Содержание
Самым старым методом получения информации является наблюдение. Исследователь изучает внешнее поведение других людей, чтобы получить интересующую информацию, провести анализ полученных данных, сделать заключение. При этом не происходит преднамеренного вмешательства в жизнь выбранного субъекта. Наблюдение в психологии применяется и по сей день, считаясь эффективной техникой.
Суть и задачи метода
Наблюдение — метод проведения исследований, используемый для получения информации. На практике применяется два типа слежки:
- ведущее — основной метод исследования;
- подкрепляющее — проводится в комплексе с опросом.
Задачи метода:
- получение предварительных данных для планирования действий;
- создание иллюстрированных материалов;
- обработка первичной информации.
Предмет исследования
Предметом исследования:
- вербальные — продолжительность, содержательность, интенсивность речи;
- невербальные — движения, мимика;
- перемещения субъекта;
- дистанция между людьми;
- физические проявления — побои, толчки, удары, касания.
Целью исследования выступают только те проявления, которые можно объективно зафиксировать в документах, на фото или видео.
Сферы применения
Наблюдение применяются в различных сферах:
- медицине;
- психологии;
- педагогике;
- криминалистике.
Полученная информация помогает раскрывать преступления, помогать людям в сложных ситуациях, преподавать новые знания.
Классификация
Методы наблюдения в психологии классифицируются зависимо от разных факторов. Разделение по систематичности:
- Систематическое — исследование проводится согласно четкому плану, разработанному заранее. При этом учитываются условия окружающей среды.
- Несистематическое — ученые создают общую картину о поведении одного человека или группы. При этом не фиксируют отдельные проявления поведения.
В психологии также выделяют такие виды наблюдения:
- Выборочное — наблюдатель записывает, фотографирует или снимает на камеру только определенные параметры поведения, проявления активности со стороны субъекта.
- Сплошное — исследователь фиксируют любые изменения поведения, действий человека.
Формы наблюдения:
- осознанное;
- неосознанное внешнее;
- неосознанное внутреннее;
- неосознанное окружающее.
Во время осознанного наблюдения индивида заранее предупреждают об исследовании. Иногда ученые рассказывают испытуемому о главных задачах, целях проведения слежки, но чаще эти данные скрываются, называются совершенно другие мотивы, чтобы человек вел себя естественно.
Особенности осознанной формы наблюдения:
- ученые влияют на поведение испытуемого, что может негативно сказаться на результате;
- объект наблюдения может нарочно изменять свое поведение.
Во время неосознанного внутреннего наблюдения, ученый не вмешивается в жизнь испытуемого, становится частью его окружающего мира. При этом он может завести разговор с объектом слежки.
Особенности:
- Наблюдатель может пользоваться различными способами получения информации.
- Возникает множество сложностей с фиксированием информации, так как наблюдаемый субъект может выезжать из страны, длительное время пребывать дома, на работе. Невозможно построить четкий график для наблюдения, из-за чего слежка затягивается на неопределенный промежуток времени.
В редких случаях наблюдатель может утерять свою скрытность при личном общении с субъектом.
При неосознанном внешнем наблюдении человек не знает, что за ним ведется слежка, а исследователь отказывается от любых контактов с субъектом. Управлять процессом наблюдения невозможно. Часто наблюдатели меняются, чтобы человек не смог заподозрить их в слежке.
Преимущества и недостатки метода
В психологии у метода наблюдение выделяют определенные достоинства и недостатки, которые нужно учитывать при применении техники. Преимущества:
- Возможность фиксировать изменения поведения в естественных условиях.
- Достижение многомерности охвата. Благодаря этому можно фиксировать несколько параметров, к которым относятся вербальные и невербальные.
- Возможность проводить исследования, задействую группу лиц, записывая особенности отношений между отдельными людьми и оценивая их поведение в одинаковых ситуациях.
- Не нужно создавать определенные условия для проведения наблюдения, использовать лабораторное оборудование, подготавливать человека.
Недостатки:
- некоторые факторы могут помешать проведению исследования;
- наблюдение требует больших затрат —денег, людей, времени;
- нужно уметь правильно отмечать важные моменты, сопоставлять полученные данные между собой, делать выводы.
На результат проведения слежки процесс может повлиять:
- неправильно составленный план действий;
- усталость человека, который проводит слежку;
- гало-эффект;
- ошибки в моделировании разных ситуаций;
- неверное первое впечатление;
- наличие собственных предубеждений;
- социальный статус испытуемого, экспериментатора;
- настроение, в котором находится наблюдатель при выполнении порученной работы.
Некоторые исследователи не учитывают жизненных ситуаций наблюдаемого субъекта, из-за чего результаты получаются неправильными.
Инструменты
Для проведения наблюдения понадобится несколько инструментов:
- записная книжка;
- видеокамера;
- диктофон;
- фотокамера.
Выбор инструментов зависит от вида наблюдения.
Принципы проведения и этапы исследования
Последовательность проведения исследования:
- Определяется объект проведения слежки.
- Проводится оценка окружающей ситуации, выявляются обстоятельства, при которых проживает наблюдаемый.
- Создается план проведения слежки. Необходимо выделить основные моменты, чтобы не растеряться при слежке.
- Выбирается метод обработки полученных данных.
- Подготавливаются инструменты для слежки.
После выполнения всех действий, сбора информации, необходимо сопоставить полученные данные, провести анализ, сделать выводы.
В Америке существует этический кодекс, согласно которому слежку можно проводить только при соблюдении ряда правил:
- Согласие на проведение слежки можно не спрашивать, если она будет проводиться в общественном месте. В остальных случаях потребуется разрешение.
- Психолог должен минимально вмешиваться в жизнь наблюдаемого.
- Категорически запрещено раскрывать информацию о наблюдаемых людях, указывать в общедоступных документах точные данные.
- Если объекту слежки что-то угрожает, исследователь должен минимизировать риск причинения травм человеку.
Ошибки, из-за которых получаются неправильные результаты:
- Неправильная корреляция. Ученый объясняет проявление одних признаком, на основании других.
- Неправильное первое впечатление. Исследователь фиксирует данные, опираясь на свои первые впечатления.
- Эффект снисхождения. Психолог по своей натуре дает преимущественно положительные оценки.
- Ошибки контраста. Наблюдатель привык характеризовать других людей по чертам, которых нет у него.
- Ошибки центральной тенденции. Ученый старается дать нейтральную оценку проявлениям активности.
- Гало-эффект. Исследователь зацикливается на действиях субъекта и не замечает мелочей.
Наблюдение применяется в различных сферах человеческой жизни. С помощью этого метода можно получить общую информацию о привычках, поведении, нахождении человека в обществе. Для его выполнения достаточно держать цель в поле зрения, отмечать важные моменты в записной книжке, делать фотографии, записывать видео.
15 лучших книг по психологии и психотерапии
На видео представлена подборка книг по психологии, которые помогут Вам погрузиться глубже в мир психологии и получить ответы на многие, интересующие Вас вопросы.