Содержание
В психологии для изучения конфликта выделена отдельная область знаний —конфликтология. Она изучает виды и формы противостояний, причины формирования и способы разрешения спорных ситуация. Психология конфликта требует знания элементарных особенностей психики человека.
Только опытный специалист может вывести группу людей из конфликтной ситуации с минимальными потерями социальных связей, а в лучшем случае — поспособствовать укреплению отношений. Неумение погасить конфликтную ситуацию может привести к полному прекращению межличностных отношений, а в некоторых ситуациях — переходу к межгрупповому противостоянию вплоть до мировой войны.
Конфликт и его роль в общении
В психологии термин «конфликт» не имеет такого негативного значения, которое приписывается ему в бытовом общении. Для первых школ менеджмента и управления персоналом он представлялся результатом неудачно выбранного стиля руководства. Постоянное возникновение конфликтов считалось признаком малоэффективной деятельности сотрудников и предвестником скорого прекращения работы предприятия. Но в современном понимании столкновение интересов— нормальный и даже желательный способ построения отношений внутри коллектива. Управляемый конфликт помогает укрепить социальные связи, выйти на уровень доверительного общения, на котором между членами социальной группы формируется тесная привязанность. Наличие привязанностей повышает эффективность всей группы и каждого отдельного ее члена.
Внутриличностные конфликты необходимы для нормального развития личности. Все возрастные кризисы по сути являются противостояниями, в которых предыдущий жизненный опыт сталкивается с новым, еще не освоенным. Чтобы перейти на следующую стадию развития личности, человек вступает в спор с собственными убеждениями и принимает поражение, получая новые навыки и модели поведения.
К основным составляющим конфликта относятся:
- сторона конфликта;
- условия протекания;
- предмет конфликта;
- потребности и позиции сторон;
- образы конфликтной ситуации;
- возможные действия участников конфликта.
Без наличия одной или нескольких составляющих невозможно формирование конфликта. Составляющие могут появиться в результате стихийного столкновения интересов, когда участники сопротивления вступают в противоборство при случайных обстоятельствах, или появиться в результате специально созданного социального контекста, подталкивающего участников к конфронтации.
Как формируется конфликт
Выделяют 4 основные стадии развития конфликтов:
- Предконфликтная. На этой стадии определяется предмет спорной ситуации. Оппоненты накапливают недовольство и претензии, но пока не высказывают их друг другу. Один из оппонентов может пока не осознавать настоящий предмет, или неверно его определить. В зависимости от развития личности, возраста, социального статуса и предпочитаемой линии поведения оппонентов, предконфликтная стадия может перейти в активную или завершиться на этом этапе.
- Инцидент. Стадия активного столкновения интересов. Начинается с первой открытой конфронтации, когда предмет становится зримым и понятным для всех участников. На этом этапе для завершения противостояния один из участников уступает другому или находит компромиссное решение. Если этого не произошло, конфликт развивается и переходит в стадию обострения. С инцидентами разной степени человек сталкивается в течение всей жизни, но только некоторые из них оказывают негативное влияние. Большинство инцидентов не имеют особого значения и не влияют на отношение человека к другим людям и самому себе.
- Эскалация. Высшая точка развития конфликта. Оппонент воспринимается как враг, которого нужно повергнуть, аргументация больше не воспринимается и уровень дискуссии снижается до перехода на личные качества соперников. В момент эскалации обоим сторонам становится понятно, что противостояние необходимо прекратить.
- Деэскалация. Стадия выхода из конфликта. На этом этапе противостояние прекращается и люди переходят к поиску решения проблемы. От эскалации до деэскалации может пройти от нескольких минут до нескольких лет. Все зависит от ценности отстаиваемого интереса и ресурсов, которые оппоненты могут задействовать.
Конфликту не обязательно проходить через все стадии, он может завершиться на любой из них. Также возможен пропуск одной из стадий или замирание противоборства с последующим возвратом ко второй или третьей стадии.
Виды конфликтов
Наиболее широкую классификацию разновидностей конфликтов предлагает Р. Даррендоф. Он разделят их по таким параметрам:
- Источнику возникновения. Они определяют вид споров: межличностные столкновения и внутренние противостояния интересов и ценностей, особенностей личных взглядов.
- Социальным последствиям. От разрешения ситуации зависит, будет ли она оказывать позитивное или негативное влияние на личность и социальную группу, последует ли за ним деструктивная реакция.
- Масштабности. Противостояние может быть межличностным, охватывать малую или большую группу, охватывать интересы нескольких групп, регионов и государств. Мегаконфликты приводят к формированию межгосударственных альянсов и часто — военному разрешению спора.
- Формам борьбы. Противостояние разрешается мирно с помощью переговоров или немирно, при задействовании оружия и других средств подавления.
- Особенностям условий прохождения. Спор может быть внутренним и протекать внутри сознания человека, или затрагивать интересы двоих или более человек.
- Отношению субъектов к ситуации. Противостояние бывает подлинным, случайным, ложным или латентным. От степени конфликтности человека зависит уровень его вовлеченности: активный участник, пассивный участник или миротворец.
- Использованной тактике. Она определяет способ поиска выхода из спорной ситуации: сражение, игра или дебаты. В процессе разрешения участники могут перейти от одного способа к другому, если предыдущий окажется малоэффективным.
Любая конфликтная ситуация приводит к позитивному или негативному разрешению. При позитивном исходе участники противостояния удовлетворяют или частично удовлетворяют свои интересы и не имеют претензий друг к другу. Негативный исход предполагает последующее повторение конфликта с обязательной эскалацией и не может быть разрешен без вмешательства третьей стороны.
Проблематика конфликтов в различных ситуациях
Типичные ситуации возникновения противостояния:
- Возрастные. Главная характеристика фундаментального конфликта поколений: острота и попытка подавления. Инициатором возрастного спора чаще становится оппонент младшего возраста. Такой вид конфронтации может быть частью гибридного спора и сочетаться с другими видами противостояний. Возрастные конфликты также характерны для внутриличностных противостояний— возрастных кризисов. Через них проходит каждый человек, и от благополучного разрешения зависит, сможет ли личность пройти все стадии развития или остановится на одной из них.
- Профессиональные или служебные. Столкновение интересов сотрудников или работника и руководства приводит к затруднению рабочего процесса или его полной остановке. Они возникают в ситуациях, когда нет единой стратегии выполнения рабочей задачи или, когда на повышение претендуют сразу несколько сотрудников.
- Семейные. Споры между членами семьи возникают на почве неблагоприятных бытовых и социальных условий или при столкновении личных взглядов. Семейный конфликт может передаваться из поколения в поколение и затрагивать социальные группы, к которым принадлежат члены семьи.
- Политические и национальные. Конфликты такого рода становятся самыми масштабными и часто приводят к войнам и вооруженным противостояниям внутри страны или национальной группы. Национальные противостояния отличаются особой нетерпимостью оппонентов.
- Конфликт интересов. У каждого участника конфликта есть свои внутренние мотивы, зависящие от его ценностей. Они формируют его личность, взгляды и моральные нормы. Исходя из личного ресурса человека, противостояние может быть незначительным и разрешиться быстро, или перейти в непримиримую конфронтацию.
Основная проблема любой формы конфликта —возможность негативного разрешения спора, при котором интересы одной или обеих сторон остаются неудовлетворенными. В этом случае конфликт минует стадию разрешения и застревает в стадии инцидента.
Методы разрешения
При работе с конфликтом в психологии используют две методики: профилактика и управление конфликтной ситуацией. Под управлением понимают мягкое управление конфликтом, с благополучным исходом для всех сторон. Разрешение конфликта должно завершиться либо достижением согласия, либо поиском компромисса, который частично удовлетворит интересы сторон. Воздействовать на ситуацию может человек, не вовлеченный в противостояние и имеющий необходимый уровень авторитета либо сами участники спора.
Способы разрешения противостояний:
- Частичное разрешение. Требования сторон удовлетворяются частично, они откладывают достижение полного согласия или удовлетворяются полученными результатами.
- Полное завершение. Требования сторон удовлетворены, у них нет претензий друг к другу.
- Минимизация противостояния. Конфликт остается в стадии инцидента, с возможностью дальнейшего разрешения без перехода в стадию эскалации.
Технология разрешения спорной ситуации:
- Определение причины проблемы. Чтобы установить истинную причину противостояния, человеку, взявшему на себя управление ситуацией, необходимо выслушать мнения всех участников. При этом необходимо соблюдать объективность и исключить личные интересы и симпатию. Возможно, проблем в основе конфликта будет несколько и некоторые из них окажутся неразрешимыми. В этом случае необходимо донести до участников спора невозможность поиска решения и заморозить спор, отложив поиск компромисса.
- Выяснение интересов участников. Спор не завершается, если интересы одной из сторон будут проигнорированы. Насильственное подавление конфликта приводит к временному затиханию эскалации с последующим возобновлением противостояния.
- Поиск возможных решений. На этом этапе все участники предлагают свои варианты, которые необходимо изучить и сравнить. Нельзя отметать решение без предварительного рассмотрения, даже если изначально оно кажется невыполнимым или неподходящим. Для поиска приемлемого решения используют фокус-группу: несколько человек, которые сравнят все варианты и выскажут свое мнение.
- Выделение единственного варианта решения. На основе коллективного решения выносится окончательное решение. Лучшие варианты проходят еще одно детальное рассмотрение, пока не останется один, который изменяется и совершенствуется, пока не будет удовлетворять интересам всех участников спора.
- Соблюдение принятого соглашения. Следствие разрешения спора — заключение соглашения, в котором прописаны все обязательства сторон. Управляющий спором обязан проследить за соблюдением принятого соглашения и вмешаться в случае нарушения договора.
Профилактика конфликта — это предотвращение возникновения конфликтных ситуаций. В качестве профилактических мер психолог или лицо, имеющие высокий авторитет в группе, использует методы групповой терапии, направленные на сближение членов группы, снижение уровня недоверия и агрессии. В видео психолог расскажет нужно ли избегать конфликтов и как себя вести в случае их возникновения.