Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Понятие и особенности личности в психологии

Личность в психологии занимает центральную позицию. Это подтверждает тот факт, что в психологической науке есть отдельное направление, которое занимается ее изучением. Многие пытаются узнать себя лучше, чтобы достичь душевного комфорта, научиться взаимодействовать с социумом.

Суть понятия

Психология личности, как отдельное направление, было открыто Уильямом Джеймсом. Это трансперсональный психолог, которые создал философскую теорию прагматизма. В теории говорится о том, что личность — связь привычек, инстинктов с волевыми качествами субъекта.

Но нельзя забывать о том, что изначально термин «личность» был введен Н.М. Карамзиным. Он охарактеризовал личность, как хозяина жизни, судьбы, который имеет богатый духовный мир. Он отвечает за свои поступки, поведение. Человек постепенно становится личностью, а не рождается ею.

Основные понятия:

  1. Личность — это продукт социума в человеке. После рождения, субъект наделен только биологическим элементом, но становление личности начинается с рождения. Человек постепенно начинает усваивать социальный опыт.
  2. Психология выделяют внутренний и внешний мир личности.

Чтобы произошло становление субъекта как личности, он должен приложить усилия:

  • овладеть навыками речи;
  • получить интеллектуальные, социально-культурные, моторные навыки.

Активность развития зависит от способностей к усваиванию новой информации. Чтобы окончательно разобраться с понятием личности, нужно изучить другие термины:

  • индивидуальность — набор уникальных черт характера;
  • индивид — человек, как представитель собственного вида.

При этом нужно понимать, что любой субъект уникален, но далеко не каждый становится личностью.

Значение в религии

Понятие личности в психологии различается, зависимо от утверждений представителей религиозных направлений.

Христианство

Христианство выделяет несколько типов личностей:

  • люди, поскольку были сотворены Богом по своему подобию;
  • демоны, ангелы.
  • Святая Троица.

Христианские учения утверждают, что человек становится личностью в момент зачатия. Поскольку он появляется на свет по воле божьей, личность постоянно развивается, раскрывается с разных сторон, совершенствуется, обогащается. Люди от рождения свободны.

Индивид сам управляет своим развитием. Он может быть гениальный или бездарным, притягательным или отвратительным, эгоистичным или героическим, мнительным или самоотверженным, преступным или честным, добродушным или яростным, хитрым или прямолинейным, любящим или маниакальным.

Личностями нельзя назвать диких зверей, домашних животных. Они не имеют абстрактного суждения, самосознания, стремления к познанию сути происходящего. Христианство терпимо относится к умерщвлению животных, но запрещает аборты.

Буддизм

В буддизме это понятие соотносится с душой. Для ее обозначения используется другое слово — пудгала. Главная буддийская доктрина утверждает, что души, пудгалы не существует. Основные учения этого религиозного направления определяют личность, как совокупность пяти групп элементов, которая называется Скандхм Дхарм:

  • чувство неприятного, приятного, нейтрального;
  • умение образовывать понятия, проводить различия;
  • наличие деятельности, воли;
  • Сознание.

Пятая группа — физическая составляющая человека. Индивиды, которые верят в пудгалу, нарушают правила буддизма, считаются невеждами.

Другие религии

В индуизме запрещено убивать любых живых существ, поскольку эта религия считает животных потенциальными личностями, которые могут стать людьми в другой жизни, после перерождения.

Структура

Фото 1693Психологическая структура личности строится на нескольких основах — характер, темперамент, способности. Направленность личности состоит из потребностей, мотивов, интересов, идеалов, склонностей.

От направленности зависит уровень развития человека, его активность. Главный компонент направленности — мировоззрение. Оно представляет собой систему взглядов, направленных на осознание общества, природы, различных явлений.

Темперамент

Темперамент — набор свойств, позволяющих определить динамику протекания психических процессов. Зависимо от особенностей темперамента, человек изменяет поведение в различных ситуациях. От вида темперамента зависит скорость реакции индивида на различные события.

Гиппократ разделил темперамент на 4 группы:

  1. Сангвиники — легкий тип индивидов, которые легко заводят новые знакомства, справляются с неприятностями, сложными ситуациями. Связано это с их оптимистичным настроем, хорошим чувством юмора. Такие люди легко переносят изменения, ставят перед собой цели и без труда их достигают.
  2. Холерики — несдержанные, вспыльчивые индивиды. Имеют устойчивые интересы, которые превозносят над ценностями других. Часто проявляют агрессию к окружающим, но вспышки гнева быстро проходят.
  3. Меланхолики — ранимые люди, которые большую часть времени проводят внутри себя. Из-за небольшого энергетического запаса, быстро устают. Редко достигают поставленных целей. Долго переживают утраты, ошибки.
  4. Флегматики — хладнокровные люди, не склонные к проявлению активных действий. Умеют терпеть, редко встревают в конфликтные ситуации. Медленно приспосабливаются к изменениям в жизни, но при сосредоточении, могут показать высокие показатели в работе.

Характер

Характер — совокупность индивидуальных черт. Существует несколько групп характера:

Фото 1679

  • отношение, которое проявляет человек к окружающим — пренебрежение, злость, почтение, забота, неуважение;
  • первооснова субъекта — смелость, скрытность, неуверенность, искренность;
  • черты характера, определяющие отношение индивида к самому себе — самокритичность, заносчивость, самолюбие, кротость;
  • отношение к трудовому процессу — проявление лени или повышенной активности.

Существует две группы свойств характера:

  1. Нормальные — естественные для любого субъекта.
  2. Аномальные — проявляются в форме психических заболеваний. Например, чрезмерная подозрительность, которая постепенно переходит в паранойю.
К аномальным свойствам можно отнести ревность, которая может стать причиной развития синдрома Отелло.

Способности

Способности — задатки, которые даны индивиду с рождения. Развить их можно изучая конкретное направление, выполняя определенные действия. Измеряются способности понятиями гениальности, таланта, одаренности:

Фото 1695

  1. Гениальность. Высшая ступень таланта, которая достигается в результате активного развития.
  2. Талант (второе название — потенциал). Полноценно раскрывается только при активном труде над способностями при наличии одаренности.
  3. Одаренность. Задатки, которыми индивид наделен с рождения.

Способности можно разделить на две группы:

  1. Элементарные — субъект видит цвета, слышит звуки, распознает запахи.
  2. Сложные — они связаны с каким-либо направлением изучения, деятельностью. Они могут быть музыкальными, художественными, математическими. Индивид не может родиться с развитыми сложными способностями, но у него могут быть задатки к направлению, которое будет легко даваться в обучении.

Если у человека дар к науке, в процессе обучения он будет показывать хорошие результаты.

Устойчивые свойства

Это устойчивые образования, формирующиеся в течение жизни под влиянием внешних условий. Бывают двух типов:

  • познавательные — процессы абстрактно-логического, чувственного отражения действительности;
  • эмоциональные — индивидуальные переживания, связанные с негативными или приятными моментами.

Эмоции бывают нескольких видов:

Фото 1687

  1. Страсть — яркие эмоции, которыми невозможно управлять.
  2. Чувства — совокупность эмоций, которые относятся к объекту или человеку.
  3. Настроение — состояние индивида в определенный промежуток времени.
  4. Простые эмоции. Возникают при удовлетворения естественных потребностей.
  5. Аффекты — эмоции, которые проявляются жестикуляцией, мимикой.
  6. Стресс — совокупность эмоций, которые протекают совместно с физическими изменениями организма.

Эмоции проявляются у каждого субъекта по-разному, зависимо от темперамента, характера. Для управления действиями, психикой индивид должен развивать волю — умение ограничивать себя в определенных ситуациях, чтобы достичь поставленной цели. При этом субъект не может испытать искренних эмоций, но сможет получить моральное удовольствие.

Разбираясь с тем, что такое воля, нельзя не упомянуть мотивацию — совокупность психологических и физиологических позывов, от которые изменяется поведение индивида. Мотивация изменяется под влиянием многочисленных факторов:

  • намерений — решений, которые человек принимает, чтобы достичь цели;
  • потребности — то, в чем нуждается субъект для продолжения развития, существования;
  • побуждение — неосознанное стремление, которое подталкивает индивида к действиям;
  • стимулы — факторы, которые программируют субъект к достижению поставленной цели.

Методы исследования

Психологи выделяют несколько эффективных методов изучения личности:

Фото 1685

  1. Наблюдение — старый способ получения информации о поведении, привычках индивида. Оно может быть бытовым или научным. При бытовом наблюдении исследователь получает общую информацию. При научном наблюдении ученые анализируют полученные данные.
  2. Беседа — исследователь проводит углубленный разговор с обследуемым, чтобы он сам рассказал о переживаниях, эмоциях, мыслях.
  3. Опрос — исследователь составляет список вопросов, на которые субъект должен ответить. Они могут быть одномерными или многомерными.
  4. Эксперимент — практическая методика, позволяющая получить информацию о поведении, реакциях. Для этого исследователь вмешивается в привычную жизнь испытуемого, создает определенные условия для возникновения реакций.

Отдельная группа исследований — проективные методы. Испытуемый должен описывать изменения своего состояния при взаимодействии с различными раздражителями.

Развитие

Развитие личности происходит в процессе жизненного пути, личностного роста. Человек продолжает развиваться в течение жизни. Жизненный путь формируется благодаря ценностям, мотивам, целям.

Часто жизненный путь называют сценарием человеческой жизни. Ученые расходятся в этом мнение:

  1. Одна группа исследователей считает, что человек самостоятельно создает сценарий собственной жизни, но на начальных этапах он подвержен влиянию родителей.
  2. Другая часть исследователей утверждают, что человек движется по сформированному сценарию бессознательно. Ведущие факторы — воспитание родителей, случайные стрессы, выбранное имя, фамилия.
Личностный рост — продукт жизненного пути. Он определяет возможности субъекта в управлении собственной жизнью, общении с окружающими, отстаивании своей позиции в различных ситуациях.

Изучение личности занимает центральную позицию в психологической науке. Для проведения исследований, сбора информации, систематизации данных было разработано отдельное направление.

Полезное видео

В видео подробно раскрыто понятие теории личности в психологии.

Рейтинг автора
Автор статьи
Анастасия Беляничева
Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.
Написано статей
165
Adblock
detector