Развитие.......
Все, что мы публикуем и о чем пишем, является нашим внутренним опытом или осознанием.

Каждая статья наполнена психологическим или философским содержанием, с которым сталкиваемся на практике.

Виды и функции рефлексии в психологии

Фото 1875Проблема самопознания затрагивает психологию личности. Человек способен изучать окружающий мир, взаимодействовать с ним, оценивать результаты этого взаимодействия. Эти навыки изучены, классифицированы. Для их усвоения человек использует готовые шаблоны, учится у других людей. Процесс познания самого себя сложнее. Он малоизучен, требует самостоятельной работы. Рефлексия в психологии — это особый инструмент, позволяющий познать, изменить свою личность.

Понятие и суть

Термин «рефлексия» происходит от лат. reflexio — отражение, оборачивание. У человека есть физические рефлексы — набор действий, которые он выполняет автоматически, реагируя на внешнюю среду. Это спонтанный процесс, который не требует обдумывания, сознательного усилия. В психологии рефлексия — такой же ответный процесс со стороны психики. Но он, в отличие от рефлексов, требует серьезной умственной работы.

Рефлексия — это самоанализ. Он не относится к врожденным процессам: человек не осмысливает свой внутренний мир, если он не владеет навыками самопознания и самооценки. Рефлексия требует ответственного отношения и объективности. Чтобы оценивать себя, свои поступки и взаимоотношения с окружающими, необходимо нормально воспринимать самокритику.

Историческая справка

Фото 1876Рефлексия как целостный процесс интересует философов, политиков, бизнесменов и работников творческой сферы. Интерес к самопознанию появился у человека сразу после осознания себя живым мыслящим и способным творить индивида. В попытках понять, как работает самовосприятие, ученые античной эпохи предлагали разные версии. Одни уверяли, что возможность осознавать себя — проявление божественного начала. Другие полагали, что эта способность присуща всем живым существам, а не только людям.

Понимание рефлексии, как процесса самонаблюдения, предложил философ Э. Гуссерль. Эта деятельность подчиняется потребностям и зависит от направленности. Когда человек хочет оценить воспоминание — он вспоминает, когда ему нужно представить — он фантазирует.

Рефлексивность тесно связана с творчеством. Субъект, накапливая жизненный опыт, переосмысливает и проецирует его. Этот процесс называется рефлексивно-инновационным. Исследователи С. Степанов, И. Семенов обнаружили прямую связь между творчеством и личностными особенностями человека. Они выделили 4 подхода к пониманию рефлексии:

  • Фото 1877личностный — выстраивание «я-образа» происходит в результате социализации, активной деятельности.
  • когнитивный — рефлексия как навык субъекта оценивать, выделять и соотносить ситуации со своим опытом.
  • коммуникативный — рассматривает развитие общества как процесс познания человека человеком;
  • кооперативный — рассматривает деятельности группы, а не отдельной личности.
Для человека личностная рефлексия — метод развития сознания. С ее помощью он проводит внутреннюю работу, приводящую к качественным изменениям ценностей и стремлений, формированию целостной личности.

Роль в психологии и повседневной жизни

Фото 1878В отличие от рационального рассуждения, рефлексия эмоционально окрашена. Отрефлексировать в психологии можно любое явление, но результат может принести разные эмоции.

Рефлексия — сложный многосоставный комплекс, в котором осознание происходит по двум путям параллельно:

  • когнитивном — личное восприятие соотносится с нормами, принятыми в обществе;
  • эмоциональном — оценка себя в соответствии со своими ожиданиями.
Если в результате эмоционального осмысления человек придет к выводу, что он не дотягивает до установленной планки, у него снижается самооценка и возникает разочарование. Чтобы избежать негативных эмоций, люди отказываются от рефлексии, боясь случайно навредить себе.

И хотя психологи настаивают на необходимости самопознания, они также предупреждают, что чрезмерно увлекаться этим нельзя. Постоянный самоанализ вызывает неврозы, депрессию и эмоциональную нестабильность.

Классификация

Выделяют 5 самостоятельных форм направленности сознания:

  1. Фото 1879Личностная — осмысление внутреннего мира направлено на анализ личности, целей, мотивов, моральных ориентиров.
  2. Логическая — оценка особенностей мышления необходима для нормальной учебной деятельности, способности думать над информацией.
  3. Когнитивная — анализ качества знаний, соответствия багажа знаний требованиям общества и выбранной специализации.
  4. Межличностная — оценка общения, отношений с людьми, анализ причин конфликтов, социальной активности.
  5. Социальная — оценка отношения людей, изменение поведения в соответствии с ожиданиями, выбор стратегии поведения.

Рефлексия может иметь временную привязку. В зависимости от направленности выделяют:

  • ретроспективную — оценку событий, которые уже произошли;
  • перспективную — предвидение результатов действий на основе предыдущего опыта.

Применение обоих видов самопознания необходимо для гармоничного развития. Разбор ошибок позволяет человеку отказаться от невыгодных стратегий поведения и выработать те, которые приблизят к цели. Рефлексивная личность успешнее в работе и личных отношениях.

Функции и задачи

Фото 1880Самопознание помогает здраво оценить сильные и слабые стороны своего поведения. Также регулярная рефлексия выполняет ряд других функций:

  1. Познавательная — формирует в сознании образ «Я», представления личности о себе. Это основа самопознания, которая помогает осознать себя отдельным самостоятельным индивидом.
  2. Регулятивная — повышает уверенность в себе через способность регулировать поведение. Отличает человека от животных.
  3. Смыслотворческая — помогает определить мотив поступка, отделять импульсивное поведение от рационального.
  4. Проективная — прогнозирование будущего по результатам анализа прошлого опыта. От нее зависит способность управлять желаниями, распределять их по степени важности.
  5. Функция развития — создание целей по накоплению знаний и развитию навыков, необходимых для самосовершенствования.
Рефлексия помогает развивать необходимый компонент психики — силу воли. Без нее достижение целей невозможно.

Способы применения

Фото 1881Врожденной склонности к самоанализу у человека нет. Рефлексия относится к интеллектуальной деятельности и требует развития возрастных навыков:

  • самоидентификации;
  • самоанализа;
  • самооценки;
  • самокритики;
  • социализации.

У новорожденного младенца нет способности рефлексировать. Она появляется позже, когда у ребенка появится осознание себя, как субъекта деятельности. Впервые это происходит в 2,5–3 года. Ребенок пытается отстоять самостоятельность, специально нарушая запреты взрослых и проверяя реакцию. Проанализировать и оценить свое поведение он еще не способен.

Второй этап развития рефлексии начинается под влиянием учебной деятельности и наступает в 6–7 лет. Ребенок учится анализировать свое поведение и поведение других детей, стремится занять свое место в иерархии класса. Самооценка зависит от мнения взрослых: родителей и учителя.

В подростковом возрасте формируется навык самооценки. Нестабильный гормональный фон, умноженный на чрезмерную рефлексию часто приводит к негативному самовосприятию. Подросток зацикливается на недостатках, недоволен внешностью, отношениями со сверстниками. В этот период ему особенно нужно понимание со стороны взрослых. Если развитие личности проходило правильно, к 16 годам способность к рефлексии уже наработана. Самокритика больше не мешает подростку оценивать себя здраво.

Фото 1882После 20 лет развитие рефлексии не останавливается. В течение жизни человек приобретает новый опыт, облегчающий и обогащающий самопознание. Важно не останавливать саморазвитие.

Примеры упражнений для развития

Если человек старше 20 лет осознает, что его уровень самопознания низкий, ситуацию можно исправить. В этом помогут простые методы, с которыми справится каждый:

  1. Медитация. Люди не решаются начать медитировать, сомневаясь в своей способности удерживать концентрацию внимания в течение долгого времени. Начать можно с 3–5 минут в день. Нужно сесть в удобную позу, закрыть глаза и сконцентрироваться на дыхании. Отстраненность упорядочит мысли и подготовит к рациональному обдумыванию ситуации.
  2. Ведение дневника. Перенос мыслей на бумагу дисциплинирует и помогает избавиться от накопленного негатива. Перечитывание дневника помогает посмотреть на свои размышления со стороны, ослабить эмоциональную привязанность.
  3. Фото 1883Работа с аффирмациями. Повторение позитивных установок повышает самооценку и уровень доверия к себе. Для усиления эффекта нужно проговаривать предложения, глядя на свое отражение в зеркале. «Я уважаю себя, я доверяю себе, мои ошибки и мой опыт не определяют мое будущее» – примерный набор фраз, с которых можно начинать самоанализ. Аффирмации снижают нервное напряжение, повышают концентрацию.

Нельзя заниматься рефлексией в плохом настроении. Вначале нужно успокоиться, восстановить эмоциональное равновесие и только потом приступать к анализу. Даже если вывод будет неутешительным, нужно постараться найти повод, чтобы себя похвалить. Так получится удержать свою самооценку на объективном уровне.

Если попытка рефлексии всегда вызывает негативные эмоции, не нужно заставлять себя. Эта характеристика говорит о серьезных внутренних противоречиях. Их необходимо прорабатывать вместе с психологом. Ошибка, которую индивид может случайно допустить, способна ухудшить ситуацию. Поэтому погружаться в негативное состояние без присмотра психолога нельзя. Главное в рефлексии — не навредить себе.

Интересное видео

В видео описываются основные ошибки, которые допускают новички проведении рефлексии:

Рейтинг автора
Автор статьи
Анастасия Беляничева
Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.
Написано статей
126

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: