Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Задачи и виды опроса в психологии

Фото 2176Существуют разные способы сбора информации о человеке. Опрос в психологии — результативный метод исследования. С помощью опросников можно изучить интересующую область углубленно или затронуть несколько тем одновременно. Методика имеет ряд преимуществ и недостатков, которые нужно изучить перед ее применением.

Сущность

Опросные методы в психологии — популярный способ получения интересующей информации. Специалист изучает данные, которые человек предоставляет при ответе на письменные вопросы.

Задачи и сферы применения

Главная задача — получить информацию о человеке, его интересах, отношении к работе, особенностях характера. Сферы применения методики:

  1. Маркетинг. Необходима для выявления тенденций по развитию, отсеиванию некачественной продукции.
  2. Управление персоналом. Чтобы набрать подходящих сотрудников, нужно получить информацию о кандидатах на должность.
  3. Медицина. Применяется для получения данных о самочувствии пациента.
  4. Педагогика. Преподаватели опрашивают детей для определения уровня знаний учащихся, выявления их интересов, сильных сторон.
  5. Журналистика. Применяется для получения информации о знаменитостях, ученых.

Фото 2177Опрос активно применяется в психологии. Он позволяет узнать особенности психики человека, выявить скрытые страхи, психологические барьеры.

Виды

Виды:

  1. Экспертный. Применяется для определения мнения специалистов.
  2. Проблемный. Изучается конкретная ситуация или проблема, происходит поиск решений.
  3. Ситуационный. Исследование нужно для выявления мнения большой аудитории в конкретный промежуток времени или отдельный момент.
  4. Панельный. Специалисты обращаются к одной аудитории несколько раз. Первый раз задаются общие вопросы, второй раз — углубленные.

Зависимо от способа взаимодействия, опросы делятся на две группы — дистанционные и личные. Личные проводятся напрямую с респондентом, дистанционные через видеосвязь, социальные сети или письма.

Требования

Чтобы при проведения опроса получить точную информацию, нужно соблюдать определенные требования. Они касаются проведения процедуры, составления вопросов, анализа полученных данных.

К процедуре

Фото 2178Исследование нужно проводить в спокойных условиях. Опрашиваемому должно быть удобно, его не должен никто отвлекать, сбивать с мысли, внушать собственное мнение, которое может повлиять на ответы.

Также нужно уделить внимание самочувствию опрашиваемого. Человек должен быть здоров. В день проведения исследования индивид не должен нервничать, ссориться. Если в ближайшие дни предстоит важное событие, лучше перенести процедуру на другую неделю.

К вопросам

От составления опросника зависит качество полученной информации. Вопросы должны быть:

  1. Отдельными, логичными.
  2. Простыми. Не допускается использование узкоспециализированных терминов.
  3. Без подсказок, двусмысленности.
  4. Конкретными.
  5. На языке, которым владеет опрашиваемый.

Должны присутствовать адекватные варианты ответа.

Фото 2179Нет смысла спрашивать человека о неизвестных ему темах. Психологи советуют заранее провести беседу с опрашиваемыми людьми, изучить их биографию. Так будет проще подготовить ряд интересующих вопросов.

Виды:

  1. Субъективные. При их выборе учитывается мнение респондента.
  2. Открытые. Применяются для выявления личного мнения респондента. При их обработке могут возникать некоторые сложности.
  3. Закрытые. Это могут быть односложные или многосложные вопросы с несколькими вариантами ответа. Ответы легко обрабатываются, но часто полученная информация является неточной.

Отдельная группа — проективные вопросы. В них спрашивается о третьем лице.

К анализу полученных данных

Анализ данных должен выполняться непредвзято. Лучше, чтобы его проводил человек, который не общался с респондентами.

Для создания статистики, сравнительного анализа можно использовать только достоверные данные из проводимых раньше исследований.

Методы

Методы:

  • анкетирование;
  • интервью;
  • тесты.

Фото 2180Анкета — составленный заранее список вопросов, которые могут быть односложными или многосложными. Виды анкетирования:

  • аудиторное;
  • групповое;
  • индивидуальное;
  • массовое.

Зависимо от типа контакта специалиста и респондента анкетирование может быть очным или заочным.

Интервью — опрос, объединенный с беседой. Главное отличие от анкетирования — вопросы задаются устно, без заполнения письменных бланков. Виды:

  1. Стандартизированное. Вопросы и их последовательность выбирается заранее.
  2. Ненаправленное. Психолог заранее составляет план проведения интервью, но действует зависимо от ситуации.
  3. Полустандартизированное. Комбинация ненаправленного и стандартизированного интервью.

Тест — исследование, которое проводится для получения точной характеристики об объекте исследования. Виды:

  1. Ситуационные. Нужны для оценки поведения личности.
  2. Объективные. Проводятся для оценки действий, поведения в определенной ситуации.
  3. Личностные. Необходимы для определения личности человека.
  4. Проективные. С их помощью можно оценить реакцию человека на раздражители.

Преимущества и недостатки

Положительные стороны:

  1. Полученные данные можно обрабатывать с помощью компьютерных программ, сравнивать их со статистической информацией, чтобы делать соответствующие выводы.
  2. Допустимо проводить углубленный анализ данных.
  3. Готовый опросник можно отправить человеку по почте, чтобы он заполнил его дистанционно.
  4. Фото 2181Если опрос проводится среди группы людей, темы одинаковые.
  5. Можно получать информацию на выбор. Можно углубиться только в одну тему или охватить несколько.
  6. Одновременный опрос нескольких людей.

При проведении дистанционного исследования психолог не может задавать уточняющие вопросы, что делает невозможным получение раскрытого ответа.

Подготовка

Подготовка:

  1. Концептуализация. Исследователи должны назначить цель для проведения процедуры, уточнить понятия, выдвинуть гипотезы.
  2. Схематизация. Поиск побочных методик, которые будут дополнять опрос, выбор подходящих практик.
  3. Подготовка инструментария. Специалисты должны подготовить бланки.
  4. Планирование. На этом этапе исследователи должны решить материально-технические, организационные, финансовые и административные проблемы.
  5. Выбор респондентов для одной группы.

Проведение процедуры

Процедура проведения опроса состоит из нескольких этапов:

  1. Проведение инструктажа между респондентами. Психолог должен объяснить, как будет проходить процедура, ответить на интересующие моменты. Инструктор выдает респондентам инструменты для проведения опроса.
  2. Фото 2182Предварительное тестирование. Необязательный этап, который позволяет сократить количество ошибок при работе с опросником. Психолог объясняет, как правильно заполнять опросник. Может показать выполнение теста на примере.
  3. Начало опроса. При проведении процедуры специалисты должны отслеживать, как она продвигается, помогать в спорных ситуациях, следить, чтобы участники не переговаривались.
  4. Контрольная проверка. Психолог разговаривает с каждым участником опроса по отдельности, собирает анкеты.

Когда процедура подойдет к концу, психологи собирают информацию, отправляют ее на анализ.

Анализ данных

После окончания опроса, нужно собрать полученные данные, приступить к их анализу. С помощью опросников получить точную информацию получается не всегда. Причины:

  1. Неправильно сформулированные вопросы.
  2. Предвзятое отношение к опрашиваемому.
  3. Неправильный выбор людей для группы.

Психологический опрос — метод получения интересующей информации. Может проводиться как отдельное исследование, но лучше использовать их в комплексе с другими методами. Это поможет получить точные данные, исключить недостатки опросников.

Adblock
detector