет на климат?

Есть несколько факторов, влияющих на психологический климат в коллективе:

  • наличие скрытых лидеров;
  • стиль руководства;
  • условия труда;
  • сочетание индивидуальных качеств участников рабочего процесса, а также их самооценка;
  • тип организации;
  • общий социальный уровень сотрудников.

Большое влияние имеет тип личности руководителя, который своим поведением показывает пример хорошей работы. Таким образом он создает почву для остальных сотрудников — следовать тем же принципам.

Создание благоприятного климата

Создать благоприятную рабочую обстановку можно двумя способами:

  • личностной работой каждого сотрудника;
  • влиянием авторитетных качеств руководителя.

Процесс стабилизации коллектива пройдет быстрее, если сочетать личную заинтересованность коллег и стиль руководства — пример работы начальника.

Фото 1623Сотрудники должны работать над своими отрицательными качествами, для этого их необходимо осознавать. Будет лучше, если администрация организует корпоративное обучение, чтобы лично не указывать каждому члену группы его недостатки.

Знать и использовать стратегию поведения при возникновении конфликтов. Этому не учат в школе, поэтому нужно использовать новейшие технологии.

Субъективным фактором, который влияет на отношения, являются завышенные ожидания от профессиональной деятельности или общения. Это значит, что кто-то в коллективе предпочитает больше получать, чем отдавать. Человек не осознает свое мышление, но реагирует эмоционально, чем смущает остальных сотрудников. Максимализм и эгоцентризм в данном случае мешают наладить рабочий процесс.

Каждый член коллектива способен оказывать влияние на общую атмосферу, поэтому в задачи специалиста по кадрам входит подбор людей в группу таким образом, чтобы преобладал позитивный устойчивый настрой. Раньше этому вопросу уделялось мало значения, так как сама наука психология была в состоянии изгоя. Сейчас грамотные руководители стараются удержать коллектив, чтобы не было текучки кадров. Это влияет на качество работы, поскольку опытный сотрудник, который приходит на работу в позитивном или нейтральном состоянии, способен принести больше пользы.

Полезное видео

Из видео вы узнаете как оздоровить обстановку в коллективе, убрать внутреннюю напряженность и сделать процесс работы более продуктивным.

Рейтинг автора
Автор статьи
Анастасия Беляничева
Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.
Написано статей
109

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: