Содержание
Существуют разные способы сбора информации о человеке. Опрос в психологии — результативный метод исследования. С помощью опросников можно изучить интересующую область углубленно или затронуть несколько тем одновременно. Методика имеет ряд преимуществ и недостатков, которые нужно изучить перед ее применением.
Сущность
Опросные методы в психологии — популярный способ получения интересующей информации. Специалист изучает данные, которые человек предоставляет при ответе на письменные вопросы.
Задачи и сферы применения
Главная задача — получить информацию о человеке, его интересах, отношении к работе, особенностях характера. Сферы применения методики:
- Маркетинг. Необходима для выявления тенденций по развитию, отсеиванию некачественной продукции.
- Управление персоналом. Чтобы набрать подходящих сотрудников, нужно получить информацию о кандидатах на должность.
- Медицина. Применяется для получения данных о самочувствии пациента.
- Педагогика. Преподаватели опрашивают детей для определения уровня знаний учащихся, выявления их интересов, сильных сторон.
- Журналистика. Применяется для получения информации о знаменитостях, ученых.
Опрос активно применяется в психологии. Он позволяет узнать особенности психики человека, выявить скрытые страхи, психологические барьеры.
Виды
Виды:
- Экспертный. Применяется для определения мнения специалистов.
- Проблемный. Изучается конкретная ситуация или проблема, происходит поиск решений.
- Ситуационный. Исследование нужно для выявления мнения большой аудитории в конкретный промежуток времени или отдельный момент.
- Панельный. Специалисты обращаются к одной аудитории несколько раз. Первый раз задаются общие вопросы, второй раз — углубленные.
Зависимо от способа взаимодействия, опросы делятся на две группы — дистанционные и личные. Личные проводятся напрямую с респондентом, дистанционные через видеосвязь, социальные сети или письма.
Требования
Чтобы при проведения опроса получить точную информацию, нужно соблюдать определенные требования. Они касаются проведения процедуры, составления вопросов, анализа полученных данных.
К процедуре
Исследование нужно проводить в спокойных условиях. Опрашиваемому должно быть удобно, его не должен никто отвлекать, сбивать с мысли, внушать собственное мнение, которое может повлиять на ответы.
Также нужно уделить внимание самочувствию опрашиваемого. Человек должен быть здоров. В день проведения исследования индивид не должен нервничать, ссориться. Если в ближайшие дни предстоит важное событие, лучше перенести процедуру на другую неделю.
К вопросам
От составления опросника зависит качество полученной информации. Вопросы должны быть:
- Отдельными, логичными.
- Простыми. Не допускается использование узкоспециализированных терминов.
- Без подсказок, двусмысленности.
- Конкретными.
- На языке, которым владеет опрашиваемый.
Должны присутствовать адекватные варианты ответа.
Нет смысла спрашивать человека о неизвестных ему темах. Психологи советуют заранее провести беседу с опрашиваемыми людьми, изучить их биографию. Так будет проще подготовить ряд интересующих вопросов.
Виды:
- Субъективные. При их выборе учитывается мнение респондента.
- Открытые. Применяются для выявления личного мнения респондента. При их обработке могут возникать некоторые сложности.
- Закрытые. Это могут быть односложные или многосложные вопросы с несколькими вариантами ответа. Ответы легко обрабатываются, но часто полученная информация является неточной.
Отдельная группа — проективные вопросы. В них спрашивается о третьем лице.
К анализу полученных данных
Анализ данных должен выполняться непредвзято. Лучше, чтобы его проводил человек, который не общался с респондентами.
Для создания статистики, сравнительного анализа можно использовать только достоверные данные из проводимых раньше исследований.
Методы
Методы:
- анкетирование;
- интервью;
- тесты.
Анкета — составленный заранее список вопросов, которые могут быть односложными или многосложными. Виды анкетирования:
- аудиторное;
- групповое;
- индивидуальное;
- массовое.
Зависимо от типа контакта специалиста и респондента анкетирование может быть очным или заочным.
Интервью — опрос, объединенный с беседой. Главное отличие от анкетирования — вопросы задаются устно, без заполнения письменных бланков. Виды:
- Стандартизированное. Вопросы и их последовательность выбирается заранее.
- Ненаправленное. Психолог заранее составляет план проведения интервью, но действует зависимо от ситуации.
- Полустандартизированное. Комбинация ненаправленного и стандартизированного интервью.
Тест — исследование, которое проводится для получения точной характеристики об объекте исследования. Виды:
- Ситуационные. Нужны для оценки поведения личности.
- Объективные. Проводятся для оценки действий, поведения в определенной ситуации.
- Личностные. Необходимы для определения личности человека.
- Проективные. С их помощью можно оценить реакцию человека на раздражители.
Преимущества и недостатки
Положительные стороны:
- Полученные данные можно обрабатывать с помощью компьютерных программ, сравнивать их со статистической информацией, чтобы делать соответствующие выводы.
- Допустимо проводить углубленный анализ данных.
- Готовый опросник можно отправить человеку по почте, чтобы он заполнил его дистанционно.
- Если опрос проводится среди группы людей, темы одинаковые.
- Можно получать информацию на выбор. Можно углубиться только в одну тему или охватить несколько.
- Одновременный опрос нескольких людей.
При проведении дистанционного исследования психолог не может задавать уточняющие вопросы, что делает невозможным получение раскрытого ответа.
Подготовка
Подготовка:
- Концептуализация. Исследователи должны назначить цель для проведения процедуры, уточнить понятия, выдвинуть гипотезы.
- Схематизация. Поиск побочных методик, которые будут дополнять опрос, выбор подходящих практик.
- Подготовка инструментария. Специалисты должны подготовить бланки.
- Планирование. На этом этапе исследователи должны решить материально-технические, организационные, финансовые и административные проблемы.
- Выбор респондентов для одной группы.
Проведение процедуры
Процедура проведения опроса состоит из нескольких этапов:
- Проведение инструктажа между респондентами. Психолог должен объяснить, как будет проходить процедура, ответить на интересующие моменты. Инструктор выдает респондентам инструменты для проведения опроса.
- Предварительное тестирование. Необязательный этап, который позволяет сократить количество ошибок при работе с опросником. Психолог объясняет, как правильно заполнять опросник. Может показать выполнение теста на примере.
- Начало опроса. При проведении процедуры специалисты должны отслеживать, как она продвигается, помогать в спорных ситуациях, следить, чтобы участники не переговаривались.
- Контрольная проверка. Психолог разговаривает с каждым участником опроса по отдельности, собирает анкеты.
Когда процедура подойдет к концу, психологи собирают информацию, отправляют ее на анализ.
Анализ данных
После окончания опроса, нужно собрать полученные данные, приступить к их анализу. С помощью опросников получить точную информацию получается не всегда. Причины:
- Неправильно сформулированные вопросы.
- Предвзятое отношение к опрашиваемому.
- Неправильный выбор людей для группы.
Психологический опрос — метод получения интересующей информации. Может проводиться как отдельное исследование, но лучше использовать их в комплексе с другими методами. Это поможет получить точные данные, исключить недостатки опросников.