Содержание
Внутреннее «Я» выражается разными факторами, проявлениями. Самосознание в психологии — сложный психический процесс, через который отражается внутренний мир человека. Каждый индивид по-разному думает о себе. При оценке собственных качеств, способностей человек познает свою индивидуальность.
Суть
Самосознание — сложный психический процесс, через который человек относится к своему телу, поступкам, оценивает личные чувства, переживания, интересы. Через него личность осознает место в социуме. Самосознание — результат человеческого развития.
Развитие самосознание происходит в несколько этапов:
- До года. Малыш учится отделять себя от окружающего мира и людей. Познание происходит через игры.
- От 1 до 3 лет. Ребенок пытается выполнять разные действия по времени.
- От 3 до 7 лет. Малыш учится говорить о себе в третьем лице, пытается показать свою независимость.
- От 7 до 12 лет. Ребенок пытается адаптироваться в социуме. Этому способствует обучение в школе.
- От 12 до 14. Дети интересуются собственной личностью. Ребенок пытается сравнивать себя со взрослыми.
- От 14 до 18 лет. Подростки пытаются «найти себя», повлиять на самосознание.
В процессе взросления ребенок усваивает:
- ценности и нормы семьи;
- собственный образ как источник индивидуальных качеств, способностей;
- отношение родителей, выраженное эмоциональными и когнитивными оценками;
- самооценку родителей и других близких родственников;
- методы регуляции поведения ребенка со стороны взрослых.
История изучения
Самосознание начало изучаться еще несколько сотен лет назад, но активных работ в этой области не проводилось до начала XX века. Период между 20–30 годами был назван «подростковым бумом», при котором психологи активизировали деятельность в разных направлениях. Основные работы по изучению сознания, самосознания появились в периоде между 30–40 годами XX века. Большой вклад в изучение этих областей внесли и зарубежные психологи, и отечественные ученые.
Функции и цели
Цели:
- Познание, переживание внутреннего мира.
- Отражение мира.
- Изучение чувств, эмоций.
- Преодоление психологических барьеров, страхов, которые мешают развиваться, перекрывают определенные сферы жизни.
Главная функция самосознания — оценка себя со стороны, изучение личных мотивов, результатов поступков. Дополнительные задачи:
- интерпретация опыта;
- определение ожиданий;
- обеспечение внутренней согласованности;
- выявление личных границ.
Теории
Основу понятия самосознание сформулировал Рубинштейн. Индивид с помощью самосознания может понимать себя, структуру взаимоотношения с людьми, воспринимать личное окружение.
По теории Выготского, человек начинает полноценно осознавать себя только под конец подросткового периода. Он связал данный процесс с возможностями раздумывать, размышлять.
По теории Мерлина, функция понимания себя состоит из нескольких компонентов:
- Осознание себя как объекта деятельности.
- Понимание собственных чувств, эмоций.
- Выявление отличий от других людей.
Среди основных критериев оценки сознания можно выделить:
- Обособленность индивида от окружающего мира.
- Осознание возможности управления своими поступками, словами и т. д.
- Оценка качеств окружающих, примерка их к себе.
- Осознание личных потребностей и мотивов поступков.
- Выявление и понимание своих качеств.
Механизм формирования
Основные механизмы формирования самосознания:
- Принятие точки зрения других людей.
- Развитие межличностных отношений.
- Семейная идентичность.
- Система контроля за собственными эмоциями, чувствами, желаниями.
- Осознание психических явлений.
Уровни
Для определения своих индивидуальных качеств проводится самопознание, которое происходит путем:
- самонаблюдения за результатами деятельности;
- осознания оценки других людей относительно своих поступков;
- анализа личных ощущений, эмоций.
При самопонимании человек оценивает мир и социум, в котором он живет. Индивид определяет:
- стиль существования;
- ценности общества;
- мораль;
- религиозность, духовность.
Чувственное
Это низший уровень. Ощущение психосоматических процессов, протекающих в организме совместно с переживаниями, чувствами, эмоциями. Благодаря этому можно достичь самоидентификации.
Образно-личностное
Осознание человеком себя как деятельного начала. Проявляется самоактуализацией, самопереживаниями.
Аналитическое
Осознание индивидом содержания мыслительных процессов. Благодаря этому осуществляется самоосмысление, самоанализ. Человек можно наблюдать за поведением, чувствами, эмоциями со стороны. Позволяет выявить основные ошибки в поведении и подобрать другую тактику действий.
Деятельное
Это синтез трех основных уровней — чувственного, образно-личностного, аналитического. Благодаря ему осуществляются мотивационные функции.
Структура
Самосознание имеет сложную структуру со множеством компонентов, которые отвечают за выполнение разных функций.
Самопонимание
Когнитивный элемент. Представление личности о своем темпераменте, внешности, способностях, талантах.
Самоотношение
К нему относится направленная на себя критика, оценка личных возможностей, самоконтроль. Они оцениваются с адекватной стороны. Проявляется как себялюбие и принятие всех недостатков.
Саморегуляция
Стремление к социализации. Любой человек хочет, чтобы его признавало общество, он получает от окружающих одобрительные отзывы относительной своих увлечений. Личности важно получить определенный социальный статус.
Самоактуализация
Многие специалисты считают самоактуализацию не одним компонентов из структуры самосознания, а тем, что связано с ним неразрывно, развивается совместно. Отвечает за развитие способностей до максимального уровня. При наличии конфликта могут привести к саморазрушению.
Самооценка
С помощью самооценки человек может объективно оценивать силы, возможности, распределять их для достижения цели. Самооценка бывает заниженной или завышенной, что будет влиять на восприятие личных способностей.
Притязания
Уровень самооценки, который определяет возможность достижения поставленной цели, дальнейшее развитие индивида.
Структура Я-концепции
Основной продукт самосознания — образы Я. Основные:
- Я-фантастическое.
- Я-идеальное.
- Я-реальное.
Исследователи делят их на группы, разработанные Ш. Самуэлем.
Я-телесное
Каждый человек воспринимает свое тело по-разному. Чаще мысленное представление отличается от того, что индивид видит в зеркале. При формировании картины в мозгу задействуются сигналы, поступающие от отдельных участков тела.
Настоящее Я
Совокупность мнений о себе в настоящее время. Может не соответствовать реальности. Оно зависит от характера, наличия психических нарушений.
Я-динамическое
Представление о себе, но с проекции объекта, которым хочется стать. Зависит от социального статуса, успехов в прошлом, наличия умений, талантов. При этом динамическое Я может изменяться при появлении чувства зависти или жадности.
Я-фантастическое
Это фантастическое представление индвида о будущем, в котором все сложилось согласно желаниям. С возрастом Я-фантастическое прослеживается менее явно. Наиболее активно проявляется в юношеском возрасте.
Я-идеализированное
Комплекс представлений о том, кем хотелось бы видеть себя сейчас или в будущем. Зависит от ситуации в конкретный момент.
Я-представляемое
К нему относятся образы, которые личность выставляет на показ перед окружающими, чтобы скрыть недостатки, слабости. Я-представляемое отвечает за две функции — адаптацию, защиту.
Представляемое Я похоже на Я идеальное. Если они начинают сильно отличаться друг от друга, случается внутренний конфликт, который может привести к фрустрации.
Я-фальшивое
Его можно назвать самообманом личности. От фальшивого Я зависят патологические защитные механизмы личности.
Отклонения
Отклонения от нормы самосознания постепенно приводят к снижению самооценки, самоуважения, что проявляется:
- социальной деградацией;
- асоциальностью;
- преступностью;
- жестокостью.
Методы совершенствования
Методики включают:
- Самопринятие.
- Изменение контроля над собой.
- Выделение себя из окружающей среды. Это умение относится к собственной индивидуальности как личности.
Ошибки
Возможные проблемы:
- Отказ от самопознания.
- Растрачивание потенциала в пустую.
- Размывка границ времени.
- Боязнь новых знакомств и отношений.
Самосознание — совокупность представлений человека о самом себе, психический состояний, телесных ощущений. Оно берет начало из сознания, но формируется в процессе социализации личности, ее восприятии внешнего мира.