Содержание
В течение жизни человека окружают разные люди. Социализация начинается с младенчества — ребенка воспитывают родители, малыш идет в детский сад, школу, университет или колледж и т.д. Коммуникация в психологии — процесс взаимодействия человека с социумом. Общение осуществляется не только с помощью слов, но и жестами, мимикой. Без коммуникации с другими людьми возникает ассоциализация, которая может привести к развитию психических нарушений.
Понятие и суть
Коммуникация или общение — взаимодействие с социумом, осуществляемое через речевые, неречевые средства. С их помощью люди обмениваются информацией, опытом, способностями, умениями.
Коммуникативная психология изучает средства коммуникации — вербальные, невербальные. Разные средства общения комбинируются друг с другом, чтобы передача информации была максимально эффективной, но далеко не каждый человек может продуктивно общаться с окружающими.
Поэтому психологи постоянно изучают способы коммуникации, возможные проблемы, разрабатывают методы развития навыков общения.
Функции и теории
Психология коммуникации выделяет ряд функций общения:
- Познавательная — люди усваивают новую информацию при контакте с окружающими. Полученные данные могут применяться в практической деятельности.
- Нормативная — закрепление, передача норм, которые постепенно сохраняются в сознании.
- Интерактивная — организация совместной деятельности, достижения поставленных задач.
- Информационно-коммуникативная — обмен информацией.
- Социально-практическая — обмен навыками, умениями, способностями.
- Психотерапевтическая — создание отношений с окружающими. Без общения у человека постепенно будут развиваться психологические расстройства.
История изучения и исследователи
Разобраться с историей изучения, основными исследователями коммуникации проще, если рассмотреть основные модели передачи информации между людьми:
- Социально-психологическая — основатель Т. Ньюкомб.
- Линейная модель коммуникации — создатель Г. Лассуэлл.
- Шумовая модель — основатели К. Шеннон, У. Уивер.
- Факторная модель — создатель Г. Малецки.
- Текстовая модель — основатель А. Пятигорский.
Помимо этих моделей, существует две известных теории — коммуникативных актов (создатель Т. М. Ньюкомб) и средств коммуникации (основатель Маршалл Маклюэн).
Виды и формы
Разновидности коммуникации:
- экспрессивная;
- информационная;
- убеждающая;
- паралингвистическая;
- социально-ритуальная.
Формы коммуникации:
- вербальная;
- невербальная.
Средства общения
Средства общения можно разделить на две больших группы:
- Невербальные — неречевые способы взаимодействия с социумом (жесты, прикосновения, мимика и т. д).
- Вербальные — речевые навыки.
Структура вербального общения имеет 3 составляющих:
- Речевые звуковые явления. Это модуляция высоты голоса, темпа и ритма речи, тональности и тембра голоса, дикции, интонации.
- Смысл, значение слов, отдельных фраз. Человек должен уметь выстраивать фразы из слов, чтобы они были понятны слушателю. Нужно подбирать правильную интонацию.
- Выразительные качества голоса. Это специфические звуки, которые могут возникать при общении — шепот, смех, плач, вздохи, хмыканье и т. д.
Ученые доказали, что ежедневное общение человека только на 45% состоит из речевых навыков. Невербальные навыки занимают 55%.
Невербальные средства общения можно разделить на 2 большие группы — паралингвистические и экстралингвистические. Они делятся на отдельные подгруппы.
Паралингвистические:
- Графемика — умение писать. Зависимо от эмоционального фона, личных переживаний, может изменяться манера письма.
- Кинесика — движения, применяемые при общении с другими людьми (мимика, жесты).
- Просодика — компоненты, которые дополняют речь (глубина голоса, сила, тембр, расставление ударений, характер пауз, длина слов).
Паралингвистические средства общения должны быть привязаны к речи.
Экстралингвистические:
- Сенсорика — с помощью органов чувств человек воспринимает собеседника. Он откликается на любые запахи, прикосновения, визуальное восприятие.
- Экстралингвистика — эмоции (вздохи, недовольное урчание, вскрики, покашливания) передаются с голосом, но не привязываются к речи.
- Проксемика — контроль дистанции. Когда собеседники общаются друг с другом, они могут находиться на разном расстоянии. Дистанция зависит от доверия.
- Такесика — неосязаемые сигналы (поцелуи, похлопывания, объятия, рукопожатия, поглаживания), которые передаются между людьми при общении.
- Хронемика — распределение времени. Например, можно отложить звонок или спешить на личную встречу. Можно уменьшить длительность разговора или упорно ждать момента, когда собеседник освободится.
Жесты психологи делят на несколько отдельных подгрупп:
- Эффекторы — неровная походка, сгорбленная фигура, опущенное вниз лицо.
- Адаптеры — касания, подергивания, почесывания, поглаживания.
- Эмблемы — сжатые руки, поднятые над головой или скрещенные на груди. У каждого подобного жеста своя трактовка.
- Регуляторы — целенаправленные движения руками, кивки, улыбки, направление взгляда.
- Иллюстраторы — отмашки, движения телом, указывания.
Проблематика
Психологи выделяют ряд проблем, которые мешают людям строить общение:
- Нежелание ощущать чувства собеседника. Если не учитывать настроение другого человека, настроить эффективную коммуникацию невозможно.
- Отсутствие заинтересованностью проблемой, неумение высказывать истинный интерес. Часто случаются ситуации, когда один из собеседников в чем-то заинтересован, рассказывает об этом с упоением, активной жестикуляцией. Другому человеку тема может быть безразлична, но по правилу этикета он должен поддерживать разговор.
- Отсутствие желания или умения слушать собеседника. Эта проблема мешает продуктивному общению. Неумение слушать проявляется в постоянном перебивании собеседника, резкой смене темы. Человек, которые не умеет слушать других, часто испытывает серьезные проблемы в поиске друзей, продвижении по карьерной лестнице.
- Замкнутость при коммуникации с окружающими. Это первый барьер, который проявляется при знакомстве. Проблема активно развивается при негативном отношении со стороны окружающих. Человек начинает замыкаться, ему сложно проявить чувства.
- Высокая или низкая самооценка. Эффективно общаться могут только два человека с примерно одинаковым уровнем интеллекта. При этом не будет возникать преграды в понимании собеседника, появятся общие темы для разговора.
Чтобы общение было эффективным, нужно соблюдать ряд правил:
- Научиться отвергать эгоизм, думать о проблемах собеседника.
- Каждый день учиться слушать окружающих.
- Проявлять интерес к теме разговора.
Методы изучения и совершенствования
Межличностное общение исследователи изучают очень давно. Существует 4 типа методов:
- исследования межличностного взаимодействия;
- измерения особенностей коммуникации;
- изучения самоуважения, самооценки, механизмов психологической защиты;
- исследования социальной мотивации.
Проблемы с общением закладываются с раннего возраста. На коммуникацию влияют взаимоотношения в семье. Родителям рекомендуется:
- Разговаривать друг с другом без злобы, проявления негативных чувств. Голос должен быть спокойным, мягким. При этом нужно чаще выражать положительные эмоции.
- Регулярно читать сказки малышу. После прочтения нужно спрашивать малыша, что он запомнил, какой мотив поведения главных героев понял. При обсуждении нужно детально разбирать сюжет.
- Давать малышу самому попросить, что он хочет. Изначально это могут быть отдельные слова, но с развитием речевых навыков нужно научить его развернуто формулировать желания.
- Оградить ребенка от гаджетов, поощрять его общение со сверстниками. Лучше отдать его в спортивную секцию, записать в развивающие кружки, которые посещают сверстники.
- Общаться с малышом через игру.
Общество и общение — два взаимосвязанных понятия, которые не могут существовать без друг друга. С помощью коммуникативных навыков люди делятся различной информацией, обмениваются навыками, жизненным опытом, налаживают отношения.