Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Значение и польза музыки в психологии

Благотворное влияние музыки на эмоциональное состояние обнаружили еще в Древней Греции. Прослушивание приятных мелодий повышает настроение, развивает интеллект, помогает снять эмоциональное напряжение. Музыка в психологии — популярный инструмент воздействия, используемый в диагностике, терапии и психокоррекции.

Что представляет собой музыкотерапия как метод воздействия

Фото 1696Музыкотерапия подразумевает целенаправленное использование музыки для гармонизации психоэмоционального состояния. В музыкотерапии используют все виды музыки: от электронных записей до самостоятельного освоения музыкальных инструментов. Изучение музыкального культурного наследия всесторонне обогащает внутренний мир, работает как профилактическое, лечебное, обучающее средство. Регулярное прослушивание музыки предупреждает возникновение заболеваний, вызванных стрессом.

В музыкотерапии выделяют следующие формы:

  • индивидуальная или групповая;
  • глубокая и поверхностная;
  • директивная или не директивная.

Лечение музыкой относится к щадящим методам терапии и практически не имеет противопоказаний. Она положительно влияет на состояние здоровья, облегчая и ускоряя процесс выздоровления.

История применения музыки для воздействия на человека

Фото1697Древнегреческий мыслитель Пифагор первым исследовал влияние музыки на человека. Он определил, что прослушивание ритмичных мелодий помогает контролировать эмоции, излечивает нервные болезни, сопутствует гармоничному развитию личности. Повышенный интерес к музыке также отмечался у ученых 12–13 века. Врачеватели использовали мелодии для облегчения болей при мигрени, бессоннице и болезнях пищеварения.

В 19 веке терапию музыкой стали использовать для лечения заболеваний в области психиатрии. В странах Европы музыкотерапия распространилась после первой мировой войны. В Германии с ее помощью лечили язву желудка, в Швейцарии — туберкулез. Обезболивающие свойства мелодий австрийские акушеры использовали для облегчения родов. Позднее музыку как средство анестезии стали использовать в хирургии и стоматологии.

В 20 веке индустриальное развитие позволило сделать музыкотерапию доступной и повсеместной. Ее популярность значительно возросла, а положительный результат влияния мелодий на активность физиологических процессов и нормализацию состояния психики позволил вывести музыкотерапию в поле деятельности официальной науки.

Определения музыкотерапии от разных авторов

«Музыкотерапия» буквально означает «лечение музыкой». Этот термин был изобретен еще в Древней Греции, и в современной психотерапии имеет то же значение. Большинство ученых относят музыкотерапию к вспомогательным методам, которые подготавливают пациентов к более сложным способам лечения. По определениям отдельных практиков под музыкотерапией понимают:

Фото 1698

  • способ педагогического воздействия, оптимизирующий творческие силы;
  • метод лечения отдельных аспектов физиологических и психологических заболеваний;
  • способ устранения симптомов психосоматических заболеваний, основанный на прослушивании музыкальных произведений.

Музыкотерапия — дисциплина, одновременно относящаяся к сфере психологии, музыковедению, нейрофизиологии. Исследования показывают, что использование музыки положительно влияет на процесс развития личности, ускоряя образование нейронных связей.

Применение музыкотерапии в практической психокоррекции

Использование музыкотерапии, как метода психологической коррекции, позволяет помочь людям с психологическими заболеваниями различной тяжести. Игра на музыкальных инструментах помогает избавиться от различных патологий:

  1. Психоневрологических нарушений. Психотерапевты отмечают два вида неврозов: неврастения и истерический невроз. Первый возникает из-за эмоциональных и интеллектуальных перегрузок, второй — развивается под влиянием фрустрации. Для лечения неврастении используют инструменты, позволяющие задавать ритм игре: барабаны, там-тамы. Для снятия истерических симптомов больше подходят спокойные, умиротворяющие практики, например, игра на флейте.
  2. Нарушений развития воли. Способность ставить и достигать целей в норме начинает развиваться в дошкольном возрасте и окончательно формируется в старшем подростковом возрасте. Взрослый человек с нарушением волевых процессов страдает ленью — стремлением отказаться от преодоления трудностей, неумением определить и достичь цели. Пение и музицирование помогают сформировать необходимые качества для развития воли: чувство наслаждения работой, расширение круга интересов, самоуважение.
  3. СДВГ у взрослых и детей. Гиперактивность активно проявляется в дошкольном возрасте. У большинства людей интенсивность симптомов снижается к 14 годам, но в некоторых случаях сохраняется во взрослом возрасте. Импульсивность и неспособность надолго удерживать внимание мешает учиться, работать, выполнять элементарные бытовые обязанности. Психокоррекция музыкой помогает снизить признаки гиперактивного поведения, поощрить целенаправленную активность и снизить бесцельную подвижность.
  4. Тревожности и страхов. Постоянное чувство тревоги мешает испытывать положительные эмоции и фокусирует внимание на отрицательных. Человек находится в эмоциональном напряжении, не может расслабиться, быстро устает. Экспрессивная музыка, сопровождаемая танцевальными движениями, высвобождает эмоции, повышает позитивное восприятие, устраняет эмоциональный конфликт.
Музыкальная релаксация — сильное эмоциональное воздействие. Зачастую оно используется в комплексе с другими методиками. В отличие от других методик, воздействие музыкой почти не вызывает у пациентов негативного отношения, поэтому является популярной и предпочитаемой практикой.

Лечение музыкой проблем пожилых людей

В пожилом возрасте человек сталкивается с постепенным угасанием когнитивных процессов и социальным отчуждением. Музыкальная терапия помогает справляться с такими проблемами:

Фото 1699

  1. Нарушениями работы памяти. Выборочная амнезия — частая проблема, предшествующая болезни Альцгеймера. Прослушивание музыки становиться профилактическим средством.
  2. Нарушениями расслабления и напряжения мышц. Неспособность контролировать собственные движения вызывает у пожилых людей панику. Музицирование позволяет частично повысить мышечный контроль и избежать связанных с ним страхов.
  3. Развитием неврозов. Снижение мозговой активности становится причиной большинства заболеваний в старческом возрасте. Прослушивание классической музыки улучшает работу мозга.

Эмоциональная разгрузка в групповой терапии помогает избежать отдаления от других людей, найти новое увлечение и круг общения.

Влияние музыки на детей: развитие психики ребенка

Психика дошкольника постоянно подвергается высокой нагрузке. Ежедневно изучая необходимую информацию, ребенок быстро устает и нуждается в эмоциональной поддержке.

Пассивное прослушивание музыки снимает детскую агрессивность, чувство тревожности и апатию. Используя музыкотерапию, психолог помогает замкнутым детям раскрепоститься и научиться контактировать с другими. Легкая мелодия помогает детям взбодриться утром и скорее погрузиться в сон.

Правила использования музыкотерапии в детских садах:

  1. Занятия проводятся в специально оборудованном помещении. В нем должно быть достаточное количество матрасов и подушек, на которых малыш может комфортно расположиться. В поле зрения ребенка не должны попадать яркие игрушки и другие отвлекающие предметы.
  2. Продолжительность сеанса соответствует возрасту ребенка. Чем младше ребенок, тем короче должен быть сеанс. Для детей 4–5 лет его длительность не может превышать 5 минут, с детьми 6–7 лет можно проводить сеансы до 10 минут. Также следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и следить за его эмоциональным состоянием во время прослушивания. Негативная реакция — явный сигнал того, что ребенок устал.
  3. Прослушивать музыкальные произведения нужно не на полную громкость. Громкий звук усиливает давление на барабанные перепонки и вместо расслабления это вызывает напряжение. Громкость должна быть такой, чтобы ребенок мог во время прослушивания уснуть. Слишком громкие звуки будут пугать детей, а у ребенка с гиперактивностью спровоцируют агрессию.
  4. Проводить занятия следует после еды. Натощак сложно расслабиться и ребенок будет отвлекаться. Но сразу после приема пищи заниматься нельзя, нужно подождать 1,5–2 часа.
  5. Окончание занятия должно быть плавным. Сразу после завершения мелодии ребенка нельзя заставлять активно двигаться. Нужно позволить малышу отдохнуть, вернуться к обычному ритму постепенно.

Для дошкольных учреждений музыка — один из обязательных видов групповой терапии.

Музыкотерапия как метод психотерапии в современной психологии

Фот 1629В психологии музыкотерапию используют в основном для уменьшения влияния стресса. Чтобы нормализовать психическое состояние, психологи рекомендуют ежедневно прослушивать любимые мелодии в течение 10–15 минут. Вслушиваясь в последовательную смену звуков, человек непроизвольно фокусируется на мелодии, отстраняясь от внешнего мира. Это помогает его психике пройти своеобразную перезагрузку, избавиться от влияния накопленного стресса.

