Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Особенности и классификация проективных методик

Фото 1851В психологии и психиатрии широко применяется использование тестов как средства диагностики. Среди всех видов тестирования особое место занимают проективные. Они доступны, интересны, позволяют изучить глубинную информацию о личности. И хотя проективные методики в психологии не относятся к объективным методам, они помогают уточнить диагноз, подтвердить, опровергнуть мнение человека.

Основы и общая характеристика

Впервые понятие проекции, как метода диагностики, использовал Л. Франк. Суть метода заключается в выявлении проекций (ассоциаций) пациента к конкретному набору образов и расшифровке результатов. Диагностируемый помещается в ситуацию, где ему необходимо сделать череду выборов. Для каждого выбора есть несколько интерпретаций (расшифровок), из которых человеку нужно выбрать ту, что покажется наиболее привлекательной, близкой.

Интерпретировать можно:

  • сюжетные картинки;
  • графические изображения;
  • абстрактные изображения;
  • незаконченные предложения;
  • абстрактные фразы, пословицы, цитаты.

Особенность проективных тестов в том, что в них нет правильных или неправильных ответов. Совокупность выборов продиктована особенностями личности. Цель исследования от испытуемого скрывается, и это позволяет сделать тестирование объективным. Не зная, какие ответы произведут лучшее впечатление на психолога, испытуемый склонен отвечать правдиво.

Некоторые проективные методики широко известны и доступны даже неспециалистам. К примеру, популярный тест Роршаха, цветовой тест Люшера, тест портретных выборов. Результаты таких исследований будут условными: точно расшифровать данные может только специалист.
Фото 1852
Изображение для текста Роршаха

Классификация по принципу использования

Проективная психология, как отдельное направление, зародилась в 19 веке. К началу 20 века, благодаря многочисленным ассоциативным экспериментам К. Г. Юнга, она стала широко применяться при общей клинической диагностике. Появились отдельные направления. Классификация методик:

  1. Интерпретационные. Испытуемому показывают ряд сюжетных картинок, к каждой из которых ему нужно подобрать объяснение. Сюжеты могут быть комичными и нелогичными. Важно, чтобы пациент не пытался оценивать действия или эмоциональное состояние персонажей на рисунках. Он должен называть первую ассоциацию, которая приходит на ум.
  2. Методики конструирования. Эти виды тестирования требуют от испытуемого выполнить некоторые действия. Например, выбрать изображения из ряда предложенных или собрать из отдельных деталей заданную фигуру.
  3. Фото 1853Завершение предложений. Исследование с помощью набора фраз или короткого рассказа. Испытуемый прослушивает текст и предлагает свой вариант окончания истории.
  4. Методики импрессии. Тест строится на череде предпочтений. Из предложенных карточек пациенту нужно выбрать самый привлекательный вариант. Потом — следующий по привлекательности, пока не останется последняя карточка.
  5. Проективные изобразительные методики. Графические тесты, в которых испытуемому предлагается нарисовать конкретный сюжет. Результат оценивается по готовой инструкции.

При комплексной диагностике психолог использует несколько видов тестов для получения более полной картины личности. Часто результаты получаются противоречивыми. Из-за этого составление портрета личности становится затруднительным, требует дополнительного исследования.

Преимущества и недостатки

К достоинствам проективных опросов можно отнести возможности, которые не могут обеспечить другие виды диагностики:

  • снижение уровня тревожности пациента;
  • возможность провести диагностику маленьких детей, еще не умеющих читать, писать;
  • возможность выявить скрытые мотивы личности.

Проведение проективного тестирования не признается некоторыми специалистами. Недостатки:

  • отсутствие стандартизированных шкал оценки результатов;
  • условия проведения опроса часто неконтролируемы;
  • при расшифровке на результат может повлиять предвзятое отношение специалиста к испытуемому.
Помимо диагностики, проективные методики могут стать частью арт-терапии. Графические методики оказывают на пациентов с тревожным расстройством психотерапевтический эффект, снижая уровень нервного напряжения.

Особенности применения

Фото 1854Использование проекции, как метода оценки личных качеств, допустимо:

  • в рамках судебно-психиатрической экспертизы;
  • при индивидуальном или групповом консультировании;
  • во время общей диагностики учащихся в общеобразовательных заведениях;
  • в центрах занятости, при приеме на работу;
  • при ротации, кадровых перестановках внутри организаций.

Чтобы получить достоверный результат, психологу важно учитывать возрастные особенности испытуемых, их социальный статус, степень умственного, эмоционального развития.

Для взрослых

При диагностике взрослые пациенты стараются отвечать так, чтобы получить более одобряемый результат, угадать реакцию психолога. Проективные тесты делают это затруднительным и человек вынужден отвечать честно. Чаще для работы со взрослым используют тест Сонди, позволяющий изучить аффективные нарушения, фобии, фрустрации.

Многое о личности позволяет узнать тест «Четыре персонажа». Рисуя себя в виде человека, животного, растения, предмета, испытуемый не пытается сделать их красивыми. Это позволяет оценить, как испытуемый видит себя, его способы социальных взаимодействий.

Для детей

Фото 1855При работе с детьми лучше использовать графические методики. Например, «Несуществующее животное» — опрос, при котором ребенок может показать свои скрытые страхи и причины неадекватного поведения. Также применяются методики «Дом, Дерево, Человек» и рисунок семьи. Использование последнего тестирования позволяет оценить семейную ситуацию: выяснить роли членов семьи, эмоциональные связи, определить агрессора, жертву.

Для диагностики группы

Графические, ассоциативные опросники используются при диагностике малых группы: ученического или рабочего коллектива, спортивной команды. Применяются приемы из сказкотерапии, рисование коллективной мандалы. Совместное занятие творчеством снижает уровень агрессии внутри группы, помогает выстроить эффективное взаимодействие. Особенно полезны эти приемы при работе с подростками.

Правила использования

От выбора методики и соблюдения техники выполнения зависит достоверность результата. Испытуемый должен четко понимать свою задачу. Психолог должен акцентировать внимание человека на том, что ответы на вопрос должны быть быстрыми, нельзя долго размышлять над вариантами.

Оценка результатов проводится тремя экспертами, независимых друг от друга. Это поможет выявить «золотую середину», получить структурированный результат и избежать субъективного искажения.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: