Содержание
Психологи всегда интересовались, почему люди поступают по-разному в отдельных ситуациях. Иногда они ведут себя храбро, благородно, а иногда поступки становятся жестокими, эгоистичными. Мотив в психологии — стимулятор сознания, который зависит от потребностей индивида.
Понятие и функции
Термин мотивация происходит от латинского слова movere, которое переводится как «двигать». Это понятие имеет несколько трактовок:
- Побуждение к действию.
- Динамический психофизиологический процесс. С его помощью контролируется поведение. Определяется активность, устойчивость, направленность, организованность.
- Способность индивида удовлетворять желания с помощью деятельности.
Основные функции:
- Стимулирующая — побуждает индивида выполнять определенные действия. Мотивация будет присутствовать до тех пор пока индивид не получит необходимое.
- Направляющая — перенаправляет энергию на нужный объект. От этой функции зависят поведенческие стратегии.
- Побуждающая — вызывает потребностное состояние, при котором начинается мобилизация энергии. Изменяется поведение, проявляется повышенная активность в действиях.
- Регулирующая — характер поведения предопределяется мотивом.
Характеристики и этапы
Основные характеристики:
- Сила — интенсивность, активность, которая побуждает индивида к действиям. Эта характеристика зависит от физиологических, психологических факторов. Чтобы добиться максимальной силы мотивации, нужно сделать так, чтобы она была спровоцирована изнутри, а не под воздействием внешних факторов.
- Устойчивость — продолжительность сохранения мотивации. Эта характеристика зависит от потребностей, особенностей личности.
Этапы формирования мотива:
- На первой стадии возникают потребности. Они появляются, когда индивиду чего-то не хватает. Субъект начинает искать способ устранения дискомфорта.
- Разработка способов удовлетворения желания.
- Назначение целей для начала активных действий. Чтобы удовлетворить желание, индивиду нужно подобрать способ получения необходимого.
- Начало действий. Удовлетворение потребностей требует от индивида физических и моральных вложений.
- Получение результата. Исчезают негативные эмоции, появляются позитивные.
История изучения
Чтобы изучить историю и понять суть «мотива», нужно рассмотреть содержательные теории относительно этого феномена. Они анализируют все факторы, которые влияют на построение, формирование мотивации. Главная из теорий — иерархия потребностей, которую составил Абрахам Маслоу. Основные положения:
- Потребности делятся на группы, для которых существует определенная иерархия.
- Высокие потребности удовлетворить проще.
- После удовлетворения одной из потребностей, ее место занимает другая.
Изначально человек начинает удовлетворять желания, которые находятся на низшем уровне иерархической пирамиды, постепенно переходя к более высоким.
Существует теория Клейтона Пола Альдерфера — ERG. Американский психолог разделял потребности на 3 группы:
- Для самовыражения, активного развития.
- Для связи. Человек постоянно взаимодействует с обществом. Ему нужно общаться, знакомиться с новыми людьми.
- Для существования. К ним относится личная безопасность, физиологические составляющие жизнедеятельности.
Дэвид Макклелланд придумал теорию приобретенных потребностей.
Учение помогает определить, какие желания могут оказать воздействие на продуктивную деятельность.
Также существует теория двух факторов, которую придумал и обнародовал американский психолог Фредерик Герцберг.
Он разделил факторы, которые влияют на мотивацию, на две группы — материальные, нематериальные.
Виды
Чтобы максимально широко раскрыть эту тему, психологам нужно выявить отдельные группы мотивов в психологии. К действию человека побуждает множество обстоятельств, и без их определения понять, что движет индивидом в конкретном случае, будет невозможно.
Внешние и внутренние
Внутренние мотивы — обстоятельства, которые связаны с человеком, его отношением к разным видам деятельности. Виды:
- увлечения;
- интересы;
- желание получать позитивные эмоции;
- проявление любви, заботы к друзьям, близким;
- желание повысить самооценку, оградиться от негатива.
Внутренняя мотивация является устойчивой характеристикой, поскольку мировоззрение, отношение к окружающим, смена интересов или убеждений наступает постепенно.
Внешние мотивы — обстоятельства, которые не зависят от человека. Они находятся за сферой его деятельности. Виды:
- мнение социума;
- изменяющиеся погодные условия;
- обязанности перед работодателем.
Положительные и отрицательные
Потребности, мотивы тесно связаны с эмоциями. При выборе действий люди стараются избегать неприятностей.
Отрицательные факторы:
- боль;
- тревога;
- страх;
- наказание;
- позор.
Положительные факторы:
- общее признание;
- радость;
- наслаждение.
Сохранения и достижения
Успех строится из двух компонентов — повышения социального статуса и общественного признания. Чтобы добиться цели, нужно пройти через множество препятствий. Для многих трудности кажутся непреодолимыми и они сталкиваются с одним из главных барьеров — нежеланием покидать привычную зону комфорта. Для его преодоления нужна сильная мотивация.
В такой ситуации психологи советуют задать себе три вопроса:
- «нужно ли двигаться к этой цели»;
- «что будет после достижения задуманного»;
- «какой результат будет в конце пути».
Если точного ответа нет, следует отказаться от задуманного, поставить перед собой другую цель, награда за которую вызывает больше удовлетворения.
Применение в разных сферах
Психологи выделили разные способы мотивации, которые можно эффективно использовать в работе, отношениях и т. д. К наиболее эффективным относятся методики, применяемые в психологии, менеджменте, экономике.
В психологии
Методики:
- Самовнушение — процесс, с помощью которого человек самостоятельно воздействует на свою психику. Основная цель — изменение поведения, поступков, убеждений, интересов. С помощью самовнушения человек может сделать свое поведение несвойственным. Чтобы метод сработал, необходимо подготовить список установок, утверждений, которые кажутся правильными. При составлении утверждений нельзя использовать частицу «не».
- Аффирмации — выражения или небольшие тексты, с помощью которых можно оказать влияние на человека на психологическом уровне. Чтобы аффирмации сработали, нужно разделить чистый лист бумаги на две части. Слева написать негативные утверждения, которые вызывают страх, тревогу, справа — положительные. Важно подробно расписать негативные утверждения, чтобы выявить скрытые страхи. После этого необходимо разрезать лист на две части, сторону с положительными аффирмациями постоянно носить с собой, зачитывая их каждый день.
- Самомотивация — стремление, желание продолжать деятельность при потере естественной мотивации. Нужно постоянно искать причины, которые заставят продолжать действовать, чтобы не опускать руки.
В менеджменте
Методики мотивации, применяемые в менеджменте:
- Экономические — материальное стимулирование. К ним относятся — повышение заработной платы, материальная помощь, премии, ссуды.
- Неэкономические — морально-психологические или организационные. К ним относится похвала, поддержка, одобрение, доверие, уважение, порицание, перспективы к дальнейшему росту, делегирование полномочий, задач.
В экономике
Основные способы мотивации в экономике:
- штрафные санкции;
- социальные выплаты;
- вознаграждения.
Как ставить цели?
Часто из-за лени, личных слабостей, нежелания выходить из зоны комфорта реализуются не все желания. Чаще причина неудач заключается в неумении ставить цели. Для этого нужно усвоить несколько правил:
- Сократить количество желаний, потребностей. Этого можно добиться удовлетворением потребности, сменой приоритетов, переключением внимания.
- Выбрать ключевую цель.
- Подтвердить свои желания.
- Научиться визуализировать цель.