Содержание
Типы взаимодействия сотрудников и руководства
Между начальником и подчиненными взаимоотношения могут выстраиваться по 5 моделям:
- Невмешательство — начальник не участвует в рабочем процессе, заботится только о сохранении должности. Работники предоставлены сами себе. Часто это провоцирует затяжные споры и снижает эффективность рабочего процесса.
- Компания друзей — начальник излишне заинтересован в установлении дружеских отношений. Ради установления эмоциональных связей он часто пренебрегает выполнением обязанностей.
- Достижение личной цели — руководство преследует личные интересы, не учитывая мнение сотрудников. Авторитарный стиль поведения подавляет инициативность персонала, снижает продуктивность.
- Партнерство — начальник находит баланс между своими амбициями и интересами сотрудников. Не допускает панибратства, занимает нейтральную позицию.
- Команда — оптимальный тип отношений. У каждого члена рабочего коллектива есть своя роль, помогающая достигать поставленной задачи.
Форма взаимодействия может меняться. Выбранный тип поведения не зависит от характера руководителя, поскольку коллектив может повлиять на него.
Нормы поведения для участников рабочего процесса
Соблюдение субординации между работниками помогает избежать основных видов конфликтов. В психологии отношений между сотрудниками есть общие правила поведения, которые снижают риск возникновения серьезных противоречий:
- Запрет на личные отношения. Романтические отношения между коллегами запрещены во многих организациях. Дело не в личной неприязни руководителей к романтике. Флирт между сотрудниками отвлекает, создает напряженный психологический климат. Если влюбленные расстанутся, это станет серьезным препятствием для дальнейшей совместной работы.
- Отсутствие «дедовщины». Когда старшие сотрудники ведут себя высокомерно по отношению к новичкам, в коллективе формируется неформальная иерархия. Молодые работники чувствуют себя неуверенно, постоянно подвергаются стрессу. Из-за этого возникает текучка — младшие сотрудники приходят и уходят, а «старички» перестают профессионально расти.
- Отсутствие охоты на ведьм. Когда в коллективе напряженная атмосфера, сотрудники могут найти выход негативным эмоциям, обвинив в проблемах одного работника. При этом он может вообще не принимать участие в споре, просто оказавшись удобной мишенью. Сплотившись против мнимого врага, сотрудники чувствуют себя единой командой. Выбранному «врагу» часто приходится увольняться.
Что провоцирует развитие спорных ситуаций?
Возникновение спорной ситуации во время рабочего процесса — частое явление, которое может наблюдаться между двумя людьми или группами лиц. Явный конфликт легко заметить и устранить. Опаснее, когда он протекает в скрытой форме. Начальник может месяцами не догадываться о враждебности между сотрудниками. Когда противостояние достигнет критической точки, разрешить его без негативных последствий будет невозможно.
Отправной точкой развития спора становится момент, когда неудовлетворенность одного из сотрудников своим коллегой переходит установленные рамки. Чаще это случается во время определяющего рабочего момента: один сотрудник вносит предложение, другой с ним не согласен. С этого начинается спор, но до острой стадии противоречие может и не дойти, если его вовремя разрешить.
Есть 3 пути разрешения конфликтов:
- ситуация вин-вин, когда обе стороны в чем-то уступают и приходят к соглашению;
- побеждает одна сторона, вторая уступает;
- конфликт переходит в затяжную форму, время от времени обостряясь.
Типы рабочих конфликтов зависят от количества участников:
- межличностный — возникает между двумя людьми, чаще вызван разницей характеров и взглядов;
- между личностью и группой — самый сложный тип противостояния, в котором человек часто проигрывает и вынужденно уходит из коллектива;
- между группами — коллектив делится на два противоборствующих лагеря (например, мужской и женский). Часто целью становится не поиск компромисса, а победа в противостоянии.
Методы преодоления конфликтов внутри коллектива
Следует разделять типы противостояний между двумя равными членами коллектива и между подчиненным и руководством. Они требуют разного подхода и стиля решения.
Как наладить отношения с руководством?
Когда противоречия возникают между сотрудником и руководителем, для разрешения конфликта необходимо привлекать третье лицо. Им может выступить вышестоящее руководство из этой же организации или конфликт-менеджер. Главное, чтобы все стороны конфликта уважали его и признавали авторитет.
Главная опасность конфликтов в том, что подчиненный находится в заведомо неравном положении. Чтобы у начальника не возникало искушения воспользоваться авторитетом, человек, привлеченный в качестве миротворца, не должен иметь предвзятое мнение. Выслушивая стороны конфликта, он вначале должен встретиться с каждым участником спора отдельно, и только после этого устраивать очную ставку. Желательно собрать «показания» других сотрудников и после этого выносить решение, которое устроит всех.
Если привлечь третью сторону нельзя, положение работника осложняется. Он не сможет спорить с руководителем на равных, если его не поддержит коллектив. В такой ситуации важно избежать перехода спора в открытое противостояние, иначе это застопорит рабочий процесс. Спор должен решаться на открытом собрании, где у начальника не будет возможности манипулировать подчиненным.
Устранение конфликтов между коллегами
При возникновении конфликтов между сотрудниками есть 2 способа выхода из спорной ситуации: привлечение руководителя или обсуждение без его участия.
Если ситуация не требует вмешательства начальника, взять на себя роль миротворца может коллега, не вовлеченный в конфликт. Он должен:
- Снизить уровень агрессии. Для этого всем участникам необходимо высказаться, переключить внимание с предмета спора на что-нибудь положительное.
- Попросить четко определить претензии. Часто обнаруживается, что причиной спора является недопонимание или сплетни. Сотрудники имеют общую цель, но предлагают разное решение проблемы. Из-за этого и возникает конфликт.
- Предложить высказать свои способы решения проблемы и выбрать лучший. Важно не унижать никого из оппонентов, дать понять каждому, что его мнение важно.
В каких ситуациях разрешение конфликтов невозможно?
Основное условие для выхода из противостояния — желание всех участников найти решение. Если его нет, найти удовлетворяющий всех вариант невозможно. В такой ситуации всегда будет проигравший, которому придется покинуть коллектив.
Если человеком, не желающим приходить к компромиссу, окажется руководитель, закончить спор будет невозможно. Либо подчиненным придется уступить и отказаться от своих интересов, либо работа остановится полностью.
Полезное видео
Узнать больше о способах решения конфликтов на работе можно из видео: