Содержание
Суть и задачи
Математическая психология применяется для оценки полученных результатов и моделирования абстрактных ситуаций, требующих проверки. Аналитическое исследование не используется для изучения конкретного явления. Оно рассматривает психическую деятельность совокупно.
Объект исследований — естественная структура, имеющая психические свойства, модель, теоретическую базу. Предмет — создание и применение алгоритма для моделирования подобной структуры.
Математические методы нужны для обработки данных, собранных путем наблюдения или эксперимента. С их помощью решают задачи:
- на установление сходства или различия;
- на группировку, классификацию информации;
- на оценку, анализ источников данных;
- на составление прогноза на основе полученной информации.
Сущность матметодов — описание психологических явлений с помощью количественных показателей. Применение алгоритмов при подсчете результатов снижает риск появления ошибки. Информацию можно собирать, обрабатывать и классифицировать одновременно.
Этапы развития и формирования
Сейчас математика занимает отдельное место в психологии. Ее выделение в самостоятельную дисциплину шло постепенно. В этом процессе есть отдельные этапы, подробно рассмотренные в книге Первитской А. М. «Математические методы в психологии»:
- Первый — конец 19 – начало 20 века. Результаты эксперимента впервые обрабатываются заданным алгоритмом. Сформировались первые законы и дисциплины.
- Второй — 40–50 г. Появилась первая модель психических процессов, разработанная с использованием матанализа. Проведение практических испытаний.
- Третий — с 60 годов по настоящее время. Официальное признание самостоятельности отрасли. Включение в список обязательных для изучения дисциплин.
- Четвертый — время наступления неизвестно. Этот этап будет переходом математической психологии в теоретическую.
Основные виды
Шкала измерений — удобный способ обработки данных. В первую очередь используют количественную шкалу. С ее помощью данные ранжируют — распределяют по показателям. Данные размещаются в порядке убывания или возрастания. Каждому значению добавляют ранг, определяющий минимальный и максимальный показатель. Сравнение рангов необходимо для распределения данных по группам.
Корреляционный анализ — установление связи между явлениями. Корреляцию оценивают по силе, направлению. Показатели могут возрастать и убывать, из-за чего меняется тип зависимости данных. Он бывает линейным (показатели равноудалены), но чаще выражен в форме кривой.
Факторный анализ — прогнозирование результатов. Изначально данные расцениваются как равные показатели, для получения результатов их табулируют (заносят в таблицу) или используют графическое построение.
Стратегии обработки данных при работе с гипотезами
Гипотеза — предположение, требующее проверки. Чтобы использование методов математической обработки в психологии давало достоверный результат, исследователи должны соблюдать правила выбора, проверки гипотезы:
- Статистические гипотезы бывают нулевыми и альтернативными. Они несовместимы и взаимоисключающие.
- Проверять гипотезу нужно с помощью статистических критериев — правил, по которым принимают истинную и отклоняют ложную гипотезу.
- Критерии бывают параметрическими (данные распределены по шкале) и непараметрическими (распределение данных не учитывается).
- Порядок проверки критериев включает выбор критерия, определение зависимости или независимости выборки, количество выборок.
- Гипотезу оценивают по числовым характеристикам. Точечно, выбрав одно число на оси, или интервально, используя измерение отрезка данных на оси.
Выбор способа проверки гипотезы зависит от поставленной задачи.
Преимущества и недостатки
С помощью алгоритмов можно оперировать большим объемом данных и получать достоверные результаты. Недостатки:
- Результаты моделирования необходимо подтверждать экспериментом в реальных условиях.
- Моделирование не дает заглянуть дальше исследуемой области данных.
- При выборе эксперимента повышается риск «подгонки» реальных данных под моделируемый процесс.
Принципы применения в исследованиях
Принципы применения математических методов — положения, которые используют в психологии. Они определяют применение и стратегии дальнейшего развития науки. К ним относятся:
- Принцип детерминизма. Требует объяснения изучаемых феноменов через общепринятые факты (под общепринятыми понимаются факты, официально признанные учеными и опубликованные в соответствующей литературе).
- Деятельность, личность и сознание едины. Личность — носитель сознания, а сознание неотделимо от личности. Деятельность — форма взаимодействия личности с миром, определяемая причинно-следственной связью.
- Личностный и системный подход. Требует рассматривать объекты как отдельные, присущие одному человеку и группе.
- Обусловленность рефлекторной и социальной составляющей. Объективный мир влияет на психику, поэтому психические явления — отражение окружающей действительности.
- Принцип совокупности. Требует исследования явления как единого целого.
- Принцип развития. Явления необходимо рассматривать во время развития, с учетом причин появления и возможных вариантов объединения.
- Принцип иерархии. Предполагается рассматривать психологические явления как лестницу, с подчинением низших ступеней высшим.
- Единство теории, эксперимента и практики. Теория проверяется практическим экспериментом, необходимым для поиска решения.
Несмотря на все недостатки, матметоды все же остаются подходящим инструментом проверки гипотез, снижающими вероятность погрешности. Точность результатов в большей степени зависит от навыков исследователя, чем от выбранного способа оценки.