Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Значение и виды психологических процессов

На протяжении жизни человек развивается, самосовершенствуется. На каждом этапе взросления совершенствуются психологические процессы. Основные из них — запоминание информации, мышление, речь, воображение и т. д. Каждый из них выполняет определенную роль в познании окружающего мира, развитии навыков.

Понятие и структура

Фото 1Психические процессы в психологии — динамическое отражение реальности, которое проявляется в различных формах. Структура:

  • познавательные;
  • эмоциональные;
  • волевые.

Психические процессы:

  • возникают на фоне воздействия внутренних и внешних раздражителей;
  • одушевляют, оживляют организм;
  • имеют начало, развитие, конец.

Они отличаются друг от друга:

  • продолжительностью;
  • психическим напряжением;
  • уровнем психофизиологических ресурсов;
  • общим состоянием (отрицательным, положительным);
  • уровнем интенсивности.

Изучение и исследователи

Впервые о душевных проявлениях заговорили во времени античности, но изучение психических процессов началось 19 веке.

По мере изучения сформировалось несколько концепций:

  1. Представители направления, сформированного Жaном Пиaжe провели множество экспериментов, исследований, в ходе которых выяснили, что высшие психические функции развиваются прижизненно, но этот процесс останавливается в подростковом возрасте. Развитие полностью останавливается, когда заканчивается морфологическое созревание организма.
  2. Л.С. Выготский разработал другую концепцию. Согласно ей, развитие психических функций продолжается на протяжении всей жизни. Оно связано с влиянием факторов окружающей среды, воздействием социума, наследственными предрасположенностями.
Представители гeштaльт-пcихoлoгии утверждают, что любые психические процессы не развиваются на протяжении жизни, а проявляются на определенных этапах взросления, но это утверждение было быстро опровергнуто.

Функции и место в жизни человека

Фото 2Психические процессы отвечают за ряд функций:

  • восприятие, обработку информации;
  • отражение реальности;
  • управление деятельностью;
  • развитие, самосовершенствование;
  • формирование творческих начинаний;
  • оценку окружающей действительности.

Виды

Ученые выделяют три вида психологических процессов — познавательные, эмоциональные, волевые. Каждый из этих видов имеет несколько подвидов.

Познавательные

С помощью познавательных процессов человек усваивает новую информацию, развивает умения, получает опыт. Индивид собирает новые данные, перерабатывает их, хранит в памяти.

Ощущение

Ощущение — психическое отражение состояний, свойств окружающей среды. Чтобы человек мог получать информацию, на него должны воздействовать раздражители. Органы чувств имеют рецепторы, которые отвечают за прием и передачу нервных импульсов. Поскольку полученные данные не обрабатываются умом или культурой, они считаются натуральными, правдивыми.

Восприятие

Фото 3Восприятие — психический процесс, с помощью которого формируются явления внешнего мира, образы предметов. Если сравнивать с ощущениями, восприятие можно назвать предметным, целостным.

На формирование общей картинки предмета или явление влияют:

  • настроение;
  • ожидание;
  • сила желания;
  • первичные данные о субъекте;
  • фантазии.

Поэтому итоговый результат не всегда соответствует ожиданиям, его нельзя назвать полностью независимым.

Представление

Отражает явления, предметы, с которыми человек в данный момент не контактирует. Образы создаются по прошлому опыту. Поэтому результатом представлений можно назвать вторичный опыт.

Воображение

Погружение человека во внутренний мир. В нем создаются представления, картинки, образы. С помощью воображения можно увидеть образ, к которому не получается прикоснуться в реальном мире. Воображение связано с развитием памяти, творческих начинаний.

Мышление

Фото 4Отвечает за возможность решать экстренные задачи. При этом подбираются такие пути решения сложившейся ситуации, которые не применялись ранее. Другой вариант трактовки понятия «мышление» — бесконечный поток различных смыслов, картинок, мыслей.

Память

Врожденная способность запоминать необходимую информацию, чтобы в нужный момент ей воспользоваться. Одна из составляющих памяти — забывание. Он нужен, чтобы быстро вспоминать нужную информацию. Если бы человек не умел забывать, у него бы появились проблемы с воспроизведением того, что требуется в определенный момент.

Внимание

Сложная система отбора информации. С ее помощью человек воспринимает только данные, которые ему нужны. Существует два вида внимания:

  • непроизвольное — человек обращает внимание на яркие цвета, громкие звуки, быстрые движения;
  • произвольное — выбор цели, на которую необходимо обратить внимание, выполняется самостоятельно.

Эмоциональные

Эмоции в психологии — процессы, которые отражают оценку, личную значимость внутренних, внешних ситуаций, влияющих на жизнедеятельность человека.

Активные

К активным эмоциональным психическим процессам относится аффект — кратковременное, сильное эмоциональное переживание, которое сопровождаются висцеральными, двигательными проявлениями. Аффекты начинают активно развиваться только в экстренных ситуациях, когда человек не может найти ни одного варианта адекватных решений.

Они являются доминантными, подавляют остальные психические процессы, навязывают стереотипные способы решения сложившейся ситуации.

Пассивные

Фото 5К пассивным эмоциональным психическим процессам относятся чувства. Они отличаются от потребностей, настроений, эмоций. Чувства проявляются открыто только в особые моменты, при сильных переживаниях. Чаще они скрыты внутри человека, не проявляются.

Волевые

Сознательное регулирование своей деятельности, поведения. Активизируются с целью преодолеть внешние, внутренние барьеры, чтобы добиться необходимого, изменить себя.

Решение

Решение — это волевой акт. С его помощью человек вносит определенность в сложившуюся ситуацию, свои дальнейшие действия. Часто случаются ситуации, когда индивид не может понять, как ему правильно поступить.

Чтобы начать действовать, он ищет любые адекватные варианты решения.

Исполнение

Исполнение — активные действия. Начинаются, когда индивид получил информацию о ситуации, проанализировал ее, придумал способ решения проблемы.

Усилие

Чтобы усилить желание делать что-то, индивид должен быть мотивирован. Мотивация зависит от преобладающих потребностей, желаний.

Проблематика

Фото 6Из-за психических расстройств затормаживается развитие, возникают проблемы с восприятием, усваиванием новой информации. Нарушения восприятия:

  • ложные узнавания;
  • обман чувств;
  • искажение воспринимаемых объектов.

Расстройства мышления:

  • переоценка идей;
  • бредовое состояние;
  • навязчивые мысли.

Нарушения памяти:

  • криптомнезия;
  • конфабуляция;
  • эхомнезия.

Эмоциональные расстройства:

  • гипертимия;
  • эйфория;
  • депрессия;
  • навязчивые эмоции;
  • растерянность.

Способы совершенствования

Фото 7В организме человека все взаимосвязано. Это относится не только к работе внутренних органов, но и к эмоциональному состоянию. Ключевой процесс, без развития которого крайне сложно подтянуть другие, — сила воли. Для ее совершенствования психологи рекомендуют применять ряд методик:

  1. Постоянно ставить перед собой цели.
  2. Чаще давать публичные обещания или заключать пари.
  3. Не корить себя за недостатки или ошибки. Сила воли снижается при постоянном чувстве вины. Если что-то не получилось, нужно пересмотреть ситуацию с разных сторон, подумать, как можно поступить в следующий раз, если что-то подобное повторится.
  4. Контролировать распорядок дня. Чтобы получать энергию на выполнение различных задач, нужно избегать соблазнов, правильно питаться, спать не менее 8 часов за сутки.
  5. Планировать каждый день заранее.
Чтобы получить максимальный эффект, необходимо комбинировать предложенные методики.

Психические процессы — кратковременные структурные элементы психики, которые продолжат развиваться на протяжении всей жизни человека. С их помощью индивид реагирует на изменения окружающего мира, воспринимает, усваивает новую информацию, поступает определенным образом в разных ситуациях.

Рейтинг автора
Автор статьи
Анастасия Беляничева
Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.
Написано статей
165

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: