Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Объекты и методы изучения кризисной психологии

Помимо естественных возрастных кризисов, через которые проходят все люди, существуют травматические кризисы, возникшие в результате психологической травмы. Психология кризисных ситуаций изучает личностные и общественные кризисы, возникающие в результате внешних, внутренних потрясений. В курсы обучения сотрудников спецслужб входят навыки оказания первой помощи пострадавшим.

Понятие и объекты изучения

Фото 1668Объект изучения — реакция человека на травматические события. Они воздействуют на личность на индивидуальном или общественном уровне, но независимо от источника остаются одинаково опасными и разрушительными. К ним относятся события, в которых индивид чувствует себя неуверенно, теряет самоуважение и самоконтроль. Часто это сопряжено с реальной угрозой жизни: нападением, стихийным бедствием, аварией.

Не все опасные ситуации являются кризисными. Определить ее можно по симптомам:

  • рассеянность, снижение концентрации;
  • повышенная нервная возбудимость;
  • снижение самооценки;
  • проблемы с пищеварением, отсутствие аппетита;
  • хроническая бессонница (при сопутствующей хронической усталости);
  • панические атаки;
  • самоизоляция, отказ от общения;
  • неспособность справляться с жизненными трудностями;
  • подавленность, частая головная боль, слабость.

Появление отдельных признаков еще не означает проживание травмы. Но совокупность симптомов требует срочного вмешательства.

Пять правил оказания помощи пострадавшему

Помогать при кризисе нужно опираясь на принципы, выработанные психологами:

Фото 1658

  1. Помочь своевременно. Человек, не имеющий опыта оказания самопомощи, может выбрать деструктивные способы борьбы со стрессом, навредить себе еще больше.
  2. Обеспечить жертве психологический, физический комфорт. По возможности нужно помочь жертве привести себя в порядок: умыться, переодеться, оказать первую медицинскую помощь.
  3. Помочь осознать ситуацию. Столкнувшись с травмой, человек часто не понимает, что с ним происходит. Объяснение поможет жертве осознать произошедшее, пережить это.
  4. Объяснить дальнейшие действия. Приведя человека в состояние психического стабильности, нужно объяснить ему, какие меры нужно предпринять для нормального проживания травмирующей ситуаций.
  5. При необходимости — помочь в дальнейшем. Специалисты, занимающиеся долгосрочной реабилитацией, обязаны предоставить жертве методы, которые можно применять самостоятельно.

Цель краткосрочной и долгосрочной помощи кризисного психолога — научить человека справляться с травмой, избавиться от внутренних переживаний и жить полноценной жизнью.

Общий принцип действия

Вмешательство кризисного психолога в ситуацию может быть только комплексным. Оно включает 3 этапа: оценку происходящего, выработку стратегии, решение проблемы.

Особенности оценки

Оценка включает внимательный осмотр не только самой жертвы, но и других участников ситуации: родственников, случайных свидетелей. Психологи проводит оценивание в 3 этапа:

Фото 1611

  1. Оценка сложности ситуации. Спасатель должен определить, кому из пострадавших нужна безотлагательная помощь, кого необходимо доставить в больницу, необходимо ли вызывать других специалистов.
  2. Оценка докризисных условий. Чтобы обеспечить пострадавшему всестороннюю помощь, психолог собирает информацию о жизни человека: отношениях, характере, привычках. На основе полученных данных он подбирает оптимальный способ лечения.
  3. Оценка биосоциальных процессов. Необходимо оценить степень влияния стресса на текущее состояние пострадавшего, определить дальнейшую стратегию индивидуальной помощи.

От правильности оценки ситуации зависит качество оказываемой помощи. Неправильная оценка приводят к тяжелым последствиям вплоть до летального исхода.

Кризисная интервенция Робертса

Модель оказания помощи Робертса подходит для ситуаций, в которых время для подбора правильной стратегии поведения спасателя ограничено. Метод включает 7 шагов:

  1. Первичная оценка стадии кризиса: как сильно переживание влияет на сознание человека. Устанавливая контакт, консультант должен убедиться, что пациент вменяем и понимает, что с ним происходит. Следует постараться наладить контакт — без доверия со стороны пострадавшего оказать ему помощь будет затруднительно.
  2. Изучение ситуации, приведшей в возникновению кризиса. Важно, чтобы информацию о себе рассказал сам потерпевший. Его манера речи и смысловые акценты — подсказка для консультанта.
  3. Определить стиль преодоления стресса. Психика человека позволяет автоматически запустить механизм работы со стрессом, но чаще всего этот метод деструктивный. Он нуждается в контроле со стороны консультанта.
  4. Изучение эмоционального состояния. На этапе преодоления кризисной ситуации пострадавший переживает сильные эмоции. Их нельзя подавлять. Консультанту необходимо позволить ему проговаривать все, что приходит на ум. Определив, что больше всего беспокоит пациента, психолог сможет научить его рационализировать свое отношение к проблеме и изменить неадекватную оценку ситуации.
  5. Обучение пострадавшего методам самопомощи. Консультант должен объяснить пациенту, что случайный выбор линии поведения не так эффективен и может навредить.
  6. Составление дальнейшего плана лечения. Пациенту должны быть понятны все этапы лечения. План должен быть понятным и подходящим к конкретному человеку.
  7. Организация последующей работы. На завершающем этапе оговаривается частота визитов пациента, особенности самостоятельной работы дома.

Для оценки посткризисного состояния пострадавшего консультант должен иногда встречаться с пациентом после завершения лечебного курса. Частота встреч и необходимость повторного курса определяется индивидуально.

Схема поведения спасателя по SAFER-R

Альтернатива модели Робертса – концепция американских спасателей, работающих в МЧС. Она состоит из 5 этапов, помогающих преодолеть последствия кризисной ситуации:

Фото 1781

  1. Стабилизация — знакомство с пострадавшим, проверка работы его базовых жизненных функций.
  2. Информирование — первый разговор, во время которого пострадавшему необходимо подробно описать ситуацию и свое отношение к ней. Комментировать чувства и эмоции пациента нельзя.
  3. Понимание — пересказ пациенту ситуации с точки зрения независимого наблюдателя (психолога). Это необходимо для понимания произошедшего, нормализации реакций пациента.
  4. Адаптация — выбор инструментария для преодоления криза из личного набора пациента: психогимнастика, физические упражнения, релаксация.
  5. Восстановление — оценка готовности пострадавшего вернуться к нормальной жизни.

Главное условие успешной терапии — установление доверительных отношений между пациентом и консультантом. Замкнутость и нежелание раскрывать подробности говорит о том, что спасателю не удалось сформировать правильный контакт, пациент находится в стадии отрицания проблемы.

Методы Лернера и Шелтона

Справиться с кризисной травмой по методу Лернера и Шелтона можно за 10 шагов:

Фото 1782

  1. Оценка степени опасности для жертвы и психолога.
  2. Оценка физических повреждений, уровня угрозы для жизни.
  3. Разговор с жертвой, оценка ее вменяемости.
  4. При наличии открытых травм — оказание первой медицинской помощи.
  5. Осмотр и помощь другим участникам происшествия.
  6. Рассказ потерпевшему о себе, выстраивание взаимоотношений.
  7. Внимательно выслушать все, что захочет рассказать потерпевший.
  8. Обсудить произошедшее, позволить человеку выразить свои эмоции.
  9. Объяснить потерпевшему, что будет происходить с ним после оказания помощи.
  10. Ненавязчиво подвести человека к осознанию проблемы, убедиться, что он контролирует себя.

Дальнейшая помощь заключается в подборе лечебной стратегии, которая поможет пострадавшему избавиться от негативных последствий пережитого опыта.

Групповое воздействие

Фото 1783На процесс становления кризисной психологии оказали влияние многие специалисты-практики. Их опыт позволил отобрать действующие методики, помогающие справляться со стрессом и его последствиями. Автор нескольких работ по кризисной психологии, Л. Пергаменщик, предлагает метод под названием психологический дебрифинг.

Принцип дебрифинга — объединить в терапевтическую группу жертв, переживших похожий травматический опыт. Нахождение в компании людей, вынужденных справляться с похожими ситуациями, помогает человек чувствовать себя свободнее. Он может:

  • делиться переживаниями, не боясь осуждения;
  • рассчитывать на понимание;
  • быть предельно откровенным.
Поддержка других участников группы — мощный стимул, дающий силы для преодоления травмы, построения планов на будущее

Полезное видео

Из видео Вы узнаете об основах экстренной психологической помощи.

Рейтинг автора
Автор статьи
Анастасия Беляничева
Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.
Написано статей
126

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: