Содержание
На протяжении жизни человек развивается, самосовершенствуется. На каждом этапе взросления совершенствуются психологические процессы. Основные из них — запоминание информации, мышление, речь, воображение и т. д. Каждый из них выполняет определенную роль в познании окружающего мира, развитии навыков.
Понятие и структура
Психические процессы в психологии — динамическое отражение реальности, которое проявляется в различных формах. Структура:
- познавательные;
- эмоциональные;
- волевые.
Психические процессы:
- возникают на фоне воздействия внутренних и внешних раздражителей;
- одушевляют, оживляют организм;
- имеют начало, развитие, конец.
Они отличаются друг от друга:
- продолжительностью;
- психическим напряжением;
- уровнем психофизиологических ресурсов;
- общим состоянием (отрицательным, положительным);
- уровнем интенсивности.
Изучение и исследователи
Впервые о душевных проявлениях заговорили во времени античности, но изучение психических процессов началось 19 веке.
По мере изучения сформировалось несколько концепций:
- Представители направления, сформированного Жaном Пиaжe провели множество экспериментов, исследований, в ходе которых выяснили, что высшие психические функции развиваются прижизненно, но этот процесс останавливается в подростковом возрасте. Развитие полностью останавливается, когда заканчивается морфологическое созревание организма.
- Л.С. Выготский разработал другую концепцию. Согласно ей, развитие психических функций продолжается на протяжении всей жизни. Оно связано с влиянием факторов окружающей среды, воздействием социума, наследственными предрасположенностями.
Функции и место в жизни человека
Психические процессы отвечают за ряд функций:
- восприятие, обработку информации;
- отражение реальности;
- управление деятельностью;
- развитие, самосовершенствование;
- формирование творческих начинаний;
- оценку окружающей действительности.
Виды
Ученые выделяют три вида психологических процессов — познавательные, эмоциональные, волевые. Каждый из этих видов имеет несколько подвидов.
Познавательные
С помощью познавательных процессов человек усваивает новую информацию, развивает умения, получает опыт. Индивид собирает новые данные, перерабатывает их, хранит в памяти.
Ощущение
Ощущение — психическое отражение состояний, свойств окружающей среды. Чтобы человек мог получать информацию, на него должны воздействовать раздражители. Органы чувств имеют рецепторы, которые отвечают за прием и передачу нервных импульсов. Поскольку полученные данные не обрабатываются умом или культурой, они считаются натуральными, правдивыми.
Восприятие
Восприятие — психический процесс, с помощью которого формируются явления внешнего мира, образы предметов. Если сравнивать с ощущениями, восприятие можно назвать предметным, целостным.
На формирование общей картинки предмета или явление влияют:
- настроение;
- ожидание;
- сила желания;
- первичные данные о субъекте;
- фантазии.
Поэтому итоговый результат не всегда соответствует ожиданиям, его нельзя назвать полностью независимым.
Представление
Отражает явления, предметы, с которыми человек в данный момент не контактирует. Образы создаются по прошлому опыту. Поэтому результатом представлений можно назвать вторичный опыт.
Воображение
Погружение человека во внутренний мир. В нем создаются представления, картинки, образы. С помощью воображения можно увидеть образ, к которому не получается прикоснуться в реальном мире. Воображение связано с развитием памяти, творческих начинаний.
Мышление
Отвечает за возможность решать экстренные задачи. При этом подбираются такие пути решения сложившейся ситуации, которые не применялись ранее. Другой вариант трактовки понятия «мышление» — бесконечный поток различных смыслов, картинок, мыслей.
Память
Врожденная способность запоминать необходимую информацию, чтобы в нужный момент ей воспользоваться. Одна из составляющих памяти — забывание. Он нужен, чтобы быстро вспоминать нужную информацию. Если бы человек не умел забывать, у него бы появились проблемы с воспроизведением того, что требуется в определенный момент.
Внимание
Сложная система отбора информации. С ее помощью человек воспринимает только данные, которые ему нужны. Существует два вида внимания:
- непроизвольное — человек обращает внимание на яркие цвета, громкие звуки, быстрые движения;
- произвольное — выбор цели, на которую необходимо обратить внимание, выполняется самостоятельно.
Эмоциональные
Эмоции в психологии — процессы, которые отражают оценку, личную значимость внутренних, внешних ситуаций, влияющих на жизнедеятельность человека.
Активные
К активным эмоциональным психическим процессам относится аффект — кратковременное, сильное эмоциональное переживание, которое сопровождаются висцеральными, двигательными проявлениями. Аффекты начинают активно развиваться только в экстренных ситуациях, когда человек не может найти ни одного варианта адекватных решений.
Пассивные
К пассивным эмоциональным психическим процессам относятся чувства. Они отличаются от потребностей, настроений, эмоций. Чувства проявляются открыто только в особые моменты, при сильных переживаниях. Чаще они скрыты внутри человека, не проявляются.
Волевые
Сознательное регулирование своей деятельности, поведения. Активизируются с целью преодолеть внешние, внутренние барьеры, чтобы добиться необходимого, изменить себя.
Решение
Решение — это волевой акт. С его помощью человек вносит определенность в сложившуюся ситуацию, свои дальнейшие действия. Часто случаются ситуации, когда индивид не может понять, как ему правильно поступить.
Исполнение
Исполнение — активные действия. Начинаются, когда индивид получил информацию о ситуации, проанализировал ее, придумал способ решения проблемы.
Усилие
Чтобы усилить желание делать что-то, индивид должен быть мотивирован. Мотивация зависит от преобладающих потребностей, желаний.
Проблематика
Из-за психических расстройств затормаживается развитие, возникают проблемы с восприятием, усваиванием новой информации. Нарушения восприятия:
- ложные узнавания;
- обман чувств;
- искажение воспринимаемых объектов.
Расстройства мышления:
- переоценка идей;
- бредовое состояние;
- навязчивые мысли.
Нарушения памяти:
- криптомнезия;
- конфабуляция;
- эхомнезия.
Эмоциональные расстройства:
- гипертимия;
- эйфория;
- депрессия;
- навязчивые эмоции;
- растерянность.
Способы совершенствования
В организме человека все взаимосвязано. Это относится не только к работе внутренних органов, но и к эмоциональному состоянию. Ключевой процесс, без развития которого крайне сложно подтянуть другие, — сила воли. Для ее совершенствования психологи рекомендуют применять ряд методик:
- Постоянно ставить перед собой цели.
- Чаще давать публичные обещания или заключать пари.
- Не корить себя за недостатки или ошибки. Сила воли снижается при постоянном чувстве вины. Если что-то не получилось, нужно пересмотреть ситуацию с разных сторон, подумать, как можно поступить в следующий раз, если что-то подобное повторится.
- Контролировать распорядок дня. Чтобы получать энергию на выполнение различных задач, нужно избегать соблазнов, правильно питаться, спать не менее 8 часов за сутки.
- Планировать каждый день заранее.
Психические процессы — кратковременные структурные элементы психики, которые продолжат развиваться на протяжении всей жизни человека. С их помощью индивид реагирует на изменения окружающего мира, воспринимает, усваивает новую информацию, поступает определенным образом в разных ситуациях.