Содержание
Негативные эмоциональное состояние оказывает разрушительное влияние на здоровье индивида. Из-за этого люди ищут способы, позволяющие контролировать поведение, психическое состояние. Саморегуляция в психологии — эффективная методика эмоциональной самозащиты. Это совокупность действий, направленных на контроль психики в критических, негативных ситуациях.
Понятие
Психологическая саморегуляция — объективная оценка ситуации, направленная деятельность, позволяющая контролировать собственную активность, корректировать результаты действий.
Выделяется два вида психологической самозащиты:
- Непроизвольная — естественные механизмы защиты, которые исходят из подсознания. Направлены на выживание.
- Произвольная — осознанный контроль действий для достижения поставленной цели.
Сама по себе саморегуляции формируется на протяжении жизни, но самосознание перестает развиваться, когда человек перестает учиться ответственности, забрасывает саморазвитие. Из-за этого страдает саморегуляция.
В зрелом возрасте контроль над эмоциями осуществляется интеллектом, находится в наивысшей точке. К старости этот баланс смещается к эмоциям. Из-за этого психологи сравнивают стариков с детьми.
Саморегуляция зависит от нескольких факторов:
- поставленных целей;
- особенностей личности;
- условий внешней среды;
- взаимоотношения между субъектом и окружающим миром.
История открытия способности
Первым ученым, который внес большой вклад в открытие, дальнейшее развитие этого навыка, был И. П. Павлов. Он научился искусственно воздействовать на артериальное давление животных, изменять его с помощью нескольких способов:
- небольших надрезов;
- введения в кровь различных веществ;
- раздражения нервов.
Он доказал, что после изменения артериального давления, достаточно немного подождать, чтобы оно восстановилось. Благодаря этому был разработан принцип саморегуляции. С помощью дальнейших исследований ученый выяснил, что этот принцип применим ко всем функциям организма.
Функции и механизмы
Существуют разные механизмы самозащиты с похожим принципом действия. Они действуют на уровнях органов, клеток.
Главная функция метода — изменение психической активности, позволяющее субъекту достигать состояния равновесия, гармонии. Благодаря этому личность может выполнять несколько действий:
- справляться с любыми невзгодами, возникающими на протяжении жизни;
- контролировать свое состояние в различных конфликтных ситуациях;
- восстанавливать собственные силы;
- мыслить рационально при стрессах.
Теории и уровни
Существует несколько актуальных теорий саморегуляции, каждая из которых имеет определенные особенности.
Системно-деятельностная регуляция
Ее автором является Л. Г. Дикая. Она одновременно рассматривается как система и деятельность. Автор выделила 4 уровня саморегуляции:
- Непроизвольный — регуляции, которые строится на активности, проявляющейся при торможении, возбуждении психики. Личность не может контролировать непроизвольные реакции, но их продолжительность кратковременна.
- Осознаваемый — из-за постоянного дискомфорта, человек встает перед выбором развивать саморегуляцию или выполнять какие-либо действия для выхода из сложившейся ситуации. Он расставляет приоритеты, изменяет ценность потребностей, оценивает мотивы. При этом начинают работать самопрограммирование, самоубеждение, самовнушение, самоанализ, самоприказ. Происходят личностные, когнитивные изменения.
- Сознательная регуляция. Личность чувствует дискомфорт, может осознать уровень негативного состояния. После осознания ситуации, субъект делает выбор между способами изменения собственного состояния. Это может быть проявление силы воли, аутотренинг, психофизические упражнения, самоконтроль.
- Произвольный уровень. Саморегуляция проявляется только при тяжелом стрессе, сильной усталости. Это может быть задержка дыхания, напряжение мышц, судороги, речевая активность, эмоции, жесты, которые невозможно контролировать.
Системно-функциональная теория
Ее автором является А. О. Прохоров. Он рассматривал процессы саморегуляции как изменение психических состояний от одного к другому. Проявляется двумя способами:
- Функциональная структура процессов регуляции психического состояния складывается постепенно.
- Субъект пользуется сознательными методами регуляции, чтобы достичь необходимого состояния. Для выполнения поставленной задачи субъект проходит несколько промежуточных состояний.
На успешность методики влияет адекватность образа, который был представлен, степень осознанности текущего состояния. Чтоб описать сложившуюся ситуацию, необходимо учитывать несколько факторов:
- ритм дыхания;
- телесные ощущения;
- мысли, чувства;
- воображение, воспоминания;
- восприятие времени, пространства.
После точного осознания сложившейся ситуации, можно разработать методику перехода от негативного состояния к необходимому.
Особенности способности зависимо от пола и возраста
Учеными доказано, что женщины более подвержены негативному влиянию страхов, утомления, волнения, раздражения. Мужчины переживают стрессы, апатию, одиночество внутри себя, не делясь с другими.
В саморегуляции присутствует различия между полами. Это обуславливается несколькими факторами:
- спецификой труда;
- гендерными, культурными стереотипами;
- различиями в обучении, воспитании мальчиков и девочек;
- исторические факторами, из-за которых сложилась дифференциация социальных ролей.
Огромное влияние на регуляцию оказывают отличия по психофизиологии женщин, мужчин. Мужские методы саморегуляции имеют биологический характер, женские — социальный.
Отдельные особенности контроля за собственным психологическим состоянием касаются возраста. Чем младше человек, тем хуже он контролирует свои эмоции. Это связано с недостатком жизненного опыта, информации накопленной за годы жизни, гормонами. В зрелом возрасте люди достигают максимального уровня саморегуляции. С процессом старения эмоции берут свое.
Возрастные проявления регуляции:
- С 3 до 4 лет — у детей преобладают двигательные, речевые методики контроля, которые проявляются непроизвольно.
- С 4 до 5 лет — дети обучаются эмоциональному контролю с помощью игр. В этом возрасте преобладают непроизвольные методы.
- С 5 до 6 лет — происходит процесс выравнивания пропорций между непроизвольным, произвольными способами. Активно развивается мышление, воображение, речь, память.
- С 6 до 7 лет — дети учатся самокоррекции, самоконтролю. Из-за этого изменяются пропорции. Проявляется 1 непроизвольный метод регуляции, 3 произвольных.
- До 20 лет — подростки развивают приобретенные методы, активно обучаясь у взрослых.
- В 20 до 40 лет — методики саморегуляции выбираются зависимо от того, какой деятельностью занимается личность.
- 40-60 лет — пассивный отдых, чтение книг, размышления вытесняют выбираемые методики регуляции.
- 60 лет — начинает преобладать общение, осмысление прошедшего, пассивная разрядка.
Огромное влияние на развитие методик самоконтроля оказывает социальный статус, деятельность индивида.
Методы и приемы
Люди используют разные методики саморегуляции:
- медитацию;
- релаксацию;
- самовнушение;
- десенсибилизация;
- аутогенную тренировку;
- реактивную релаксацию.
Релаксация
Эта техника может быть произвольной или непроизвольной. При выполнении произвольной методики субъект принимает расслабляющую позу, воображает место, в котором ему было бы комфортно. Релаксация помогает добиться нескольких целей:
- восстановления энергии организма;
- общего оздоровления;
- снятия мышечного напряжения;
- восстановления душевного равновесия.
Комплексное воздействие позволяет улучшить общее состояние индивида.
Десенсибилизация
Методика, применяемая для избавления от тревожности, страха. Существует несколько способов десенсибилизации:
- Расслабление. Нужно успокоиться, прокрутить в мыслях тревожные ситуации. Повторно осознание позволяет избавиться от страхов, тревоги.
- Контроль дыхания. Чтобы возвратить свободу действий, необходимо спокойно дышать в негативной ситуации.
Еще один способ — устранение страхов с помощью приятных впечатлений, новых эмоций.
Аутогенные тренировки
Впервые были предложены врачом из Германии Шульцем. Их принцип заключается в самовнушении. Методики можно освоить благодаря систематическим упражнениям. Техники доступны для любого человека. Благодаря тренировкам можно справиться со стрессами, усилить волевые качества, нормализовать эмоциональную сферу.
Популярные методы:
- Чтобы капилляры наполнились кровью, можно подумать о тепле, чтобы расслабились мышцы — представить подъем тяжести.
- Тренировки для освоения правильной техники дыхания. Для этого у человека вызывается ощущение тяжести, тепла. Ему внушают что ритм сердца ровный. После того как субъект будет подготовлен, он должен начать повторять фразу «Я спокоен».
С помощью самовнушения можно контролировать эмоции, изменять собственное состояние.
Медитация
Практика медитации позволяют человеку отдохнуть, снять эмоциональное напряжение, усталость. Для ее проведение необходимо выделять около 20 минут каждый день. Существует 2 вида медитации:
- расслабление;
- погружение в глубокое размышление.
Помимо рассмотренных практик, существует несколько методик естественной регуляции:
- посещение литературных вечеров;
- прослушивание классической музыки;
- прогулки по лесу;
- интенсивные тренировки, утренняя зарядка;
- ежедневные утренние пробежки;
- закалка;
- общение с харизматичными людьми.
Некоторые записывают свои переживания, негативные эмоции в дневник, анализируют их. Это помогает избавиться от внутренних переживаний. Важно использовать методики сознательно.
С негативными ситуациями сталкивался каждый. Изменение психологического состояния может привести к разрушительным последствиям. Чтобы разрешать конфликтные ситуации без плохого исхода, нужно научиться саморегуляции.
Полезное видео
Из видео Вы узнаете о некоторых приемах саморегуляции психологического состояния.