Слушать классическую музыку рекомендуют людям с проблемами в общении. Часто боязнь людей и общения кроется в детских комплексах. Пережитое негативное впечатление может навсегда лишить человека способности создавать близкие отношения и даже просто начать разговор. Музыка снимает напряжение, которое люди испытывают при попытке коммуникации.

Умиротворяющие мелодии помогают научиться выражать эмоции.

Нередко эмоциональный фон человека настолько нарушен, что он не в состоянии определить собственные эмоции и адекватно выразить их. Ему сложно отличить усталость от скуки, гнев от обиды, раздражение от зависти. Музыка помогает прочувствовать подавленные эмоции, и заново научиться демонстрировать их.

Как музыка воздействует на здоровье: области применения музыкотерапии

Музыкотерапия имеет широкий спектр действия. Многочисленные исследования отмечают ее положительное влияние в области:

  1. Психиатрии и психотерапии. Психиатры отмечают, что прослушивание композиций Моцарта и Баха снижают приступы эпилепсии, агрессивность и уровень тревожности.
  2. Реабилитационной гимнастики. Медики используют музыку разных ритмов для ходьбы, бега, физических упражнений. Постепенное увеличение нагрузки переносится легче, если упражнения выполняются под музыку. Также прослушивание мелодий помогает сохранять позитивный настрой.
  3. Лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Мелодии определенного ритма замедляют сердцебиение. Достаточно ежедневно прослушивать расслабляющие мелодии в течение 10 минут, чтобы нормализовать сердечный ритм. Для этого идеально подходят арии Верди.
  4. Работы с мышлением и памятью. Музыкотерапия является удобным способом для тренировки памяти. Музыка освежает воспоминания, вызывая в подсознании определенные ассоциации. Это стимулирует работу мышления и активирует резервы мозга.
  5. Лечения бессонницы. Приятные расслабляющие мелодии помогают в решении проблем сна. Регулярное прослушивание музыки перед сном помогает быстрее уснуть и нормализовать режим. Также приятные мелодии помогают избавиться от кошмаров.

Использование музыки в лечении различных заболеваний не является основным методом. Но помогает значительно повысить настроение пациента, стимулируя его иммунитет и повышая сопротивляемость стрессу.

Основные формы музыкотерапии: особенности методик

В психологии используют 3 основные средства музыкотерапии:

Фото 1670

  1. Активный — пациенты поют, учатся игре на музыкальных инструментах, используют их для других видов терапии.
  2. Интегративный — совместно с музыкой используется дополнительный метод терапии: рисование, лепка, подвижная игра. Действия выполняют под музыку или сразу после  прослушивания, выражая ощущения.
  3. Рецептивный — пациенты слушают музыку, не выполняя никаких других действий. Для этого вида лечения выбирают классические музыкальные произведения, для создания которых использовали различные инструменты. Пациентам предлагается вслушиваться в мелодии, соотнося их с реакцией сознания и подсознания.

Методы лечения музыкой подбираются индивидуально. Главная задача психолога — выбрать вариант, который будет вызвать у пациентов только позитивные ассоциации. Если музыка пробуждает неприятные воспоминания, эффект от лечения будет минимальным или даже отрицательным.

Какая музыка подходит для терапевтических занятий

Для музыкотерапии следует использовать только ту музыку, которая вызывает положительные эмоции.

Нейроспециалисты, изучая влияние мелодий на работу мозга, полагают, что универсальным средством музыкотерапии являются произведения Моцарта. Прослушивание его композиций повышает интеллектуальные способности, память, внимание.

Моцарт подходит взрослым и детям, пожилым и людям с серьезными нарушениями мозговой деятельности. Ритмы классической музыки совпадают с биоритмами мозга, поэтому она оказывает такое положительное влияние.

Терапевтическое упражнение состоит из нескольких этапов:

  1. Диагностика общего состояния пациента.
  2. Выбор мелодий, отвечающий целям коррекционной работы.
  3. Прослушивание мажорных мелодий для снятия эмоционального напряжения.
  4. Прослушивание расслабляющих мелодий для получения положительных эмоций.

После музыкального воздействия рекомендуется записать или нарисовать свои впечатления. Это поможет отследить влияние мелодии на восприятие и при необходимости скорректировать подбор музыки.

Полезное видео

В видео представлена подборка музыкальных композиций для психологической разгрузки. После их прослушивания Вы будете чувствовать себя более расслабленным и отдохнувшим.

Рейтинг автора
Автор статьи
Анастасия Беляничева
Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.
Написано статей
60

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: