Содержание
Православная психология — отдельное направление, сформировавшееся в результате совпадения мнений последователей христианства и психологов. Активному развитию направления способствует то, что люди часто сталкиваются с проблемой утраты духовных ценностей, преобладания материального плана. Настоящий православный психолог может помочь вернуться к вере и разрешить личные проблемы.
История развития и становления науки
Психология и православие изначально развивались отдельно друг от друга, но в некоторых моментах учения, теоретические знания совпадали. У психологической науки нет единого мнения о человеческой природе.
Относительно этого вопроса существуют разные представления, среди которых одной из самых значимых является христианская.
Несмотря на отсутствие точной трактовки человеческой природы психологи смогли накопить огромное количество эмпирических фактов.
На основе теоретических знаний и утверждений была сформирована психотерапия. С ее помощью первые психологи помогали справиться с психическими заболеваниями.
В 1882 году Фридрих Ницше написал — «Бог умер». Это пошатнуло доверие к христианству, но позже началось соединение учений веры и психотерапии.
Предмет и задачи направления
Предмет православной психологии — человек как личность. Наука рассматривает особенности развития, формирования сознания, изменение его свойств зависимо от укрепления или ослабления связей с духовно-нравственным состоянием.
Характеристики личности, которые рассматриваются православной психологией:
- Человек олицетворяет дух, духовность подразумевает под собой наличие иной природы.
- Человек никогда не сможет осознать свою значимость.
- Человеческую личность нельзя полностью свести к животной природе.
- Нельзя приравнивать личность к биологической, физиологической или химической системе.
Основы православной психологии:
- Главный смысл человеческой жизни — преодоление слабостей, страстей, развитие добродетели.
- Здоровый индивид рассматривается как единство духа, тела и души. Если связь между этими составляющими нарушается, появляются различные проблемы, заболевания.
- Смерть — освобождение души от телесной оболочки, ее переход к другому этапу развития.
- Невозможно полностью исцелиться, найти себя без познания Бога.
- Важно признавать воздействие ангелов (положительное) и падших духов (отрицательное) на человеческую душу.
- Любые психологические методики, применяемые православными психологами, преломляются о христианское мировоззрение.
Задачи православной психологии можно разделить на теоретические, практические. К первым относится:
- Разработка современных концепций на основе христианских учений. Совмещение духовных методик воздействия на личность с инновационными подходами из психологии.
- Разработка методов, с помощью которых можно описать личность.
Практические задачи:
- Восстановление человеческой индивидуальности, повышение самооценки. Воссоединение воли, сердца, ума.
- Оказание психологической помощи любому человеку, который начал отходить от Бога. Приведение в веру новых служителей.
- Разработка методик для коррекции психологического состояния на основе православных учений.
- Построение у неверующих целостного христианского мировоззрения. Объяснение основ христианских учений, проведения таинств.
- Оказание психологической помощи в преодолении соблазнов людям, который готовятся к причастию.
Основной инструмент, которым может пользоваться православный психолог — собственная личность. Главная составляющая успеха — наличие практического и теоретического опыта в воцерковлении, проведении таинств.
Общая задача христианского направления психологической науки — оказание помощи в преодолении тяготения падшей натуры. Психолог должен помочь грешнику понять страстные механизмы жизни, которые приводят к появлению заболеваний или проблем. Так специалист исцеляет, указывает путь к внутренней свободе. С помощью полученных знаний индивид получает шанс проявить свой внутренний потенциал на максимальном уровне.
Принципы
Фундамент православной психологии состоит из нескольких основополагающих принципов:
- Антропоцентричность — определение отношения к человеку. За любыми слабостями, человеческими грехами в личности можно рассмотреть образ Божий. Для оказания помощи между психотерапевтом и пациентом должно установиться взаимное понимание. Достичь единодушия можно только при содействии Божественной благодати. Психотерапевт и пациент должны быть верующими, регулярно посещать церковь, участвовать в проведении таинств.
- Экклезиоцентричность — определение отношения к Церкви. Человек может воссоединиться с Христом только в Богочеловеческом теле Храма. Исцелиться от душевных болезней, избавиться от слабостей, соблазнов, побороть чертей можно только в лоне Церкви. При этом человек должен иметь крепкую веру, отдавать себе отчет в том, чего он хочет добиться.
- Христоцентричность — определение отношения к Богу. Считается главным целе- и смыслообразующим принципом среди всех.
Методы исследования
Методики для обследования прихожан, которыми пользуются православные психологи практически не отличаются от стандартных методов исследования официальной психологической науки. Основные способы исследования:
- Самонаблюдение — человек должен самостоятельно наблюдать за собой, своим поведением, проявлением эмоций, поступками в разных ситуациях. Нужно отмечать любые изменения, которые происходят с сознанием, физическим состоянием под воздействием посторонних раздражителей. Задача Святого Отца в этом процессе — оживить интерес к наблюдению за собой. Он должен научиться понимать свое внутреннее Я, чтобы появилась возможность к покаянию, дальнейшему просвещению.
- Диалог — психолог расспрашивает пациента о его состоянии, насущных проблемах, скрытых переживаниях, страхах. Он может приводить примеры из жизни, спрашивать, как бы человек поступил в разных ситуациях. Собрав интересующую информацию, специалист подбирает подход к человеку, чтобы привести его в веру, помочь найти себя, разрешить межличностный конфликт.
Требования к православному психологу
По мнению священнослужителей, любой невоцерковленный человек, который занимается изучением психологии в сознании представляет нарушенную систему ценностей. У него нет базовых представлений о связи тела, духа и души.
Заболевания и проблемы он связывает с чем угодно, кроме душевных нарушений. Он не может осознавать в полной степени свои чувства, мысли, ничего не знает о духовной сфере.
Любой православный психолог должен осознать свои слабости, немощи, греховности. Благодаря этому человек может уповать на то, что Богу все доступно, он все может. Это придает силы для проведения таинств, христианских психологических методик.
Одновременно с этим психолог не является ключевой фигурой. Он проводник воли Божьей, который сопровождает человека на пути духовного роста, помогает преодолеть препятствия.
Проблематика
Православная психология помогает:
- Наладить межличностные отношения между супругами, родителями и детьми, коллегами, начальником и сотрудниками.
- Совершать церковные таинства — крещение, причастие, исповеди.
- Избежать внутриличностных конфликтов — панических атак, неврозов, апатии, депрессии, нервных срывов, повышенная тревожности, детских страхов, фобий.
- Пережить серьезные психологические травмы — потерю родственников, детей, смертельные заболевания.
- Устранить смысловые и ценностные конфликты — навязчивые состояния, страх, зависимость.
Православная психология — отдельное направление психологической науки, которое возникло благодаря смешению учений, основ христианства с практическими и теоретическими методиками классической психологии. Она помогает людям очиститься, найти свое призвание, раскрыть потенциал, встать на путь просветления.